ПРИМЕЧАНИЯ К 5-Й ГЛАВЕ
1. Малую вечерню поют отцы, назначенные уставщиком. На всенощном бдении поют постоянные певчие. 2. В некоторых монастырях (и в Протате) перед бдением знаменают в великие колокола на три статии. 3. В древнем храме Протата свечу убирает не пономарь, а чтец. Однако в уставе святого Саввы говорится о том, что это должен делать пономарь. 4. В Великой Лавре первая статия («Слава») 1-й кафизмы («Блажен муж..») поется, вторая и третья читаются. В большинстве монастырей ограничиваются только пением первой статии. 5. Возжигаются не все свечи хороса, а только половина. Если хорос имеет, к примеру, восемь пар свечей, то возжигаются четыре пары. В некоторых монастырях на бдениях святым возжигают хорос «крестом», то есть одну пару свечей на восток, одну на запад, одну на север и одну на юг. На бдениях малых Господских и Богородичных праздников возжигают половину хороса, а на бдениях великих Господских и Богородичных праздников — весь хорос1. 6. Кандилопартис (κανδηλοπάρτης) — длинный деревянный шест с прикрепленными на верхнем конце металлическими крюком и воронкой и специальными отверстиями (см. рисунок на с. 214). Пономарь снимает кандилопартисом лампаду, вынимает из отверстия но- 1 В настоящем тексте под великими Господскими праздниками подразумеваются двунадесятые Господские праздники, под малыми — праздник Обрезания Господня. Под великими Богородичными праздниками подразумеваются праздники Пресвятой Богородицы, в которые, подревней традиции, положено соборное служение божественной литургии (т. е. Благовещение и Успение), а под малыми – прочие праздники в честь Пресвятой Богородицы, на которые совершается бдение. Во многих же обителях разделения Господских и Богородичных праздников на «малые» и «великие» нет. вый трутовый фитиль (трут — разновидность древесного гриба, растущего на буке)1 и заменяет им старый. Затем пономарь чистит пальцы о край воронки, вытирает их заранее приготовленным куском пакли и возвращает лампаду на место. При помощи кандилопартиса раскачивают хорос и паникадила. Пономарь берется крюком за края двуглавых орлов, украшающих хорос, и приводит его в движение сначала со стороны Царских врат, затем с других сторон. Хорос висит на множестве цепей, и поэтому его невозможно раскачать весь полностью одним движением, в отличие от паникадил, которые можно зацепить снизу и раскачать, делая кругообразные движения. 7. Если паникадило маленькое, то оно возжигается полностью. 8. Литийница (‘αρτοκλασία) — деревянный, бронзовый или серебряный прибор с особыми подставками для двух стаканчиков (справа для елея, слева для вина), блюдцем для сухих зерен пшеницы впереди и большим блюдом для пяти хлебов в центре (см. рисунок на с. 215). Самая знаменитая и древняя литийница находится в монастыре святой Екатерины на Синае. После благословения хлебов пономарь разрезает их на тонкие кусочки, полагает на поднос и поливает освященным вином (в случае необходимости можно добавить немного неосвященного вина). Освященный на литии елей вливается в лампаду святого в проскинитарии. В древности отцы вливали благословленные елей и вино в соответствующие сосуды в келарне (место для хранения продуктов), а благословленную пшеницу смешивали с монастырской пшеницей в зернохранилище для благословения. 9. На стихирах на стиховне вечерни на всенощном бдении поклонение иконам не совершается. ------------------- 1 Обычно используются хлопчатобумажные фитили. 10. В летний период «Богородице Дево, радуйся...» поется поскору. 11. Если нет светильника, то пономарь дает чтецу зажженную свечу. 12. Речь идет о возгласе «Благословен Бог наш...» в начале бдения, который заменяется на «Слава Святей...»1. 13. В летний период, когда оставляется чтение, звонят в начале шестопсалмия. 14. В некоторых монастырях возжигают все ряды через одну свечу («пестро»). 15. На бдениях святому пророку Илии и святым архангелам колива не бывает. Также на бдениях в честь рождества Иоанна Предтечи, Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы и Сретения Господня2. 16. В простой мантии — то есть в черной. Если игумен во время бдения стоял на архиерейском месте в праздничной мантии, то в ней же он идет в трапезную. 1 Имеется в виду, что священнический возглас «Благословен Бог наш...» произносится в данный момент службы, потому что в течение бдения он еще не произносился. 2 В большинстве обителей только на бдениях святому пророку Илии и святым архангелам.
ГЛАВА 6
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (740)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |