IV. Справочные материалы
1. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. №356-З «Об охране труда» - Мн. : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. 2. Стрикель Н.И. Охрана труда : пособие в двух частях. Часть 1. Правовые и организационные вопросы - Мн. : Право и экономика, 2010.
V. Задания для самостоятельной работы. Изучить Закон Республики Беларусь «Об охране труда» и подготовить ответы на учебные вопросы.
Занятие №2 I. Название темы.Разработка инструкций и инструктаж по охране труда. II. Цель:получение практических навыков разработки инструкций и проведения инструктажа по охране труда. III. Учебные вопросы темы и примерный расчет времени. 1. Разработка инструкций по охране труда . 2. Проведение вводного инструктажа. 3. Проведение первичного и повторного инструктажа. 4. Проведение внепланового и целевого инструктажа. Введение – 10 мин. 1 вопрос – 15 мин. 2 вопрос – 15 мин. 3 вопрос – 15 мин. 4 вопрос – 15 мин. Заключение – 10 мин. IV. Справочные материалы. 1. Стрикель Н.И. Охрана труда : пособие в двух частях. Часть 1. Правовые и организационные вопросы - Мн. : Право и экономика, 2010. 2.Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утв. постановл. Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г., №176. – Минск : НРПА, 2009, №29, 8/20258. 3. Инструкция о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановл. Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г., №175. – Минск : НРПА, 2009, №53, 8/20209. 4. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы, утв. постановл. Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2004 г., №136. – Минск : НРПА, 2004, 8/11833. V. Задания для самостоятельной работы. Изучить Инструкции [2], [3] и [4], подготовить текст инструкции по охране труда и инструктажа.
Занятие №3 I. Название темы.Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний. II. Цель: освоить методику проведения расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний. III. Учебные вопросы темы и примерный расчет времени. 1. Несчастные случаи, подлежащие расследованию. 2. Порядок расследования несчастного случая. 3. Специальное расследование несчастных случаев. 4. Расследование профессиональных заболеваний. Введение – 10 мин. 1 вопрос – 15 мин. 2 вопрос – 15 мин. 3 вопрос – 15 мин. 4 вопрос – 15 мин. Заключение – 10 мин. IV. Справочные материалы. 1. Стрикель Н.И. Охрана труда : пособие в двух частях. Часть 1. Правовые и организационные вопросы - Мн. : Право и экономика, 2010. 2. Правила расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2004 №30. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 5/13691. V. Задания для самостоятельной работы. Изучить «Правила расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и подготовить ответы на учебные вопросы.
Занятие №4 I. Название темы.Методы нормализации производственной среды. II. Цель: освоить методы нормализации производственной среды. III. Учебные вопросы темы и примерный расчет времени. 1. Нормализация воздушной среды. 2. Нормализация освещения. 3. Вибро- и шумобезопасность. 4. Устранение воздействия вредных излучений. Введение – 10 мин. 1 вопрос – 15 мин. 2 вопрос – 15 мин. 3 вопрос – 15 мин. 4 вопрос – 15 мин. Заключение – 10 мин. IV. Справочные материалы. 1. Стрикель Н.И. Охрана труда : пособие в двух частях. Часть 2. Безопасность и гигиена труда - Мн. : Право и экономика, 2011. 2. Лазаренков А.М. Охрана труда. Мн. : БНТУ, 2004. 3. Михнюк Т.Ф. Охрана труда – Мн. : ИВЦ Минфина, 2009. V. Задания для самостоятельной работы. Изучить методы нормализации производственной среды и подготовить ответы на учебные вопросы.
Занятие №5 I. Название темы.Средства пожаротушения, пожарная охрана. II. Цель: получение знаний и практических навыков в области пожарной безопасности. III. Учебные вопросы темы и примерный расчет времени. 1. Методы прекращения горения. 2. Огнегасящие вещества. 3. Средства пожаротушения. 4. Пожарная охрана и надзор. Введение – 10 мин. 1 вопрос – 15 мин. 2 вопрос – 15 мин. 3 вопрос – 15 мин. 4 вопрос – 15 мин. Заключение – 10 мин. IV. Справочные материалы. 1. Стрикель Н.И. Охрана труда : пособие в двух частях. Часть 2. Безопасность и гигиена труда - Мн. : Право и экономика, 2011. 2. Лазаренков А.М. Охрана труда. Мн. : БНТУ, 2004. 3. Михнюк Т.Ф. Охрана труда – Мн. : ИВЦ Минфина, 2009. V. Задания для самостоятельной работы. Изучить методы, вещества и средства пожаротушения, организацию пожарной охраны и надзора и подготовить ответы на учебные вопросы.
Семинарские занятия 3.2.1 Занятие №1 Закон Республики Беларусь «Об охране труда» 3.2.1.1 общие сведения о законе Закон направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда [1]. Он содержит 8 глав и 42 статьи. В главе 1 «Общие положения» в статьях 1 – 3 приведены основные термины и их определения, законодательство об охране труда и сфера применения Закона, требования по охране труда. В главе 2 «Государственное управление в области охраны труда» в статьях 4 – 8 указаны полномочия в области охраны труда Президента и Правительства Республики Беларусь, Республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов. В главе 3 «Право работающих на охрану труда» в статьях 9 – 12 определены права работающего на охрану труда и на компенсацию по условиям труда, указаны ограничения на выполнение отдельных видов работ и даны гарантии права работающих на охрану труда. Глава 4 «Организация охраны труда» содержит 13 статей, посвященных следующим вопросам: - обязанности работодателя по обеспечению охраны труда (ст.13); - права работодателя в области охраны труда (ст.14); - обязанности работающего в области охраны труда (ст.15); - служба охраны труда (ст.16) и полномочия ее работников (ст.17); - комиссия по охране труда (ст.18); - обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда (ст.19); - инструкции по охране труда (ст.20); - обязательные медицинские осмотры (ст.21); - обеспечение работающих средствами защиты и санитарно-бытовыми помещениями (ст.22 и 23); - финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст.24); - расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст.25). В главе 5 «Соответствие производственных объектов, оборудования и процессов, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда» в статьях 26 – 30 рассмотрено указанное в названии главы, а также требования к территории организации, к объектам, предназначенным для выпуска продукции и оказания услуг. В главе 6 в статьях 31 – 33 изложены требования по охране труда при выполнении следующих отдельных работ: строительных, монтажных, специальных, погрузочно-разгрузочных, складских и работ с ручным инструментом. Глава 7 «Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда» (статьи 34 – 40) посвящена государственному и прокурорскому надзору, общественному контролю, департаменту государственной инспекции труда и государственной экспертизы условий труда, сотрудничеству и взаимодействию органов надзора и контроля, ответственности за нарушение законодательства об охране труда. Глава 8 (статьи 41 и 42) содержит заключительные положения, касающиеся приведения нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с Законом «Об охране труда» и порядка вступления в силу этого Закона. Основные изменения, внесенные Законом «Об охране труда» в законодательную базу: Во-первых, существенно расширена сфера применения законодательства по охране труда. Если Трудовой кодекс Республики Беларусь применяется только в отношении работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь (ст. 3 ТК), то Закон «Об охране труда» кроме этого применяется в отношении всех других работодателей и работающих граждан. В перечень этих граждан помимо работников, упоминаемых в Трудовом кодексе, входят: работающие по гражданско-правовым договорам; работающие на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм; главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств; обучающиеся и воспитанники учреждений образования, привлекаемые в установленном законодательством порядке к выполнению работ (оказанию услуг) в организациях, в том числе в период прохождения производственной практики; военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой, в порядке и на условиях, установленных законодательством; содержащиеся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемые в установленном законодательством порядке к выполнению оплачиваемых работ; привлекаемые в установленном законодательством порядке к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения; привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера(ст. 2 Закона «Об охране труда [1]) Во-вторых, значительно увеличен круг обязанностей в области охраны труда работодателей (нанимателей). В статье 226 Трудового кодекса Республики Беларусь содержится 17 пунктов перечня обязанностей нанимателя. В соответствии со статьей 13 Закона «Об охране труда» наниматель должен выполнять 10 пунктов из 12 перечня обязанностей работодателя и 14 из перечня обязанностей, установленных только для него, т.е. 24 пункта. Имеются изменения и в содержании имеющихся в обоих документах пунктов. Например, пункт 8 статьи 226 ТК приведен в редакции: «проведение аттестации рабочих мест по условиям труда». В статье 13 Закона «Об охране труда» читаем: «обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда». В третьих, в Закон «Об охране труда» вошли статьи, отсутствующие в Трудовом кодексе: Статья 10 «Ограничения на выполнение отдельных видов работ». Статья 14 «Права работодателя в области охраны труда». Статья 17 «Полномочия работников службы охраны труда». Статья 18 «Комиссия по охране труда». Статья 19 «Обучение и проверка знаний работников по вопросам охраны труда». Статья 20 «Инструкции по охране труда». Статья 24 «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда». Статьи 26 –29 главы 5 «Соответствие производственных объектов, оборудования и процессов, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда». В Трудовом кодексе есть только одна статья 2212 совпадающая со статьей 30 этой главы. Статьи 31-33 главы 6 «Требования охраны труда при выполнении отдельных работ». Статья 36 «Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Статья 37 «Государственная экспертиза условий труда». В четвертых, существенно шире содержание отдельных статей в Законе по сравнению с аналогичными статьями Трудового кодекса. Например, в главе 2 Закона (статьи 4 – 8) по сравнению со статьей 2211 Трудового кодекса.. В пятых,в Законе «Об охране труда» появился ряд новых по сравнению с кодексом терминов: работодатели, работающие, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда; идентификация опасности, профессиональный риск и другие. В статье 41 Закона «Об охране труда» предусмотрено приведение нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с Законом «Об охране труда», включая законодательные акты, решения Правительства Республики Беларусь. 3.2.1.2 Текст Закона Республики Беларусь «Об охране труда» ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 июня 2008 г. № 356-З Об охране труда Принят Палатой представителей 14 мая 2008 года Настоящий Закон направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда. ГЛАВА 1 Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения: аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности; безопасные условия труда – условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов; вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к снижению работоспособности и (или) заболеванию (в зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным); идентификация опасности – установление наличия опасности и определение ее характеристик; инструкция по охране труда – локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг); опасность – источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего; опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях способно привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо к смерти; охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства; паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда – документальное оформление оценки фактического состояния условий и охраны труда в целях разработки и реализации мероприятий по приведению их в соответствие с законодательством об охране труда; правила по охране труда – нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда; профессиональный риск – вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работающего в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; работающие – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также привлекаемые к выполнению работ (оказанию услуг) юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательством; работодатели – юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также юридические лица, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством; средства индивидуальной и коллективной защиты – технические средства, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и при работе в неблагоприятных температурных условиях; типовая инструкция по охране труда – нормативный правовой акт, определяющий требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), на основе которого работодатели разрабатывают с учетом местных условий и специфики своей деятельности инструкции по охране труда; условия труда – совокупность факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности. Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера применения настоящего Закона Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда. Настоящий Закон применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан, в том числе: работающих по трудовым договорам (далее – работники); работающих по гражданско-правовым договорам; работающих на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм; глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств; обучающихся и воспитанников учреждений образования, привлекаемых в установленном законодательством порядке к выполнению работ (оказанию услуг) в организациях, в том числе в период прохождения производственной практики; военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемых к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой, в порядке и на условиях, установленных законодательством; содержащихся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемых в установленном законодательством порядке к выполнению оплачиваемых работ; привлекаемых в установленном законодательством порядке к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения; привлекаемых в установленном законодательством порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются нормы международного договора. Статья 3. Требования по охране труда Требования по охране труда – нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах. Требования по охране труда обязательны для исполнения работодателями и работающими при возникновении между ними трудовых отношений, а также в случае привлечения к выполнению работ (оказанию услуг) работающих, указанных в части второй статьи 2 настоящего Закона, которые не связаны с работодателями трудовыми отношениями. При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности. ГЛАВА 2 Статья 4. Государственное управление в области охраны труда Государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции. Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь в области охраны труда Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами. Статья 6. Полномочия Правительства Республики Беларусь в области охраны труда Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, в пределах своей компетенции определяет полномочия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, осуществляет иные полномочия в области охраны труда, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Статья 7. Полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют: государственное управление охраной труда на отраслевом уровне; разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях; анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных им организациях, разработку и реализацию мер по их профилактике; организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных им организаций; организацию проведения научно-исследовательских работ в области условий и охраны труда; информационное обеспечение подчиненных им организаций по вопросам охраны труда; пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных им организациях; международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам охраны труда; иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь помимо указанных в части первой настоящей статьи полномочий: осуществляет координацию деятельности по вопросам охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов (далее – профсоюзы); разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области охраны труда, нормативные правовые акты по охране труда; осуществляет разработку республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда; утверждает самостоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда; разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и утверждает типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты; организует осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; осуществляет экспертизу условий труда и контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; проводит мониторинг состояния условий и охраны труда, анализ нарушений законодательства об охране труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и вносит в установленном законодательством порядке в органы государственного управления предложения об их предупреждении; организует и координирует проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда; участвует в совершенствовании государственной статистической отчетности в области охраны труда; осуществляет международные связи и сотрудничество в области охраны труда, подготавливает проекты международных договоров и соглашений по вопросам охраны труда; осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда (далее – республиканская комиссия); осуществляет иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством. Статья 8. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют: государственное управление охраной труда на территориальном уровне; разработку и реализацию территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории; организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций; анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на подведомственной им территории, разработку и реализацию мер по их профилактике; информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда; пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории; участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда; иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством. ГЛАВА 3 Статья 9. Право работающего на охрану труда Работающий имеет право на: получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении в установленном порядке проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания. Работающий имеет право отказаться от выполнения порученной работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. Работник также имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда; обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами; отказ от выполнения порученной работы в случае непредоставления ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. Работающий по гражданско-правовому договору вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы условия, предусмотренные гражданско-правовым договором. Статья 10. Ограничения на выполнение отдельных видов работ Не допускается привлечение работающих к работам, которые им противопоказаны по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению. Подъем и перемещение тяжестей вручную работающими сверх установленных предельных норм не допускаются. Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей вручную устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Ограничения на выполнение отдельных видов работ для некоторых категорий работников устанавливаются Трудовым кодексом Республики Беларусь, другими нормативными правовыми актами в области охраны труда. Статья 11. Право на компенсации по условиям труда Работающим предоставляются в соответствии с законодательством компенсации по условиям труда, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Работающим по гражданско-правовым договорам компенсации по условиям труда могут устанавливаться данными договорами. Статья 12. Гарантии права работающих на охрану труда Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Гарантии права работников на охрану труда определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами. Гарантии права работающих по гражданско-правовым договорам на охрану труда в соответствии с законодательством определяются в этих договорах. Гарантии права на охрану труда иных категорий работающих предоставляются в соответствии с законодательством. ГЛАВА 4 Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда Работодатель обязан: обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты. Если территория, производственное здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда выполняются ими совместно на основании письменного соглашения; предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда; принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения; осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом; информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда; обеспечивать в установленном законодательством порядке расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике; осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством; беспрепятственно допускать к проведению проверок в установленном законодательством порядке представителей соответствующих органов, предоставлять сведения по охране труда по вопросам, входящим в их компетенцию; не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг); возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работающих, в порядке, установленном законодательством; исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда. Работодатель, предоставляющий работу гражданам по трудовым договорам (далее – наниматель), также обязан: обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда; обеспечивать режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором; предоставлять работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальную одежду, специальную обувь и другие необходимые средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами; осуществлять постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда; не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работающего, не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующего требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; принимать локальные нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |