Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Профессиональные способности
Связана с формированием мотивов и профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулирует структуру и функции деятельности. В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различны. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств; что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно. Формирование мотивации профессиональной деятельности: Превращение общих мотивов в профессиональные мотивы. Изменение системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направления (превращение общих мотивов в профессиональные мотивы) заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием, личность оценивает профессию с точки зрения удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем большую степень потребностей человека профессия удовлетворяет, тем больше включенность в профессиональную деятельность. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь видеть все новые смыслы в профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях к падению эффективности деятельности и понижению удовлетворенности трудом. Еще одно направление изменения мотивации (изменение мотивов на разных этапах профессионализации): Выделяют 2 группы мотивов: Внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда (сам процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых навыков для развития профессиональных способностей) Внешние мотивы, находящиеся вне его содержания (в качестве мотивов выступают значимые для человека факторы: материальная выгода, социальное признание…) На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивающими наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение профессиональной деятельности.
Профессиография – описание профессий и специальностей с точки зрения требований‚ предъявляемых к человеку. При этом мы говорим о требованиях профессии. - сводка знаний о профессии и о системе требований профессии или группы профессий (обобщении). Важнейшей частью профессиограммы является психограмма. Она представляет собой анализ структуры профессиональной деятельности.Содержание и объем профессиограммы зависит от цели с которой производится изучение профессии. Возможная цель: Профессиональный отбор Профориентация и профконсультация Производственное или профессиональное обучение Рационализация режима и условий труда Профессиограмма определяет не одно изолированное качество в той или иной профессии‚ а их совокупность. Структура профессиограммы: I. Общая часть профессии Определение профессии и краткие сведения о ее назначении. Социально-экономическое значение профессии и перспективы ее развития Распространенность‚ связи с другими профессиями. Типичные организация‚ где человек с такой профессией может работать Уровень технической сложность. Основные производственные операции Требования к общей и специальной подготовке Индивидуальные качества Состав рабочих групп. Перспективы продвижения по службе Режим распределения отдыха и отдыха II. Основные производственные операции и условия труда Наименование и анализ наиболее распространенных операций Основные задачи решаемы работником: Структура деятельности по приему информации; по оценке информации; Структура деятельности на этапе принятия решения; реализации решения; Характеристика действия работника по следующим параметрам; форма действия (моторная‚ речевая, перцептивная‚ умственная) Уровень обобщенности действия Мера развернутости действия‚ необходимая для эффективной деятельности Требуемая степень автоматизированности действия (уровень освоения) Характеристика параметров (скорости, точности, быстроты) Характеристика рабочих мест и информационных средств Показатель санитарно-гигиенических условий III. Психограмма. Психофизиологические функции и анализаторные системы‚ находящиеся под преимущественной и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса работы. Пороги ощущений (оперативные – в анализаторах‚ ведущих для данной профессии). Характеристика динамики включения в работу разных анализаторов, ведущих для данной профессии Пространственное восприятие и восприятие времени Важнейшие характеристики внимания и способы его организации Координационные сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость моторных ответов при длительном их повторении. Преимущественны вид установки в данной деятельности (на скорость‚ точность‚ надежность, безопасность) Быстрота формирования переделки навыков‚ прочность психомоторных навыков Особенности хранения информации‚ объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти: долговременной‚ ратковременной и оперативной, зрительной слуховой. Характеристика реимущественных способов переработки информации‚ принятия решений. Требования к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления‚ его гибкости и критичности. Требования к надежности в работе (допустимые количественные отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени выполнения действия). Характеристика типичных ошибок по количественному признаку; по качественному; по степени осознанности; в зависимости от информационной нагрузки - чрезмерный объем, скорость информации); в зависимости от эмоционального состояния организма (норма‚ усталость…); под влиянием патологического процесса (алкоголь) Наличие и чистота ситуаций‚ вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий‚ большой ответственности, требования к эмоциональной устойчивости. Требования к волевым качествам характера (смелость‚ решительность, самообладание, находчивость‚ уверенность в своих силах). Особенности профессионального общения и требования к коммуникативным чертах.
Правильный выбор профессии зависит от того‚ насколько хорошо и объективно принимаемы на работу знакомиться с избираемыми профессиями. Неправильный выбор профессии приводит к дальнейшей значительной неудовлетворенности трудом‚ и как следствие к высокой текучести кадров. Основная цель профориентации и профотбора: уменьшение потерь‚ связанных с неудовлетворенностью работников со своей профессией. (Затраты на профессиональное обучение). Профессиональная ориентация - Система психолого-педагогических операций для удовлетворения общественных и индивидуальных нужд. Профессиональная информация - процесс формирования у молодежи общих представлений о содержании различных профессий, формах и условиях подготовки кадров и о требованиях‚ предъявляемых к человеку различными профессиями. Профессиональное информирование – первичный этап профориентации имеет разнообразные многочисленные формы. Профессиональная консультация – система пихолого-педагогических мероприятий раскрывающих и оценивающих разносторонние способности каждого человека с целью помощи ему более обоснованно выбора профессии. Вводная – адаптационная – информационная - заключительная беседа. Профессиональный отбор – научно обоснованный допуск людей к какому-либо виду профессионального обучения и деятельности. В основе отбора – оценка профессиональной пригодности. Отбор может быть констатирующий‚ свидетельствующий о пригодности и непригодности данного человека к определенной профессии и организующим. Адаптация – процесс приспособления молодого работника. Профессиональная ориентация способствует устойчивому отношению к профессии и закреплению молодых работников в организации. Профессиональная ориентация по К.К.Платонову. Предложено взаимосвязи различных форм профессиональной ориентации в схематической форме рассматривать в форме треугольника ориентации.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |