Зарождение философской мысли в средневековой Руси
Лекция 8. История русской философии Идейно-теоретические источники развития русской философии. Зарождение философской мысли в средневековой Руси. Русская философия в эпоху Просвещения (XVIII в.) Специфика русской философии XIX – XX вв. 5. Русская философия XX века. Русский космизм «Источник философского познания – целостная жизнь духа, духовный опыт» Н.А. Бердяев.
Идейно-теоретические источники развития русской философии История философской мысли в России является органической частью как мировой философии, так и отечественной культуры: § с одной стороны, русская философия в ее развитии показывает, что основные проблемы мировой философии были и ее проблемами, хотя способы их осмысления носили глубоко национальный характер; § с другой стороны, русская философия являет собой самостоятельное, обладающее неповторимым национальным своеобразием, действительно оригинальное философское направление, достойно представляющее Россию в европейской философской традиции. В русской философии ярко выражены самобытные черты национальной (русской) идеи, многообразные стороны отечественной истории, взаимодействие с другими формами общественного сознания (историей русской науки, искусства, литературы, публицистики, этики и религии). На этом основании рассмотрим особенности формирования русской философии. Русская философия зарождалась в условиях «великого синтеза» культур и типов философствования: западноевропейского (рационалистического), восточного (византийского, с его интуитивным мироощущением, включенным в русское самосознание через православие). Это тот культурно – исторический фон, на котором происходило ее становление. История отечественной философии развивалась в тесной связи с мировой философской культурой. В ней представлены все разделы философского знания: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и другие. Данное обстоятельство явилось поводом к утверждению, что будто история русской философии есть история подражания западноевропейским образцам. С содержательной стороны русская философия представлена ведущими для нее темами – темой России, постижения смысла ее существования в истории, темой человека, его судьбы и смысла жизни, темой общественного развития. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии, выраженную в доминировании моральной установки при анализе многих проблем. Русская философия теснейшим образом связана с религиозным миросозерцанием. Ряд русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения. Русская философия часто проявлялась через другие идеологические формы: нередко собственно философские идеи выражались в литературных и публицистических произведениях (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского). Итак, бесценный духовный опыт, добытый русской философией, позволяет говорить о ней как о самобытной, достаточно оригинальной, плюралистической и актуальной. Огромный, исторически значимый материал философских исканий прошлого вписывается в рамки Х – ХХ веков. В вопросе о периодизации истории отечественной философии современные исследователи выделяют: § X–XV вв. – период предыстории русской философии; § XVI–XVII вв. – время ее становления, когда происходит зарождение теоретического мышления; § XVIII в. – обособление философии от религии и утверждение ее как теоретического знания; § XIX–XX вв. – фундаментальная разработка проблем социального преобразования и методологии науки. Зарождение философской мысли в средневековой Руси Начальный период становления русской философии – X-XVII века – время глубоких социально-политических и культурных изменений, обусловленных: § образованием древнерусского государства – Киевской Руси; § влиянием византийской культуры; § возникновением славянской письменности; § принятием христианства, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии. Однако философская традиция в решающей степени определилась важнейшим историческим событием – крещением Руси. Принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией, от которой она восприняла многие положения раннехристианского богословия (Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина). Значительное воздействие на русскую философскую мысль оказал исихазм (от греческого – покой, тишина, безмолвие) – течение мистического православия, распространенное в Византии IV – VII вв. В узком смысле, под исихазмом понимается религиозно-философское учение византийского богослова Григория Паламы (XIV в.). В более широком смысле, исихазм – этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом, которое достигается в результате сосредоточенности ума (с помощью особого положения тела), регуляции (задержки) дыхания, обращения внимания на короткую, с каждым вдохом повторяемую молитву. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека и их последователей. Византийские корни имела и концепция «Москвы - третьего Рима», которая была сформулирована в посланиях монаха Филофея. В начале XVI в. Филофей изложил в послании царю Василию III свою знаменитую теорию, утверждающую мысль о необходимости сохранения православного христианства как подлинно истинного учения. Он констатирует идею «странствующего царства», восходящую к ветхозаветной книге пророка Даниила, согласно которой существовало четыре царства, последовательно сменявшие друг друга в мировой истории (вавилонское, мидо-персидское, эллино-македонское, римское). С падением римского царства мировым центром признается православный Константинополь («второй Рим»), который также прекратил свое существование под напором турок. Филофей объясняет гибель двух Римов изменой истинной вере. Установление христианского царства в Москве представляет собой последнюю попытку создать земной православный град и задержать пришествие антихриста. «Третий Рим» – Москва – является, по Филофею, истинным православным продолжателем христианского учения и ему «стоять вечно». Итак, в теории содержится идея смены богоизбранности народов, отвержения одного и призвания другого народа как оплота христианства. В целом, начальный этап развития русской религиозно-философской мысли был периодом усвоения интеллектуального наследия, полученного Русью вместе с принятием христианства. Однако эти столетия заложили основы самостоятельного философствования. Русские мыслители обращаются к проблемам, которые и в дальнейшем будут ведущими в русской философии. Историософская проблема, содержащая глубокие размышления о судьбе России, о предназначении русского народа и русского государства в мире, имела первостепенное значение. Уже в сочинении первого древнерусского мыслителя, священника, киевского митрополита Илариона (XI в.) – “Слово о законе и благодати” осмысливается ход и направленность мировой истории, место и роль Руси в историческом процессе. Согласно Илариону, мировая история совершается по определенному Богом плану, а само движение воплощается в приобщении все новых народов к благодати (христианству). При этом отечественная история рассматривается как ответвление мирового процесса. Иларион выражает патриотическую мысль о великом предназначении своего народа, его право и способность творить великие свершения. Следуя византийской традиции ориентации на идеал «Священного царства», автор сформулировал идею «Священной Руси» – особой миссии русского царства и русского народа. Она явилась начальным этапом становления «Русской идеи» как выражения национального самосознания, мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущего. Одно из центральных мест в русской мысли заняла проблема государства, власти и права, отношения между церковью и государством. Русская церковь заимствовала у Византии идею священной миссии царской власти, согласно которой царь подобен всевышнему Богу. Священный смысл царской власти обосновал Иосиф Волоцкий (ок. 1439 – 1515), высказавший идею об обязанности царя быть Божьим слугой, о единстве церкви и государства. Призвание светской власти он усматривал в попечительстве над монастырями и церковью, и поэтому залог процветания церкви видел в укреплении самодержавия. Отношение к царской власти высказал Юрий Крижанич (ок.1618 – 1683) – видный славянский мыслитель, хорват по происхождению. Он возлагал большие надежды на московского царя в деле объединения и защиты всего славянского народа. Проблема человека, его нравственного совершенствования была в центре внимания русской средневековой философии. Под влиянием византийской культуры в религиозно-философских трактатах значительное место занимает морально-назидательная тематика, включающая этический кодекс поведения. Об этом свидетельствуют «Поучения» Владимира Мономаха (1053 – 1125), «Домострой» Сильвестра, содержащий детальную регламентацию различных сторон жизни христианина. Тяга к изучению духовного мира человека стала предметом исследования выдающегося византийского гуманиста – просветителя Максима Грека (ок. 1475 – 1556), философское творчество которого представляет величайшее достижение русской средневековой философии. В этом отношении примечательно высказывание Максима Грека: «Человек не должен уподоблять себя бездумно бессловесным животным», он призван к возвышенной духовной деятельности. Таким образом, средневековая философия на Руси: § развивалась в тесной связи с западноевропейским Средневековьем и его религиозной направленностью. Поэтому отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения составляют специфику русской философии данного периода; § ориентировалась на самобытность, обусловленную своеобразием русской действительности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1502)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |