Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ



2015-12-04 1272 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Пришла страшней любой беды

На Ладогу беда.

Мне чистой ладожской воды

Не выпить никогда,

У времени на поводу,

Среди никчемных дел,

Я эту страшную беду

Позорно проглядел...

М. Дудин

 

 

В соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» в Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий (РСЧС), которая располагает органами управления, силами, техническими средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель создания РСЧС – объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик, краев, областей, городов, организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах: признания факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; соблюдения принципа превентивной безопасности, предусматривающего: снижение вероятности возникновения ЧС, отдание приоритета профилактической работе; комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий; построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей состава участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный (вся территория РФ), региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый.

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории (республики, края, области). Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах, ведомствах и организациях РФ с задачей наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защиты персонала и населения территорий. Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства Минприроды России; наблюдение и контроль за стихийными явлениями – на Росгидромет; контроль обстановки на потенциально опасных объектах – Госатомнадзор и Госгортехнадзор России; экстренная медицинская помощь на Минздрав России, противопожарная безопасность – на МВД России.

Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:

- силы и средства наблюдения и контроля,

- силы и средства ликвидации последствийЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений Минсельхозпрома; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1) Режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной

производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.

2) Режим повышенной готовности – функционирование системы при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозы войны.

3) Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС, принимает Правительство, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ОБЪЕКТЕ ЭКОНОМИКИ

Система ГО организуется на всех объектах экономики.

К объектам экономики относятся производственные, с/х предприятия, учебные заведения и другие организации независимо от формы собственности. На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС).

Начальником ГО – Председателем КЧС объекта является его руководитель (директор, управляющий, ректор и т. д.). Он несет ответственность за организацию работ по выявлению потенциальных опасностей, прогнозирование и предотвращение ЧС на предприятии, а также за постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Он подчиняется в оперативном отношении Председателю районной КЧС.

Состав объектовой КЧС: Председатель, три заместителя (главный инженер, зам. по производству и начальник штаба ГО). Члены КЧС (руководители – начальники служб): начальник службы оповещения и связи (нач. АТС); начальник службы охраны общественного порядка (замдиректора по режиму); начальник службы убежищ и укрытий (начальник ЖКО, ОКСа); начальник службы радиационно-химической защиты (начальник заводской лаборатории); начальник противопожарной службы (инспектор госпожнадзора); начальник аварийно-спасательной службы (главный механик); начальник медицинской службы (руководитель медпункта); начальник транспортной службы (начальник транспортного цеха); начальник МТО (замдиректора по МТО); начальник службы энергоснабжения и светомаскировки (гл. энергетик); инженер по технике безопасности (начальник отдела охраны труда и окружающей среды); главный бухгалтер; председатель объектовой эвакокомиссии.

Объектовое звено системы предупреждения и ликвидации ЧС предназначено для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий, обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, защите окружающей среды и уменьшения материального ущерба.

Основные задачи:

- обеспечение постоянной готовности органовуправления к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка экономических и социальных последствий ЧС;

- обеспечение защиты рабочих и служащих (РиС);

- обучение и подготовка руководящего состава, членов КЧС и РиС;

- создание на объекте и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения ликвидации последствий ЧС.

Структура объектового звена предупреждений и ликвидации ЧС: КЧС, дежурно-диспетчерская служба; рабочий орган КЧС (гл. инженер, штаб ГО, начальник отдела охраны труда, начальник медслужбы, бухгалтер, юрисконсульт и зам. по режиму); оперативная группа (гл. инженер, нач. штаба ГО, начальник ППС, звено связи); штаб ГО.

Силы и средства, привлекаемые КЧС (объектовые формирования): два поста РХН; расчетно-аналитическая группа (РАГ); санитарно-промышленная лаборатория объекта; сводный спасательный отряд (команда).

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГО ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС

Деятельность исполнительной власти по защите от ЧС регламентируется федеральными законами, указами Президента и постановлениями правительства РФ.

Основные федеральные законы:

- о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, от 11.11.94 № 68-ФЗ;

- об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, от 14.07.1995 № 151-ФЗ;

- радиационной безопасности населения, от 9.01.96 № 3 ФЗ;

- о промышленной безопасности опасных производственных объектов, от 20.06.97 г. № 116-ФЗ;

- о безопасности ГТС, от 23.06.97 .№ 117-ФЗ;

- о гражданской обороне от 12.02.98 г. .№ 28-ФЗ.

Указы Президента РФ:

- о Госкомитете при Президенте РСФСР по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий, № 305 18.12.91 г.;

- о гражданской обороне, .№ 643, 8.5.93;

- о создании Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий (МЧС) от 10.01.94 № 66.

Постановления Правительства РФ:

- о создании Российской системы предупреждения и действий в ЧС, № 261, 18.04.92;

- положение о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, № 359, 23.04.94;

- о декларации безопасности промышленного объекта РФ, №675, 1.07.95;

- о порядке подготовки населения в области защиты от ЧС, № 738, 24.07.95;

- о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, № 1113, от 5.11.95;

- о классификации ЧС природного и техногенного характера № 1094, 13.9.96 г.;

- о федеральной целевой программе по защите населения РФ от последствий катастрофы ЧАЭС, 28.08.97 № 1112.

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЗА РУБЕЖОМ

Опыт организации управления мероприятиями по предупреждению ЧС и защите населения за рубежом представляет практический интерес.

В США в 1979 г. .создано Федеральное агентство по управлению страной в чрезвычайных ситуациях (ФЕМА). Законом о гражданской обороне на это управление возложены функции по координации и поддержке мероприятий по подготовке к ЧС мирного и военного времени и обеспечению жизнедеятельности населения в условиях ЧС. Центральный аппарат ФЕМА состоит из 5 управлений, отвечающих за выполнение определенных программ: обеспечения функционирования в ЧС; обучение; национальной готовности; оказания помощи; страхования. Вся территория США разделена на 10 округов, в которых созданы штабы. Для выполнения задач по защите населения в США привлекаются различные организации, учреждения и добровольные общества. В США насчитывается 2 700 организаций, получающих средства из бюджета ГО и разрабатывающих планы действий на случай ЧС.

В Италии в соответствии с действующим законодательством ответственность за проведение мероприятий по ГО возложена на министерство обороны (общее руководство ГО) и на министерство внутренних дел (защита населения от стихийных бедствий). Координирует всю деятельность по вопросам ЧС межведомственный комитет ГО, в состав которого входят представители министерств обороны, внутренних дел, транспорта и связи, сельского и лесного хозяйства, здравоохранения, труда, социального обеспечения, промышленности и торговли. Территория страны разделена на 12 зон гражданской защиты.

Для проведения аварийно-спасательных работ как в мирное, так и в военное время привлекаются подразделения регулярных войск. Ежегодно в одной из провинций проводятся учения, в которых, помимо формирований противопожарной службы и воинских частей, принимают участие добровольные организации.

В Бельгии структура ГО страны определена королевским указом от 1954 г. Общее руководство гражданской обороной возложено на министра внутренних дел. Ему подчинена генеральная администрация ГО, которая осуществляет руководство мероприятиями в масштабе страны. Территория страны разделена на 9 округов.

В Дании закон ГО определяет четыре основных функции ГО: оповещение населения в случае опасности; организация эвакуации населения из опасных районов; укрытие населения в защитных сооружениях; проведение поисково-спасательных и восстановительных работ после бедствия. Руководство ГО осуществляет управление, созданное при Министерстве внутренних дел.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В бюджете ЕЭС предусмотрены специальные статьи расходов на защиту населения. Принятой программой предусматриваются следующие виды деятельности: прогнозирование и предотвращение бедствий, ликвидация их последствий и восстановление разрушенных объектов и связей. Предусматриваются совместные действия стран-членов ЕЭС в случае стихийных бедствий – землетрясений, оползней, наводнений, пожаров, сильных снегопадов, приливных волн, а также в случае технологических аварий и катастроф. Страны НАТО и ЕЭС стремятся активно участвовать в мероприятиях по предупреждению и снижению опасностей от стихийных бедствий. По данным ООН, за последние 20 лет почти миллиард жителей Земли испытали на себе последствия стихийных бедствий, в результате которых погибло около 3 млн. человек. Решением 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1990-е гг. были объявлены Международным десятилетием по предупреждению и снижению опасности стихийных бедствий. Программа ЕЭС по гражданской защите предусматривает проведение следующих мероприятий: распространение знаний о защитных мероприятиях и повышение качества обучения; разработка единой терминологии; установление единого телефонного номера и выделение радиочастот, предназначенных только для сообщений в случае бедствий и аварий; развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников; организация семинаров, симпозиумов, выставок и других общественных мероприятий; создание европейской эмблемы ГО и учреждение почетных наград. В настоящее время действует несколько международных организации, занимающихся проблемами ЧС.

Международная организация гражданской обороны (МОГО) создана в 1931 г. на учредительной конференции в Париже. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом, целью МОГО является развитие и совершенствование ГО, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с Отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие.

В 1957 г. создано специализированное учреждение ООН – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Агентство создано для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. В него входят 120 государств.

По программе защиты окружающей среды работает ЮНЕП – учреждение ООН, разрабатывающее научные основы управления ресурсами биосферы. Есть и другие организации, связанные с проблемами ЧС (Европейский учебный центр подготовки к стихийным бедствиям (АФЕМ), Европейский центр предотвращения действий и прогнозирования землетрясений (ЕЦПП), находящийся в Греции, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)).

В 1986 г. ЮНЕП предложил программу (АПЕЛЛ), включающую: информацию населения о потенциально опасных производствах, транспорте в районе; сотрудничество местной общественности, администрации и производственников в деле предотвращения и ликвидации последствий ЧС. Эта программа поддержана и осуществляется в РФ, однако участие населения, местной общественности в этой важной работе недостаточно.

В 1993 г. на уровне СНГ заключено «Соглашение в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера». Международные организации проводят учения, встречи специалистов, что способствует укреплению контактов между специалистами, совершенствует методы и средства защиты от ЧС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение проблем безопасности человека в любых условиях жизни и сферах деятельности приводит к выводу, что достижение абсолютной безопасности немыслимо, а максимальный уровень возможен при оптимальной организации безопасной жизнедеятельности.

Под организацией БЖД мы понимаем систему, которая обеспечивает приемлемый, постоянно повышающийся уровень безопасности. Этот уровень оценивается системой показателей заболеваемости, травматизма, чрезвычайных ситуаций, аварий и других нежелательных событий. В качестве таких показателей принимаются абсолютные или относительные числовые значения, характеризующие те или иные опасности. Для оценки гибели людей от различных опасностей следует определять значение риска как наиболее объективного показателя. Чтобы получить объективные показатели, необходимо разработать научно обоснованную систему учета, обработки, анализа и открытой публикации информации об опасностях и их последствиях. При получении объективных данных можно судить о динамике опасностей и анализировать тенденции. Определить точное количество людей, погибающих от опасностей, представляет трудную задачу, так как государственная статистика крайне деформирована. Итак, необходимое условие системы безопасности – наличие достоверной и открытой статистики о состоянии безопасности. Учитываться должны все случаи.

Важнейшим звеном в организации безопасности жизнедеятельности является образование. Специалистов, способных решать эти проблемы, явно недостаточно. Сейчас уже сформировалось устойчивое понимание того, что низкий уровень безопасности в нашей стране обусловлен необразованностью и некомпетентностью, граничащей с невежеством должностных лиц и населения в целом. Доказано, что все люди, независимо от профессиональной ориентации, места работы и обитания, подвергаются воздействию потенциальных опасностей. Следовательно, все обучающиеся, из гуманных и социально-экономических соображений, должны изучать предмет безопасность жизнедеятельности.

Неоднократно преподаватели вузов коллективно обращали внимание на необходимость включения в учебные планы всех специальностей без какого-либо исключения дисциплин по безопасности (безопасность жизнедеятельности, охрана труда и др.). Несмотря на очевидность этого требования, во многих университетах такие дисциплины не преподаются, нет этих предметов и во многих учебных планах (особенно для экономических специальностей). Без качественного образования невозможно поднять уровень культуры и компетентности в области безопасности. Нужна четко функционирующая система непрерывного образования всего населения и подготовка дипломированных специалистов в сфере безопасности.

В настоящее время благодаря передовой части специалистов высшей школы в нашей стране сложились благоприятные условия для создания системы непрерывного образования. Необходимы дальнейшие усилия по наполнению ее соответствующим содержанием. Основным нерешенным вопросом является недостаток квалифицированных специалистов, преподавателей, особенно в общеобразовательных школах. Только повышением квалификации здесь не обойтись. Прежде всего нужно иметь квалификацию. Проблема образования в области безопасности столь важна, что для решения необходимо в законодательном порядке разработать соответствующую федеральную программу.

Вот некоторые черты образовательной концепции.

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к концу XX в. экономический и социальный ущерб от них приобрел угрожающие масштабы. Последствия опасностей стали ощутимым моральным и материальным бременем для государств и народов. Проблема безопасности превратилась в важнейшую доминанту деятельности человеческого сообщества. Совокупные людские и материальные потери от природных, техногенных, антропогенных, экологических и социальных опасностей поставили вопрос о выживании человечества. Тенденции защиты от нависшей угрозы нашли отражение в интенсификации научных исследований, создании национальных и международных организаций, объединений усилий государств. ООН объявила 90-е гг. десятилетием борьбы со стихийными и иными бедствиями. Наряду с материалистическим мировоззрением средства массовой информации стали пропагандировать средневековый оккультизм и шарлатанство, что представляет серьезную опасность для людей. Объективно сформировались условия для новой научной дисциплины, изучающей опасности и защиту от них. Чтобы устранить дефицит знаний в области безопасности, общество обратило свои взоры к самому могучему средству – образованию, вспомнив слова о том, что решение любых проблем необходимо начинать с образования тех людей, которые будут решать эти проблемы.

Роль и значение образования в предупреждении и защите от опасностей признается однозначно. Более того, ведется в этом направлении активная деятельность в системе учреждений образования, высшей школы, на предприятиях и в других структурах. Однако содержательный анализ этой деятельности позволяет отметить ряд существенных дефектов. Опасности по своей природе носят перманентно-тотальный характер, а образовательная деятельность имеет явный дискретный, строго говоря, бессистемный вид. Необходимость создания адекватной образовательной системы в области безопасности, интуитивно ощущавшаяся давно, в настоящее время стала настоятельной потребностью, диктуемой императивом времени.

Поскольку опасности затрагивают жизненные интересы каждого жителя Земли, то безопасность как защитная система должна быть в соответствующем объеме доступна всем людям. Другими словами, система образования должна стать массовой, охватывающей все категории и возрастные группы населения, подобно общей системе народного образования.

Требования к создаваемой системе образования включают в себя: охват всего населения; учет всех видов опасностей; организацию системы защиты от опасностей; обеспечение режима личной и коллективной безопасности в обычных условиях и в условияхЧС.

В системе необходимо выделить несколько уровней, соответствующих естественно-биологическому развитию человека и социальной организации общества.

1) Воспитательный; основное назначение – воспитание у детей дошкольного возраста положительного отношения к вопросам безопасности.

2) Воспитательно-образовательный; назначение – воспитание у школьников положительного отношения к проблемам безопасности в органическом единстве с изучаемыми предметами и на основе получаемых знаний.

3) Общеобразовательный; основное назначение – преподавание учащимся младших курсов средних специальных и высших учебных заведений научных основ безопасности жизнедеятельности.

4) Специальный; основное назначение – преподавание учащимся старших курсов средних специальных и высших учебных заведений разделов безопасности, связанных с будущей специальностью обучаемых. Сюда же относится обучение рабочих и служащих специальным вопросам безопасности.

5) Профессиональный (дипломированный); основное назначение – подготовка дипломированных профессионалов в области безопасности жизнедеятельности по специальности 330100.

