Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская философия XX века. Русский космизм



2015-12-04 3654 Обсуждений (0)
Русская философия XX века. Русский космизм 5.00 из 5.00 6 оценок




Наиболее оригинальным и в то же время богатым традициями в русской философской мысли является направление русского космизма, возникшее в России в первой половине XIX в. и продолжавшее существовать примерно до второй половины XX в.

Русский космизм – специфическое мировосприятие органического единства человека с природой, космосом. Такой взгляд на мир присущ любой культуре, и поэтому русский космизм можно рассматривать как срез мирового общекультурного целого. Однако он обладал и своим собственным, ни на что другое не похожим видением мира. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры соединяются с научными концепциями о мире. Русский космизм наделяется потенцией воссоединить научные, философские и утопические идеи.

Рассмотрим истоки формирования русского космизма.

Философия русского космизма явилась откликом на духовно-интеллектуальную атмосферу кризиса цивилизации, ставшего трагически очевидным на рубеже XIX – XX вв. Космизм формировался как антитеза той парадигме мышления, которая утвердилась еще в науке Нового времени и господствовала в период «космической философии». Эта парадигма в основе своей содержала достаточно жесткое разделение человека и природы, предполагала возможность преобразования ее на основе познания объективных законов в интересах человека и в целях утверждения своего господства над природой. В космизме была предпринята попытка преодолеть сложившуюся ситуацию, возродить целостное видение мира и восстановить нарушенную связь между человеком и космосом.

Среди истоков этого учения обнаруживаются западные влияния. К западным корням русского космизма можно отнести европейскую научную и философскую концепцию Ф. Шеллинга о том, что человеческая природа неотделима от вселенского целого. У истоков немецкого варианта философии космизма стоял А. Гумбольт, автор пятитомного труда «Космос». Французский вариант философии космизма представлен концепцией «творческой эволюции» А. Бергсона. Есть генетическая связь с античной космологией – с ее пониманием «живого космоса», с рассмотрением человека как неотъемлемой части природы.

Восточные истоки русского космизма восходят к русской общекультурной традиции, где было сильно влияние византийского православия: представление о космосе как живом организме, находящемся в непрестанном взаимодействии с творцом, о важной роли человека в этом взаимодействии.

К собственно философическим основам русского космизма можно отнести разработку концепции всеединства в трудах В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина. Теоретико-познавательная сторона (гносеологическая) представлена теорией «цельного знания» И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, «цельным мировоззрением» П.А. Флоренского. Разработка теоретических оснований русского космизма в значительной мере принадлежит Н.Ф. Федорову с его проектом «общего дела».

Существенное влияние на философское осмысление мироздания имели открытия русских ученых. В первую очередь следует назвать Н.И. Лобачевского, И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, К.А. Тимирязева, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.А. Умова, В.М. Бехтерева, исследования которых знаменуют исключительные успехи русской науки. Синтез естествознания и гениальных догадок в области космизма в трудах русских ученых ознаменовал появление направления естественнонаучного русского космизма.

Все перечисленные факторы послужили основой возникновения уникального направления в мировой культуре и философии – русского космизма.

Сам термин «космизм» получил распространение в отечественной литературе в 80-х годах XX в. Этому способствовали успехи в основании космоса и рост интереса к трудам К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Я. Чижевского. В русском космизме различают:

1) религиозно-философское течение, включающее в себя главным образом «Философию общего дела» Н.Ф. Федорова и концепцию всеединства В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина;

2) естественнонаучное течение, поставившее вопрос о необходимости создания новой картины мира, основой которой выступает принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. Сама человеческая деятельность в этом свете приобретает новое измерение: общепланетарное и внеземное. В естественнонаучной форме идеи русского космизма развивали В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский, В.Н. Муравьев.

Русский космизм – многоплановое явление, ориентированное как на религию, так и на науку, культуру в целом. Оно несет с собой сгусток идей, связанных с осмыслением неразрывной связи человека и космоса, общества и окружающей природной среды.

Николай Федорович Федоров (1828-1903) считается основоположником русского космизма. Содержание его взглядов изложено в книге «Философия общего дела». Философия Н.Ф. Федорова концентрируется вокруг главной идеи – победы над смертью и воскрешения мертвых. Ради этого должно объединиться все человечество, именно это составляет его общее дело. Н.Ф. Федоров пишет: «Для природы, переходящей из бессознательного состояния в сознательное, воскрешение есть такое же необходимое и самое естественное дело, как для природы слепой естественны рождение и смерть». Проект общего дела включает ряд конкретных задач:

§ внесение целесообразности в природу, то есть регуляция природных процессов согласно нравственным принципам. Первоначальная причина царящего в мире зла лежит, по мнению Н.Ф. Федорова, в рабской зависимости всех людей от стихийных сил природы, ведущих к всеобщему разрушению. Поэтому необходимо изменить отношение людей к природе. Хищническое отношение к природе должно быть заменено сознательной ее регуляцией. Это позволит устранить самую причину смерти и ликвидировать вражду и зло среди людей;

§ достижение бессмертия, которое выражается в «полноорганности, то есть в полном подчинении органов личностям, в господстве сознания, вырабатывающего себе органы». Огромная роль в деле сохранения жизни отводится науке, которая должна максимально продлить жизнь человека и воскресить на телесном уровне. Развитие оригинальных взглядов на проблему смерти и бессмертия поставило Н.Ф. Федорова на исключительное место в истории русской философской мысли;

§ возвращение к жизни «отцов» или воскрешение предков («патрофикация»). Сыны человеческие, ставшие бессмертными, считает Федоров, не должны оставить в плену смерти тех, кто дал им жизнь, своих отцов и предков. Воскрешение отцов – высший нравственный долг, получивший название «супморализма».

Помочь людям осознать эти задачи, обосновать их научно и с нравственной точки зрения, призвана, по мнению Н.Ф. Федорову, философия. Заслуга Н.Ф. Федоров в том, он заложил возможные пути по преобразованию природы и человека: регуляции природных и космических сил, постепенного самосозидания и достижения бессмертия.

Одним из первых к осмыслению космического будущего человечества приходит Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). К.Э. Циолковскому суждено войти в историю человеческой мысли в качестве образца целостной философско-мировоззренческой системы, получившей название «космической философии». Ее смысловым центром является концепция антропокосмизма, исследующая отношения «человек - космос». Поэтому космическая философия пронизана идеей целенаправленного преобразования Вселенной в контексте человеческих целей и перспектив.

Основное внимание К.Э. Циолковский уделяет разработке концепции Вселенной, космоса, органической частью которого является человек. На уровне философской метафизики космос, Вселенная выступает у Циолковского как единый живой организм. «Вся сущность космоса, - писал мыслитель, – в зачатке жива и, принимая сложные органические формы, способна чувствовать радость и страдание, способна мыслить, судить, представлять и действовать». В основании космической философии лежат следующие принципы:

§ принцип атомистического панпсихизма, утверждающий в качестве элементарных существ «атомы – духи». Это простейшие существа, обладающие чувствительностью. Совокупность «атомов – духов» и образует, по Циолковскому, субстанциальную основу мира. Человек также представляет «союз таких атомов», живущих в «согласии» друг с другом;

§ принцип монизма, исключающий возможность дуализма «души и тела». Он формулируется так: «Материя едина, и ее основные свойства должны быть одинаковы во Вселенной». Это означает единство материального и духовного начал во Вселенной, живой и неживой материи, человека и Вселенной, то есть его включенность в ритмы космической эволюции.

§ принцип бесконечности. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени. Она включает в себя бесконечную иерархию комических структур. Интересна мысль Циолковского о существовании в бесконечной Вселенной множества космосов;

§ принцип самоорганизации и эволюции, смысл которого выражается словами «все живо», то есть способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.

В рамках представлений о «живой Вселенной» оригинально выглядит концепция человека, в которой отражена идея совершенствования биологической природы человека в процессе космической экспансии нашей цивилизации. Общим основанием данной позиции является признание незавершенности вида homo sapiens. Человечеству предстоит «идти вперед и прогрессировать в отношении тела, ума, нравственности, познания, технического могущества». Процесс комического совершенствования человечества предполагает:

§ необходимость «управлять жизнью и природой, чтобы сделать жизнь счастливой для всего чувствующего»;

§ использовать не только естественный, но и искусственный отбор для получения совершеннейшего потомства;

§ освобождение человека от страстей;

§ приспособление к непривычным условиям космоса. Это существо, по мнению Циолковского, не будет нуждаться ни в растениях, ни в почве, ни в атмосфере. В результате, отмечает К.Э. Циолковский, «болезни уничтожатся, жизнь удлинится, старость устранится, страсти ослабятся, животная природа заменится рассудком. Цель – чувствовать всегда бодрость и радость и всегдашнюю способность к труду и размышлению».

Космическое бытие человечества К.Э. Циолковский подразделяет на 4 эры, длительностью в миллиарды лет каждая:

1) эра рождения, отличающаяся созданием гармоничной социально-экономической организации;

2) эра становления, которая будет ознаменована расселением человечества по всему космосу;

3) эра рассвета, создающая предпосылки для обладания законами Вселенной;

4) эра терминальная, связанная с переходом человечества из «корпускулярных» в «лучевые» формы существования.

Несмотря на явные черты социально-философской утопии, перспективным в антропокосмической концепции К.Э. Циолковского является:

§ убежденность в восходящем характере развития мира и самой природы человека;

§ необходимость освоения космоса как эволюционно неизбежного момента в развития цивилизации;

§ разработка конкретных научно-технических прогнозов освоения космоса;

§ попытка систематизированного изложения проблемы;

§ представление о комичности жизни.

Идея органического единства человека и космоса приобрела особую значимость в исследованиях Александра Леонидовича Чижевского (1897 – 1964).Представление о космическом детерминизме он отразил в работах «Физические факторы исторического процесса», «Земное эхо солнечных бурь», «Космический пульс жизни». А.Л. Чижевский был не только основоположником ряда новых направлений современной науки (таких, как космическая экология, гелиобиология, историометрия), он сформулировал принципы, ставшие мировоззренческими ориентирами в изучении механизмов влияния космических факторов на биологические и социально-исторические процессы на Земле:

§ принцип единства мира, субстратом которого А.Л. Чижевский считал электрон. Материя рассматривается им как проявление энергетического начала: «материальный мир есть арена последовательных и закономерных комбинаций единого мирового субстрата – электричества». Иными словами, ученый настаивал на «электро-атомистическом» мировоззрении, отмечая в структуре мира роль такой элементарной частицы, как электрон;

§ принцип универсального детерминизма, то есть причинно-следственной связи всего со всем. Детерминизм выступает формой проявления единого физического закона, лежащего в основе космоса. По словам А.Л. Чижевского, «в жизни природы все последовательно и все сопричастно связано между собою. Мир есть сложная система зависимых переменных, а не музей отдельных явлений, не перечень неподвижных факторов», –– таков вывод мыслителя. Анализируя понимание этого принципа, А.Л. Чижевский в понятие «среды» как детерминанты биологической и социальной формы организации материи, включил космическое пространство. Отсюда следовал вывод, что жизнь, как одна из форм движения материальных объектов, порождается не только планетарными, но и космическими процессами. «Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли», - отмечал Чижевский. По этой причине невозможно построение научной картины мира без введения в нее в виде обязательного компонента органической формы движения;

§ принцип воздействия энергетики космоса на энергетику земных процессов, послуживший основанием целенаправленной разработки концепции влияния космических факторов на геофизические, биологические и социальные процессы. На огромном материале А.Л. Чижевский показал наличие тесной связи ритмических изменений этих процессов с циклами космической, в частности, солнечной активности. Чижевский писал: «Мы пришли к выводу о могущественном влиянии солнечных факторов на поведение человеческих масс. Этот вывод позволил нам включить всемирно исторический процесс в ряд явлений космических». Идея о синхронности хода солнечной активности и исторических процессов Земли получила название теории историометрических циклов. Сущность ее в том, что в масштабах земного шара главные периоды жизни народов меняются синхронно с изменением солнечной активности: концентрация исторических событий достигает наивысших значений при максимуме солнечной активности и существенно уменьшается в годы ее минимума. Каждый цикл исторических событий, как и цикл солнечной активности, длится 11 лет. В нем выделяются 4 периода, для каждого из их характерна различная степень возбуждения социальной психики, и каждый длится столько же, сколько соответствующие фазы солнечного цикла. При этом Чижевский подчеркивал, что солнечная активность не управляет обществом, а только влияет на общественно-психологический фон.

Таким образом, благодаря исследованиям А.Л. Чижевского на смену доминирующему длительное время взгляду на происхождение жизни как случайного, уникального соединения благоприятных обстоятельств, приходит осознание связанности в единое целое многообразия форм живого и зависимости их существования от процессов космического масштаба.

Новый синтез космоса разработан выдающимся естествоиспытателем и мыслителем, основателем многих научных направлений Владимиром Ивановичем Вернадским (1863 – 1945). Именно ему принадлежат такие работы, открытия, гипотезы, в которых обобщаются научные достижения прошлого и на основании новых фактов и обобщений создается новая научная картина мира. В целом среди многочисленных опубликованных работ новым крупным вкладом в науку являются: «Живое вещество», «Философские мысли натуралиста», «Биосфера» и др. В них основные проблемы истории Земли и жизни на ней освещаются в неразрывной связи с космическими явлениями. В этом великий научный подвиг В.И. Вернадского как ученого и мыслителя.

В.И. Вернадский пытался построить новую логику естествознания, которая должна была привести к новому синтезу космоса, новой картине мира, отличной от общепринятой. Существо нового подхода к построению картины мира он раскрыл в статье «Два синтеза Космоса». Первый научный синтез космоса связан с именами Галилео Галилея и И. Ньютона, утвердивших физическую картину мира, в которой живая природа и человек представлялись случайным явлением в общей схеме знаний о космосе. В статье «Изучение явлений жизни и новая физика» В.И. Вернадский писал: «Не только человек, не только все живое, но и вся наша планета потерялась в бесконечности космоса». Наряду с данными воззрениями, существовало «натуралистическое» представление о мироздании, в котором «росло осознание явлений жизни, их огромного значения для космоса». В.И. Вернадскому удалось преодолеть трагическую раздвоенность точных и естественных наук в разработанном им учении о биосфере и ноосфере, которое является связующим звеном в построении новой картины мира и нового понимания основной идеи человечества о Земле как о планете.

В учении о биосфере происходит некий синтез этих двух представлений. Биосфера – не исчезающая малость в космосе, как думали до Вернадского, а единая планетарно-космическая система. В работе «Биосфера» В.И. Вернадский отмечал, что все космическое пространство заполнено изучением, составляющим космическую среду мира. Это изучение непрерывно льет на «лик Земли» мощный поток сил, которые сообщают ему новые свойства, энергию, активность. Вещество биосферы собирает энергию космического излучения и равномерно ее распределяет. Таким образом, биосферу ученый рассматривал как область земной коры, которая занята трансформацией космических излучений в земную энергию разного рода – электрическую, химическую, механическую, тепловую. «Земная оболочка» (биосфера) – это не только область вещества, но и область энергии, источник изменения планеты внешними космическими силами. Биосфера зависит не только от планетарных процессов, но является созданием космических факторов.

В связи с таким пониманием характера биосферы, ученый ставит вопрос о живых организмах и происхождении жизни. Центральным во всей системе взглядов Вернадского является понятие «живое вещество». В работе «Живое вещество» он писал: «Я буду называть живым веществом совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Мы будем при этом обращать внимание не на все свойства вещества, а только на те, которые связаны с его массой (весом), химическим составом и энергией. В таком употреблении «живое вещество» является новым понятием в науке». Иными словами, живое вещество – это совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах и соответственно различающихся массой, химическим составом, энергией. Исследования живого вещества приводят В.И. Вернадского к идее неразрывной связи живого и неживого вещества. При этом живое вещество является системообразующим фактором, а биосфера, как «земной и космический организм», связывается в единое целое живым, поскольку

§ организмы являются трансформаторами космического излучения в земную энергию;

§ биогенный ток атомов вызывается живым веществом и выражается в никогда не прекращающемся питании, дыхании, размножении;

§ во власти живого вещества находятся все минеральные и химические движения.

Из этой концепции видно, что жизнь перестраивает геологический порядок, присущий планете. Последствия совокупного действия организмов таковы, что они «несовместимы с представлением о жизни как частном планетном явлении».

Учение о живом веществе совершенно изменило взгляды В.И. Вернадского на проблему происхождения жизни. Если раньше считалось, что живое произошло путем усложнения из инертной материи Земли, то ученый признал это мнение не имеющим основания. Проблему происхождения жизни В.И. Вернадский излагает в публичной лекции «Начало и вечность жизни». Ученый отвергает старую гипотезу, характерную для религиозно-философских концепций, о начале жизни на Земле в результате абиогенеза, и формирует гипотезу биогенеза, обосновывая ее эмпирическими обобщениями:

§ нет на Земле никаких следов абиогенеза, то есть непосредственного создания живого организма из мертвой материи;

§ не было геологических эпох, лишенных жизни;

§ современная жизнь генетически связана с живым веществом прошлых эпох;

§ во все времена химические процессы в живом веществе и его химический состав были неизменны;

§ следовательно, неизменным было и количество живого вещества, то есть количество атомов, захваченных жизнью;

§ энергия живого – это лучистая энергия солнца.

Таким образом, жизнь, утверждает он, вечна. От вопроса о вечности жизни на Земле В.Н. Вернадский переходит к решению вопроса о ее космическом статусе. «Признавая биогенез … за единственную форму зарождения живого, неизбежно приходится допустить,– писал В.И. Вернадский, – что начала жизни в том Космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого Космоса. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен Космос, и всегда передавалась биогенезом». Жизнь, таким образом, есть явление комическое, а не специфически земное. Биогенез на Земле идет «от вечности» - таков вывод В.И. Вернадского.

Завершением синтетической концепции космоса явилось учение о ноосфере, изложенное в основном труде В.И. Вернадского «Научная мысль как планетарное явление». Естествоиспытатель рассматривает человечество как автономную внутри биосферы целостность, неразрывно связанную с космосом. С появлением на Земле человека, которого ученый включает в состав живого вещества, специфическая оболочка Земли (биосфера) преобразуется новой силой – человеческим разумом. Эту новую стадию в эволюции биосферы он назвал ноосферой – термином, введенным в науку Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. При этом речь не идет о предстоящем отмирании или уничтожении биосферы, а о преобразовании и дальнейшем развитии ее под влиянием человеческого разума. Итак, ноосфера (от греческого «ноос» - разум и сфера – оболочка Земли) – та область биосферы, которая испытывает воздействие человека и управляется им с помощью разума. «Это новое состояние области жизни на нашей планете, в которой человечество становится впервые мощной планетарной геологической силой, где может геологически проявиться его мысль, сознание, его разум».

Ноосферу В.И. Вернадский рассматривал в качестве материального образования, результата естественного исторического развития мира, ибо ноосфера понималась им как окружающая человека среда, а созидание ее — как регулируемый обществом процесс обмена веществом и энергией общества с природой, то есть как разумное, согласно данным науки, преобразование природы. В.И. Вернадский также сформулировал реальные объективные предпосылки перехода биосферы в ноосферу:

§ научно-техническая революция, обуславливающая способ воздействия общества на природу;

§ социальные трансформации, связанные с глубокими демократическими преобразованиями (процессом экономического и социального объединения человечества в единую мировую ассоциацию).

Главная проблема в разработке учения о ноосфере заключалась в поиске критериев, определяющих начало становления ноосферы, т.е.такого уровня развития человечества, который можно было бы принять в качестве критерия его зрелости как геологической силы. В процессе становления ноосферы выделяются два этапа:

1) стихийный – этап формирования предпосылок становления ноосферы, который начался с появлением человека. Поворотными пунктами в истории человеческой жизнедеятельности были:

§ появление homo sapiens;

§ зарождение земледелия и возникновение цивилизации;

§ систематизация знаний в древнегреческой философии и науке;

§ взрыв научного творчества конца XIX – начала ХХ веков.

Анализируя путь, пройденный человечеством, Вернадский приходит в убеждению, что в процессе становления ноосферы «вся человеческая работа была проведена человеческим сознанием, но непреднамеренно — процесс созидания не был осознан». Иными словами, поступая в каждом конкретном случае обдуманно, люди не всегда могли предвидеть конечные результаты их собственной деятельности. Этим утверждением ученый констатировал наличие в становлении ноосферы длительного периода неосознанного, стихийного накопления знаний, развития самого человека, совершенствования социальных и политических структур;

2) целенаправленный – этап действительно сознательного, разумного, творческого, планомерного преобразования обществом природы. Важнейшими факторами формирования этого этапа являются:

§ техническая деятельность, создающая современную цивилизацию. «Раньше организмы влияли только на историю тех атомов, которые были нужны для их роста размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни».

§ социально-политические факторы в жизнедеятельности общества, связанные с процессом демократизации государственного устройства, достижения социального равенства и единства всего человечества, с процессом социализации, характеризующимся увеличением гуманистических, коллективистских отношений, в охвате наукой всего человечества. Именно эти условия отвечают процессу целенаправленного создания человеком новой области жизни.

Фундаментальное значение в учении о ноосфере имеет идея автотрофности человечества. В.И. Вернадский указывал, что развитие человечества по мере формирования ноосферы характеризуется все большим освобождением от непосредственной зависимости природных факторов, и, прежде всего, в отношении продуктов питания. Ученый считал, что научные исследования в недалеком будущем позволят синтезировать сначала в лабораториях, а затем в промышленных масштабах продукты питания. «Из существа социально-гетеротрофного он сделается существом социально-автотрофным».

Таким образом, впервые в мировой науке и философии единство названных процессов было открыто и показано В.И. Вернадским. Учение о ноосфере – превращении биосферы в новую фазу развития нашей планеты под влиянием разума, преобразование планетарных процессов, равных по своим масштабам космическим, выход человека в космос и зарождение следующего этапа развития ноокосмогенеза ‑ все это является новым шагом в осмыслении единства человека и космоса.

Оценивая путь, пройденный русским космизмом, следует отметить, что он выявил жизнь в самой основе космоса и вывел фактически человека в космос. Кроме того, философские построения русского космизма ориентируют на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органической части космического единства.

Завершая обзор истории русской философии, можно сказать, что вся русская философия в своем развитии несет в себе возможность сформулировать новый взгляд на мир, ориентированный на диалог человека с природой, на оптимальное разрешение глобальных проблем современности.

 

Контрольные вопросы

1. Когда возникла русская философия? Назовите имена первых русских философов.

2. Какие этапы прошла в своем развитии русская философия?

3. Какое содержание включает в себя термин «Русская идея»?

4. Перечислите идейно-философские течения XIX - начала XX вв.

5. Назовите причины распространения марксизма в России. Являются ли
сторонники марксизма, по Вашему мнению, славянофилами или западниками?

6. Раскройте особенности религиозной философии.

7. Сформулируйте истоки и совокупность проблем направления русского космизма.

 

 



2015-12-04 3654 Обсуждений (0)
Русская философия XX века. Русский космизм 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Русская философия XX века. Русский космизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3654)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)