Общая характеристика системы налогообл. В РФ
Функции налогов 1. Фискальная. Изъятие у физ./юр. лиз части принадлежащей им стоимости в казну государства. 2. Распределительная/перераспределительная. Перераспределение финансовых средств с помощью налоговой системы с целью выравнивания уровня жизни различных слоев населения, уровня развития различных секторов экономики, уровня развития различных регионов. 3. Регулирующая. С помощью налоговой системы регулируется уровень воспроизводства путем усиления или ослабления налогового гнета. 4. Контрольная. Возможность оценки эффективности налоговой системы вцелом или отдельного налогового канала путем количественного сопоставления налоговых поступлений с потребностями государства.
Принципы налогообложения 1. Всеобщность. Нлоги должны платить все(образно). 2. Справедливость. • Принцип полученных плаг. Те, кто выигрывают от определенной правительственной программы, и должны платить этот налог. • Принцип платежеспособности или уплаты по возможности. Те, кто получает большие бабки, должны платить по большей ставке. 3. Определенность. Он требует, чтобы, способ и время налогового платежа были точны и заранее известны налогоплательщика. 4. Удобство. 5. Экономичность. Требует, чтобы издержки связанные с взиманием были минимальны. 6. Стабильность. 7. Подвижность. 8. Однократность.
Элементы налогов Субъект налога - это физическое или юридическое лицо на которое законом возложена обязанность платить конкретный налог. Объект налогообложения - то, что подлежит обложению конкретным налогом. Единица обложения - это единица измерения объекта обложения. Налоговая база - количественное выражение объекта налогообложения в соотв. единицах. Налоговая ставка - это величина налога на единицу обложения. Бывают твердые(устанавливают в абсолютной сумме на ед. обложения). Бывают равные и неравные. долевые(выражаются в определенных долях объекта обложения). Процентные наиболее часто используются. • прогрессивные - повышаются по мере возрастания объекта обложения • регрессивные - понижаются по мере роста объекта обложения. • пропорциональные - остаются неизменными. Налоговые льготы Полное или частичное освобождение субъекта от налога с соотв. с действ. законодательство, а токже отсрочка или рассрочка налогового платежа. Виды льгот (самизуч) Налоговый период- это срок, в течение кот. завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового платежа и производится окончательный расчет по данным налогам. Отчетный период - это срок, в течение кот. определяется промежуточный размер налогового платежа и осуществляется промежуточный платеж. Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога. Вид бюджета или внебюджетного фонда, в кот. производятся отчисления. Только полная совокупность элементов налога означает абсолютное обязательство уплаты конкретного налога. Виды налогов Метод установления налогов и способ их взимания 1. Прямые - это налоги, кот. устанавливаются на доход, имущество, ресурсы, владение и пользование кот. явл. основанием для налогообложению. Объекты: юр/физ лица. 2. Косвенные - это налоги на стоимость товаров. Обложение этими налогами: они включаются в стоимость товаров и оплачиваются при покупке. Источник уплаты налога 1. Включаемые в с/ст. 2. Уплачиваемые из прибыли. 3. Уплачиваемые из средств покупателя. Соотношение между ставкой налога и объекта обложения 1. Прогрессивные. По прогрессивным ставкам. 2. Регрессивные. -//- 3. Пропорциональные. -//- Назначение налогов 1. Общие. Предназначены для финансирования бюджетов различных уровней. 2. Специальные(целевые). Поступления могут использоваться для финансирования определенных заранее спланированных мероприятий. Например: транспортный налог тратится на эту сферу. Уровень установления и изъятия 1. Федеральные 2. Региональные 3. Местные Способы взимания налогов Способ №1. Кадастровый. Предполагает взимание на основании кадастра, а кадастр - это перечень упорядоченных объектов налогообложения. При этом устанавливается стоимость объектов обложения. Способ №2. Изъятие налога у источника доходов. Способ №3. Изъятие налога после получения дохода или уплата налога по декларации. Налогоплательщик самостоятельно вычисляет сумму налога и платит, а потом в налоговую службу передает налоговую декларацию. Способ №4. Уплата налога по уведомлению. Налоговая, рассчитав сумму налога, высылает уведомление. (все налоги физ. лиц так взимаются).
общая характеристика системы налогообл. В РФ Основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. №2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. С 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть НК РФ. В ней определены общие принципы построения налоговой системы в России. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц. Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой налоговых законах. Основными из них являются Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налоговых органах РФ» и другие законы и подзаконные акты. На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Налоговое законодательство состоит из комплекса налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Современное российское законодательство дает определение налога в Налоговом кодексе РФ (гл.1 ст.8) Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Однако данное определение характеризует налог, а сбор имеет свое определение. Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий). Общие условия установления налогов и сборов определены в ст.17 НК РФ. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: · объект налогообложения; · налоговая база; · налоговый период; · налоговая ставка; · порядок исчисления налога; · порядок и сроки уплаты налога. Дополнительными элементом налогообложения является налоговая льгота. Согласно НК РФ - льготы по налогам и сборам - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Льготы, в частности, могут выражаться в предоставлении возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговый кодекс Российской Федерации – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в РФ. С его принятием в России окончательно сформирована единая налоговая система. Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства. В первую очередь систему налогов РФ необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом пятнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов: В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам и сборам относятся (НК РФ ст.13 гл.1): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина. К региональным налогам относятся (НК РФ ст.14): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся (НГ РФ ст.15): 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов в российской налоговой системе выделяются реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда. По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада: «у источника», «по декларации» и «по кадастру». В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Налоговая система России в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. Основным ее недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |