Развитие эмоциональной сферы человека
Ещё в 1919 году бихевиорист Дж. Уотсон высказал гипотезу о том, что ребёнок рождается с набором эмоциональных реакций, а последующее развитие эмоциональной сферы осуществляется в соответствии с классическими законами образования условных связей, то есть по законам научения. В 1927 году Шерман провёл экспериментальное исследование для подтверждения теории Уотсона. Снял на плёнку реакцию новорожденных малышей на падение с небольшой высоты, ограничение движения, голод, укол булавкой. Показал экспертам. Эксперты при оценке ориентировались на ситуацию. Таким образом, эксперимент опроверг предположение Уотсона о врождённости эмоций. Линии развития эмоциональной сферы. 1) Расширение репертуара эмоций. Первичные проявления эмоций – удовольствие-неудовольствие. Потом следуют базовые эмоции (гнев, страх, радость), к которым несколько позже добавляется отвращение (пока только к пище). Затем, от двух до пяти лет, формируются социальные эмоции (стыд, вина, обида и т.д.) и появляются чувства. Таким образом, базовые эмоции с возрастом дифференцируются и формируются социальные эмоции. 2) Совершенствование языка эмоций. · От использования врождённых мимических схем к усвоению конвенциональной мимики (+ формирование индивидуального языка эмоций путём слияния врождённого и приобретённого). · От недифференцированных комплексных проявлений – к дифференцированным. Вот есть у детей комплекс оживления, в котором участвует всё тело: ручки, ножки, мимика и т.п. А потом мимика дифференцируется, интонации становятся разнообразными и т.д. В первый месяц жизни интонация ребёнка сходна с недовольством взрослого. В два месяца можно уловить удовольствие, спокойное гуление и неудовольствие. В три месяца удовольствие дифференцируется от спокойной радости до восторга. В семь месяцев появляется эмоциональная просьба. В десять – настойчивая интонация убеждения. · От невербального к вербальному. · Соотношение экспрессии и импрессии. Удивление и презрение распознаются позже базовых эмоций. Печальные дети чувствительнее к чужим эмоциям, чем весёлые. Удивление лучше определяется более интеллектуально продвинутыми детьми. 3) Социализация эмоций: · Интенсивное формирование и развитие социальных эмоций. · Усвоение социально выработанных мимических схем. · Использование социально приемлемых форм выражения эмоций. · Использование эмоций для воздействия на окружающих. 4) Совершенствование контроля над эмоциями. 5) Осознанность и вербализация эмоций. Осознание эмоций – результат научения. В его основе лежит развитие органических ощущений, приучение связывать свои переживания с определёнными понятиями. Осознание может иметь разный уровень. Существует три составляющих полного осознания эмоции: · Осознание самой эмоции. · Понимание связей между эмоциональными переживаниями и их причинами; · Понимание связей между эмоцией и действиями, к которым она побуждает. Низкая интенсивность эмоций, высокие пороги чувствительности, включение защитных механизмов при переживаниях, наказание за проявление эмоций, в свою очередь, способствуют преобладанию неосознанных эмоциональных реакций. Случается, что мы ошибаемся при идентификации переживания. Обида может превратиться в моральное возмущение, а боязнь неуспеха – в отсутствие интереса. Бывает неверная интерпретация причин. Поведение часто интерпретируется неверно, особенно в детско-родительских отношениях. Бывает неправильное понимание связи эмоций и поступков. Полное осознание эмоций – один из показателей эмоциональной зрелости. Исследование роли эмоций в регуляции поведения привело к тому, что эмоциональная сфера долгое время находилась в центре внимания психологов. Было даже сформулировано понятие «эмоциональный интеллект». Уровень интеллекта не служит надёжным основанием для прогноза жизненного успеха человека. Эмоциональная сфера, согласно многим исследованиям, играет в этом вопросе более важную роль. Она обеспечивает возможность реализации интеллектуального потенциала. Неспособность к осознанию собственных эмоциональных переживаний можно рассматривать как потерю контакта со своей идентичностью. Понятие эмоционального интеллекта было предложено Сэловеем. Он отталкивался от понятий Гарднера: личностный и межличностный интеллект. Эмоциональный интеллект, по Сэловею, охватывает следующие способности: · Распознавание собственных эмоций. · Владение эмоциями. · Самомотивация. · Понимание эмоций других людей. Проявлением эмоциональной зрелости очень часто считают формирование индивидуального стиля эмоционального реагирования и типичных способов переживаний, основанных на изменении соотношения между эмоциями и другими психическими образованиями. Чем старше человек, тем сложнее эти взаимосвязи. Ф. Василюк в своей «Психологии переживания» выделяет типы переживаний, основанные на соотношении эмоций, интеллекта, креативности и воли: · Гедонистические переживания. · Реалистические переживания (доминирует рациональный подход, интеллект, логика). · Творческие переживания. · Ценностные переживания.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1149)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |