Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Состояния сознания – внимания




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний: «напряжение – разрешение» для группы волевых состояний, «удовольствие – неудовольствие» для группы аффективных, «сон – активация» для группы состояний сознания – внимания.

 

Аффективные состояния делятся на 2 подгруппы:

1. эмоциональные состояния – объединяют состояния, характеризующие эмоциональную реакцию человека на актуальный раздражитель. Делятся на положительные (атараксия – полное спокойствие, радость, наслаждение, счастье, эйфория, экстаз) и отрицательные (волнение, грусть, тоска, печаль, горе, страдание, негодование, гнев, ярость).

2. гуманитарные состояния – состояния, сопровождающие проявление чувств людей в процессе общения. Делятся на положительные (симпатия, синтония, дружба, любовь, восхищение) и отрицательные (антипатия, асинтония, вражда, ненависть, возмущение).

Волевые состояния делятся на 2 подгруппы:

1. праксические состояния – состояния человека на различных этапах трудовой деятельности (предрабочем, рабочем и послерабочем). Делятся на положительные (вдохновение, воодушевление, подъем, мобилизация, врабатывание, готовность, активизация) и отрицательные (прострация, переутомление, утомление, монотония, пресыщение, усталость).



2. мотивационные состояния - состояния, сопровождающие проявления мотивов человека, направленных на удовлетворение потребностей. Делятся на органические (гипоксия, жажда, голод, сексуальное напряжение) и ориентировочные (сенсорная депривация, скука, заинтересованность, любопытство, удивление, сомнение, озадаченность, тревога, страх, ужас, паника).

Состояния второй большой группы (сознания – внимания) являются фоновыми, создают условия для всей психической жизни человека.

 

Ганзен отмечал, что существует ряд состояний, классифицировать которые сложно, т.к. эти состояния имеют сложную структуру, и преобладание какого-либо компонента в этой структуре установить невозможно. К таким состояниям, например, относятся состояния фрустрации и стресса.

 

 

Стресс

В современной психологии понятие стресс используется в 2 смыслах:

1. в качестве описания субъективной реакции человека на нежелательное воздействие какого-либо стимула. Субъективно стресс выражается во внутреннем состоянии напряжения и возбуждения.

2. в качестве описания физической реакции организма на нежелательное воздействие.

Понятие стресса было введено в науку канадским физиологом Г. Селье (именно во втором понимании).

Стресс – это специфическое состояние человека или животного, возникающее при воздействии внешнего фактора (факторов), превышающих адаптационные возможности и нарушающих внутреннее равновесие организма.

Теория стресса Г. Селье содержит 4 положения:

  1. все биологические организмы обладают врожденными механизмами поддержания состояния внутреннего баланса (гомеостаз) или равновесия функционирования своих систем.
  2. Условием возникновения стресса явялется воздействие сильного внешнего раздражителя (стрессора), который нарушает внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением, усилением активации. Эта реакция имеет защитно-приспособительный характер, и сам стресс Селье называл общим адаптационным синдромом.
  3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня устойчивости организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.
  4. Организм имеет ограниченный запас адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса — их истощение может привести к заболеванию и смерти.

 

Г. Селье выделил 3 стадии развития стресса:

  1. Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень сопротивляемости организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает защитные механизмы. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной жизнедеятельности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.
  2. Стадия резистентности(сопротивления) наступает, если стрессор продолжает воздействовать на человека, и есть необходимость поддержания защитных реакций. Все системы организма находятся в напряжении, но организм пытается расходовать свои защитные ресурсы сбалансировано и адекватно условиям стресса.

3. Стадия истощения (дистресса)наступает в случае борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессора. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего являются функциональные изменения в организме.

 

Виды стресса

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют психологический и физиологический стресс. Психологический стресс подразделяют на:

1. эмоциональный – проявляется в ситуациях, задевающих личность (ситуации угрозы, обиды). Характеризуется изменениями в психических процессах, мотивации, нарушениях моторики и речи, специфическими эмоциями.

2. информационный – возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не успевает обрабатывать информацию из-за недостатка времени, не уверен в своих решениях, у него возникает ощущение, что он не справляется с задачей. Стресс усиливается сообразно степени ответственности.

Чаще всего в реальных ситуациях, эти два вида стресса разделить нельзя.

Вопреки житейским представлениям о том, что стресс может быть вызван только вредными, неприятными воздействиями, в современных исследованиях доказано, что стресс могут вызвать любые изменения жизни, к которым нужно приспосабливаться. «Знак» события не важен, важно то, насколько сильная перестройка привычных способов поведения понадобится. Т. Холмс и Р. Разе разработали шкалу жизненных стрессогенных событий (от более стрессовых до менее стрессовых).

Всего 38 событий. Первые 10 событий:

  Жизненное событие Показатель стрессогенности
Смерть партнера по браку
Развод
Разлучение с партнером по браку
Тюремное заключение
Смерть близкого члена семьи
Травма или болезнь
Вступление в брак
Увольнение с работы
Воссоединение с партнером по браку
Выход на пенсию

 

Фрустрация

Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Состояние фрустрации// Психические состояния. Хрестоматия. СПб., 2001.

 

Фрустрация – это специфическое психическое состояние, которое возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые.

Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное, и человек стремится избавиться от него. Оно проявляется в эмоциях гнева, тревожности, отчаяния, напряженности и т.п.

Представим, что человек желает достичь какой-то цели, подготовился к каким-то действиям по достижению цели, находится в состоянии мобилизации. И перед этим запущенным в ход механизмом вдруг возникает препятствие, т.е. психическое событие прерывается, вынужденно тормозится. В психике образуется своего рода «запруда», напряжение накоплено, а выхода для него нет, этот переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта, которое необходимо снять.

К условиям возникновения состояния фрустрации относят:

1. наличие потребности как источника активности, мотива как осознанного проявления потребности, цели и первоначального плана действия.

2. наличие сопротивления (препятствия-фрустратора).

 

Выделяют следующие виды фрустраторов:

1. пассивное внешнее сопротивление: наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве.

2. активное внешнее сопротивление: запреты и угрозы наказания со стороны окружения.

3. пассивное внутреннее сопротивление: осознанное или неосознанное чувство неполноценности, неспособность осуществить намеченное, обученная беспомощность; резкое расхождение между уровнем притязаний и возможностями исполнения.

4. активное внутреннее сопротивление: угрызения совести, сомнения в моральности целей и оправданности средств достижения.

 

Поведение человека в состоянии фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих факторов: от личностных свойств, возрастных особенностей, от силы фрустратора, от привлекательности цели, от силы напряжения, которое испытывает человек в этом состоянии.

 

С. Розенцвейг выделил следующие типы реакции на фрустрацию по разным основаниям:

Основная классификация:

  1. Реакция продолжения потребности. Реакция выражается в попытке удовлетворения этой потребности тем или иным способом.
  2. Реакция защиты «я». Этот тип реакции возникает только в случаях угрозы целостности личности, позитивности ее представлений о себе, и угрозе целостности картины мира личности.

Ре­акции защиты «я» Розенцвейг предложил разделить на три группы:

  1. Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). Человек агрессивно обвиняет в лишении внешние препятст­вия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, - гнев и возбуждение. В случаях, когда открыто агрессиь выразить невозможно, она находит своё косвенное выражение. «Замещающая» агрессия.
  2. Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Направление агрессии на себя. Чувст­ва, связанные с ними, - виновность, угрызения совести.
  3. Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклонить­ся от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рас­сматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим обра­зом.

 

Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения их прямоты:

1. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фрустрирующей ситуацией и остается продолжением начальных по­требностей.

2. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее заместительный и в максимальном случае символический.

 

Можно рассматривать реакции на фрустрации с точки зрения адекватности реакций. Реакции адекватны в той мере, в какой они способствуют развитию личности.

В ответах продолжения потребностей можно различить два крайних типа:

  1. Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по прямой линии вопреки препятствиям.
  2. Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется не­определенно и глупо, даже если очевидно, что препятствие непреодолимо.

В ответах защиты «я» также различают два типа:

  1. Адаптивный ответ. Ответ оправдан существующими обстоятельст­вами. Например, человек не обладает необходимыми способностями и проваливается в своём предприятии. Если он обвиняет в провале себя - его ответ адаптивен.
  2. Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими обстоятельствами. Например, человек обвиняет себя в провале, который вызван на самом деле ошибками других людей.

 

 

Аффект

Самая специфическая форма эмоциональных проявлений.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект – это диффузная реакция, она охватывает весь организм и психику человека.

Аффект чаще развивается в критических ситуациях (опасных, травмирующих), когда человек не способен найти адекватный выход.

Признаки аффекта: быстрое возникновение; очень большая интенсивность переживания; кратковременность; бурное выражение; отсутствие сознательного контроля за своими действиями; снижение способности к переключению внимания; жесткая фокусировка внимания на объекте, вызвавшем аффект; сужение поля восприятия; изменения мышления – невозможность оценить последствия поступков, невозможность планировать поступки; импульсивное поведение. Аффект навязывает человеку стереотипные действия, эволюционно закрепленные на уровне бессознательного (бегство, оцепенение, агрессию).

 

Аффект может быть положительным (восторг, эйфория, энтузиазм, безудержное веселье) и отрицательным (ярость, гнев, ужас, паника).

 

После аффекта наступает аффективный шок, который выражается в упадке сил, равнодушии ко всему окружающему или раскаянии в содеянном. Нарушения сознания во время аффекта могут привести к амнезии, т.е. к неспособности вспомнить отдельные эпизоды события или событие целиком.

 

Устойчивость к вовлечение в аффект зависит от уровня морального развития.

 

Язык эмоций

 

В 1872 г . Ч. Дарвин пишет «Выражение эмоций у животных и человека».

Основную роль в языке эмоций играет мимика. Согласно Дарвину, мимические движения человека образовались на основе полезных действий, имеющих для животного приспособительного значение. Например, оскаливание зубов как реакция гнева – средство для устрашения врага. Наша мимика представляет собой либо ослабленную форму мимических движений животных, либо обратную им, либо прямое выражение эмоционального возбуждения. Однако только этим мимика не объясняется.

Сокращение лицевых мышц осуществляется двумя путями: непосредственно из коры (лицевой нерв получает импульсы оттуда, и это приводит к сознательной регуляции мимики) и через таламус и базальные ядра, что приводит к спонтанному выражению эмоций на лице. Мимика человека складывается из спонтанных реакций (врождённые мимические схемы) и усвоенных в результате социального опыта произвольных мимических реакций. Мимика – это индивидуальный сплав того и другого.

Конвенциональная мимика – это те способы выражения эмоций, которые сформировались в определённом обществе.

Информативность глаз и губ индивидуальна, однако круговая мышца рта лучше поддаётся регуляции.

Эмоциональные стимулы:

· спонтанные, естественные;

· имитация эмоционального состояния (как в школе актёрского мастерства);

· графические формы представления эмоций.

При имитации эмоционального состояния наблюдается наибольшая адекватность распознавания эмоций.

При графическом представлении эмоций редко совпадает вербальная форма их обозначения. Например, ненависть может быть названа презрением, омерзением, насмешкой и т.п.

Выделяют две стороны рассмотрения зыка эмоций:

· экспрессивная (способность к выражению эмоций);

· импрессивная (способность к восприятию эмоций).

Факторы импрессии: эмпатия, индивидуальный эмоциональный опыт, уровень концентрации на себе (от эгоцентризма до децентрации), уровень чувства собственного превосходства, уровень тревожности.

Факторы, затрудняющие экспрессию: социальная депривация, высокий уровень самоконтроля, семейный стиль подавления эмоций, страх потери самообладания либо боязнь порицания со стороны других людей.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (776)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7