6) Повышение квалификации; основное назначение – информирование слушателей о новых достижениях науки и техники в области безопасности жизнедеятельности.

Между уровнями устанавливаются логические связи. Уровни представляют гносеологические категории, их; не следует отождествлять с организационными формами учебного процесса. Идеология безопасности жизнедеятельности как системы знаний сводится к следующим положениям: любая деятельность потенциально опасна; превентивными мерами опасность может быть снижена до приемлемого уровня (риска); для ликвидации возможных последствий остаточного риска предусматриваются системы соответствующих действий.

В результате система образования должна: а) дать цельное представление об опасностях окружающего мира и защите от них; б) обучить выполнению, на .практике действиям до проявления опасности, во время опасности и при ликвидации последствий опасностей (например, массаж сердца, искусственное дыхание, помощь при разных травмах и др.).

Ожидаемый эффект от системы. непрерывного образования:

Физический – сокращение числа аварий, катастроф;

Социальный – сокращение заболеваемости и смертности;

Экономический – снижение ущерба;

Народно-хозяйственный – повышение показателей функционирования объектов и народного хозяйства.

Непрерывная система образования – необходимое условие организации безопасности жизнедеятельности.

Грамотное, образованное общество сможет учесть требования безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов искусственного мира, учесть природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические и социальные опасности и разработать адекватные защитные меры. С этой целью в стране должны эффективно работать институты по безопасности жизнедеятельности, исследовательские лаборатории и другие научные и проектные организации. Иными словами, должно быть обеспечено научное сопровождение деятельности в области безопасности. Качественно спроектированные и построенные предприятия и организации, руководимые грамотными специалистами, обеспечат дальнейшее повышение безопасности. Причем система безопасности должна быть вневедомственной и учитывать интересы всех жителей.

Важнейшим звеном системы должна стать государственная инспекция безопасности. Инспекторы должны иметь полномочия на свободный доступ к объектам опасности, осуществление проверок, выявление нарушений и наложение санкций. Инспекция должна быть организована по территориальному принципу. Для устранения опасностей, выявленных инспекторами или иным способом, должны создаваться хозрасчетные организации.

В отличие от существующих (инспекция труда, автомобильная, транспортная, пожарная, санитарная, Госгортехнадзор, Атомнадзор и т. д. и т. п.), инспекция безопасности жизнедеятельности должна быть единой с соответствующими подразделениями.

Задача инспекции – своевременно идентифицировать опасность. Устранять опасность должны соответствующие специалисты.

Согласно концепции остаточного риска, абсолютной безопасности не бывает. Следовательно, всегда будут несчастные случаи, дорожно-транспортные, железнодорожные, авиационные происшествия, аварии, катастрофы. Отсюда задача расследования обстоятельств этих событий, выявление причин, установление виновных лиц и т. д.

Система расследования – важнейший компонент в организации безопасности. Обеспечение объективности расследования – важнейшая задача, влияющая в конечном итоге на всю статистику. Важнейшим элементом системы безопасности является развитие общественного движения за безопасность и создание общественных организаций. Логическим продолжением организации безопасности является законодательная система ответственности за нарушение законов, норм, правил безопасности. Все перечисленные элементы организации безопасности должны иметь под собой совершенную юридическую базу.

Необходим закон о безопасности жизнедеятельности, который должен охватывать все аспекты защиты человека от опасностей. В развитие его должны быть разработаны другие, частные законы: об охране труда, о пожарной, о промышленной безопасности и т. д.

Перечисленные положения образуют эмерджентную систему безопасности и позволяют поднять состояние безопасности на качественно новый уровень.

 

ЛИТЕРАТУРА

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД

1. Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций / Под ред. О. Н. Русака. СПб., 1992. 115 с.

2. Береговой Г. Т. и др. Безопасность космических полетов. М.: Машиностроение, 1977. 320 с.

3. Браун Д. Б. Анализ и разработка систем обеспечения техники безопасности. М.: Машиностроение, 1979. 359 с.

4. Власов А. Ф. Предупреждение производственного травматизма. М.: Профиздат, 1973, 176 с.

5. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев, 1990. 406 с.

6. Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1981.

7. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях М.: 1989. 304с.

8. Маршалл В. Основные опасности химических производств. М.; Мир, 1989. 671 с.

9. Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 447 с.

10. Предупреждение крупных аварий. Практическое руководство. Международное бюро труда. Женева; Москва, 1992. Пер. с англ. 256 с.

11. Реакции организма человека на воздействие опасных и вредных производственных факторов: Справочник. В 2 т. / Под ред. Б. В. Бирюкова. М.: Изд-во стандартов, 1990. 350 с.

12. Русак О. Н. Труд без опасности. Л.: Лениздат, 1986. 191 с.

13. Справочник по безопасности космических полетов. М.: Машиностроение, 1989. 336 с.

14. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. 386 с.

15. Хенли Д., Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска. М.: Машиностроение, 1984. 528 с.

16. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда / Под ред. Г. Салвенди. В 4 т. М.: Профиздат, 1985-1988. 3288 с.

РАЗДЕЛ II.ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ОПАСНОСТЕЙ

1. Алексеев В. А. Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. Л.: Наука, 1990. 200 с.

2. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. М.: Мысль, 1988. 255 с.

3. Алексеев С. П., Казаков А. М. и др. Борьба с шумом и вибрацией в машиностроении. М.: Машиностроение, 1970. 208 с.

4. Астероидная опасность-96: Тезисы докладов международной конференции. СПб., 15-19 июля 1996 г. Изд-во ИТА РАН, 1996. 152 с.

5. Аширов А. Ионообменная очистка сточных вод, растворов и газов Л.: Химия, 1983. 295 с.

6. Батурин В.В, Основы промышленной вентиляции. М.: Профиздат, 1990. 448 с.

7. Бетина В. Путешествие в страну микробов, М.: Мир. 1976, 271 с.

8. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М., 1978.

9. Бородкин Ю. С. Грекова Т. И. Алкоголизм; причины, следствия, профилактика. Л.: Наука, 1987. 159 с.

10. Владимиров А. М., Ляхин Ю. И., Матвеев Л. Т. Охрана окружающей среды. Л., 1991. 85 с.

11. Влияние электроустановок высокого напряжения на окружающую среду. Переводы докладов СИГРЭ-86, М.: Энергоатомиздат, 1988. 102 с.

12. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров. В 3 т.. Л.: Химия, 1976.

13. Бадман А. Л., Войтенко Г. А., Дворкин Э. А. и др. Вредные вещества в промышленности: Органические вещества: Справочник / Под ред. Э. Н. Левиной, И. Д. Гадаскиной. Л.: Химия, 1985. 461 с.

14. Вредные химические вещества: Справочник. СПб.; Химия, 1994. 686 с.

15. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации. М., 1994.

16. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы 2.2.2.542-96. М.: ГоскомсанэпиднадзорРоссии, 1996. 65 с.

17. Глазовская М. А. Геохимия природных и техногенных ландшафтов СССР. М.: Высш. шк., 1988. 328 с.

18. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы.

19. ГОСТ 12.1.001.-75 ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности.

20. ГОСТ 12.1.002-84 ССБТ. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах.

21. ГОСТ 12.1.003-76 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.

22. ГОСТ 12.1.004-82. Пожарная безопасность. Общие требования.

23. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

24. ГОСТ 12.1.006-84 ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.

25. ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

26. ГОСТ 12.1.008-76 ССБТ. Биологическая безопасность.

27. ГОСТ 12.1.045-84 ССБТ. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.

28. ГОСТ 12.4.124-83 ССБТ. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования.

29. ГОСТ 17.1.1.01-77. Использование и охрана вод. Термины и определения.

30. ГОСТ 18963-73. Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа.

31. ГОСТ 2874-82. Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством.

32. ГОСТ 4979-79. Вода хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения. Методы анализа, отбор, хранение проб.

33. Григорьев А. А. Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991.252 с.

34. Гримитлин М. И. Распределение воздуха в помещениях. СПб., 1994. 315 с.

