ПРИМЕЧАНИЯ КО 2-Й ГЛАВЕ
1. Когда есть предпразднство, попразднство или память великого святого и на утрене в субботу не поется заупокойный канон гласа, он читается накануне вечером на панихиде, вместо канона 6-го гласа «Яко по суху...»1. 2. На субботних заупокойных службах поминаются все усопшие ктиторы и отцы монастыря2. 3. В отсутствие игумена эта молитва читается одним из духовников монастыря3. 4. Если по причине праздника Типикон отменяет заупокойные молитвословия (тропари, стихиры, каноны), то заупокойные Апостол и Евангелие также не читаются. В праздники святых и в некоторых других случаях может читаться заупокойный Апостол (после соответствующего чтения святому) без заупокойного Евангелия и наоборот. 5. Маленький деревянный восьмиугольный столик — как бы аналой в миниатюре (см. рисунок на с. 213). --------------------- 1 В обители св. Павла субботний заупокойный канон гласа всегда поется накануне в пяток на панихиде в усыпальнице монастыря. На утрене в субботу вместо заупокойного канона поется канон Сретения Господня (храмового праздника), для восполнения числа тропарей до 14-ти, сколько их должно быть согласно уставу. 2 В обители св. Павла усопшие поминаются на богослужении следующим образом: а) ежедневно на проскомидии поминается около 500 имен братии, живших в монастыре в последние десятилетия и столетия. На заупокойном прошении сугубой ектений на вечерне, утрене и литургии поминаются почившие в недавнее время братия в течение трех лет по кончине; б) в воскресенье и в праздники, когда совершается служба с полиелеем или бдение, поминается около 50 имен ктиторов и великих благодетелей монастыря на проскомидии и всех сугубых ектениях суточного круга (на них добавляются несколько заупокойных прошений); в) имена благодетелей из синодика («Παρρησία») разделены на 12 глав. На проскомидиях, совершаемых в главном алтаре соборного храма, поминаются поочередно имена одной из этих глав. На панихидах в пяток и заупокойных литиях в субботу поминается около 500 имен братии, упомянутых в пункте а). 3 См. в Приложении статью «Об исповеди и причащении Святых Христовых Тайн», с. 197—198. 44 6. Это особенность устава Протата и Кариес. В монастырях все эти тропари поются на клиросах. 7. Синодик («Παρρησία») — книга, содержащая имена ктиторов и великих благодетелей монастыря. Читается в субботу на заупокойной литии, называемой «Трисвятое», и на сугубой ектений на вечерне, утрене и литургии на следующем прошении: «Еще молимся о иже во блаженней кончине усопших приснопамятных рабех Божиих...» 8. Панихида (μνημόσυνον) совершается в дни поминовения усопшего монаха (например, в сороковой день), в заупокойные субботы в течение всего года, на следующий день после престольного праздника и каждый пяток перед вечерней в усыпальнице обители. 9. Святогорский рецепт колива. Взять дробленую пшеницу1, для более быстрого приготовления. Варить ее до тех пор, пока зерна не начнут разбухать. Откинуть на дуршлаг, а затем отжать в чистой марле. Смешать с тертыми сухарями, чтобы зерна пшеницы не слипались между собой, и добавить следующие компоненты: тертый грецкий орех, жареный тертый миндаль, жареный тертый фундук, жареный тертый кунжут (сисами), немного изюма, немного порошка корицы. Выложить эту смесь на блюдо для колива и умять сверху ладонями. Затем ровно посыпать тертыми сухарями, покрыть сверху бумагой и снова умять сверху ладонями. Убрать бумагу и посыпать обычным крупным сахарным песком (а не сахарной пудрой). Повторить трамбование через бумагу, водя по ней стеклянной бутылкой или ладонями. Смешать сахар с корицей и из этого порошка сделать сверху изображение креста или празднуемого святого. На престольные праздники афонские монахи с помощью цветного сахара, корицы, белых и «серебряных» 1 По более простому рецепту — вареная пшеница, толченые сухари, толченый фундук, изюм, сахар, корица. Но в любом случае исходным компонентом для колива является пшеница (ср.: Ин. 12, 24), а не рис и т. п.
конфет и сухофруктов изображают на коливе целые иконы (например, Успения Пресвятой Богородицы). Ответственным за приготовление колива является специально назначаемый брат, называемый коливас (κόλλυβάς), а если число братии невелико, то пономарь.
ГЛАВА 3
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |