Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие экономических индексов и их классификация



2015-12-04 832 Обсуждений (0)
Понятие экономических индексов и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономические индексы

Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. «Индекс» в переводе с латинского - указатель или показатель. Он используется как понятие в математике, экономике, в метеорологии и других науках.

В статистике индексом называют относительный показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или дает сравнение фактических данных с любым эталоном (план, прогноз, норматив и т.д.).

Как относительная величина индекс выражается в форме коэффициента, либо в процентах или промилле. Название индекса отражает его социально-экономическое содержание, а числовое значение – интенсивность изменения или степень отклонения.

Индексы выполняют две функции:

§ синтетическую – используется как обобщающая характеристика изменения явления;

§ аналитическую служит для изучения влияния отдельных факторов на изменение явления.

Большинство индексов выполняет обе функции одновременно.

 

В целом индексный метод направлен на решение следующих задач:

1) характеристика общего изменения уровня сложного социально-экономического явления;

2) анализ влияния каждого из факторов на изменение индексируемой величины путем элиминирования воздействия прочих факторов;

3) анализ влияния структурных сдвигов на изменение индексируемой величины.

 

В международной практике индексы принято обозначать символами i и I. Буквой «i» обозначаются индивидуальные (частные) индексы, буквой «I» - общие индексы. Подстрочный знак внизу справа означает период: 0 – базисный; 1 – отчетный.

 

Используются определенные символы для обозначения индексируемых показателей:

p - цена;

q - количество;

p q – стоимость продукции или товарооборот;

z - себестоимость;

z q – издержки производства;

t – трудоемкость;

t q – затраты рабочего времени на производство продукции.

 

Классификация индексов:

1. По степени обобщения данных:

§ индивидуальные;

§ сводные (общие);

2. По форме построения:

§ агрегатные;

§ средние: - арифметические;

- гармонические;

3. По отношению ко времени:

§ динамические индексы: - цепные;

- базисные;

§ территориальные;

4. По виду весов:

§ индексы с переменными весами;

§ индексы с постоянными весами;

5. В зависимости от структуры совокупности:

§ индексы переменного состава;

§ индексы постоянного состава.

 

Простейшим показателем, используемым в индексном анализе, является индивидуальный индекс, который характеризует изменение во времени экономических величин, относящихся к одному объекту:

- индекс цены, (1)

где - цена товара в текущем периоде;

- цена товара в базисном периоде;

- индекс физического объема реализации; (2)

- индекс товарооборота (3)

Например, если цена товара А в текущем периоде составляла 45 руб., а в базисном – 37,5 руб., то индивидуальный индекс цены будет равен:

Индивидуальные индексы, в сущности, представляют собой относительные показатели динамики или темпы роста, и по данным за несколько периодов времени могут рассчитываться в цепной или базисной формах.

 

 



2015-12-04 832 Обсуждений (0)
Понятие экономических индексов и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие экономических индексов и их классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)