35. Давыдов Б. И., Тихончук В. С; Антипов В. В. Биологическое действие, нормирование и защита от электромагнитных излучений. М.: Энергоатомиздат, 1984. 169с.

36. Долин П. А. Основы техники безопасности в электроустановках: Учебное пособие для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1984. 448 с.

37. Загрязнение воздуха и жизнь растений / Под ред. М. Трешоу, Л., 1988. 103 с.

38. Захаров С. Г., Каверзнева Т. Т. Влияние электромагнитного излучения на жизнедеятельность человека и способы защиты от него. СПб., СПбГТУ, 1992. 73 с.

39. Захарченко М. П., Кошелев Н. Ф., Ромашев П. Г. Гигиеническая диагностика водной среды. СПб.: Наука, 1996. 247 с.

40. Кажал Н., Ифтимович Р. Из истории борьбы против микробов и вирусов. Бухарест, 1968. 40 с.

41. Калинушкин М. П. Вентиляторные установки. М.; Высшая школа, 1967. 259 с.

42. Ковригин С. Д. и др. Борьба с шумом в гражданских зданиях, М., 1989. 327 с.

43. Концепция создания государственной системы охраны окружающей среды от отходов производства и потребления. Зеленый мир. 1994. № 28. С. 10-12.

44. Королькова В. И. Электробезопасность на промышленных предприятиях. М.: Машиностроение, 1970. 522 с.

45. Корсаков Г. А. Оценка радиационной и химической обстановки. Л.: ЧПК, 1991.

46. Краснянский М. Е. Огнетушащие и взрывоподавляющие порошки. Донецк: Донбасс, 1990. 110 с.

47. Кузнецов Г. А. Экология и будущее. Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. 160 с.

48. Кузьмин А. П. Введение в экологию. Учебное пособие. Курган, 1995. 61 с.

49. Ленгдон-Томас Г. Дж. Пожарная безопасность в строительстве. Теория и практика. М.: Стройиздат, 1977. 256 с.

50. Лурье Ю. Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. М.: Химия,1984. 448 с.

51. Maйep В., Кенда М. Невидимый мир вирусов. М., 1981. 336 с.

52. Максимов Б. К„ Обух А. А, Статическое электричество в промышленности и защита от него. М.: Энергия, 1978. 80 с.

53. Малахов А. Ф. Защита от электромагнитных полей технологических установок в электронной промышленности. М.: МЭИ, 1992. 70 с.

54. Малаян К. Р. Защита от воздействия электромагнитных полей промышленной частоты и статических полей. Л.: ЛПИ, 1987. 43 с.

55. Мальцев В. А. Промышленная безопасность. М., 1995. 224 с.

56. Манойлов В. Е. Основы электробезопасности. Л.: Энергатомиздат. ЛО, 1991. 480 с.

57. Метрологическое обеспечение безопасности труда. Т. 1. Справочник / Под ред. И. X. Сологяна. М.: Изд. стандартов, 1989. 240 с.

58. Милохов В. В. Оптимизация аспирационных систем по параметрам безопасности труда. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 141 с.

59. Мороз О. П. Группа риска М.: Просвещение, 1990. 95 с.

60. Наводнения и борьба с ними. М.: Знание, 1982. 47 с.

61. Наливкин Д. В. Ураганы, бури и смерчи. Л.: Наука, 1969.

62. Николадзе Г. И., Минц Д. М., Кастальский А. А. Подготовка воды для питьевого и промышленного водоснабжения. М., 1984. 225 с.

63. Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). Гигиенические нормативы ГН2.6.1.054-96 Госкомсанэпиднадзор России, М., 1996. 127 с.

64. Нормы радиационной безопасности НРБ 76/87. Основные санитарные правила ОСП-72/87. М.: Энергоатомиздат, 1988. 160 с.

65. Румянцев Г. И., Воронцов М. П., Гончарук Е. И. и др. Общая гигиена: Учебник. М.: Медицина, 1990. 288 с.

66. Одум Ю. Экология. В 2 т. М.:



2015-12-04 1272 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)