Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественная власть в первобытном обществе



2015-12-07 4899 Обсуждений (0)
Общественная власть в первобытном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеристика первобытнообщинного строя.

 

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосудар­ственного общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, об­щее производство и уравнительное распределение. Востор­женную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: "И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префек­тов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком'". Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного об­щества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регули­ровалисьобычаями — исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и поступков. Уже на ранних стадиях развития обще­ства приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных слу­чаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действи­ями. Например, тренировка охотников наполнялась мисти­ческим содержанием, обставлялась таинственными обря­дами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе меж­ду мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматри­валось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основой присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них права и обя­занности как- бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

 

Общественная власть в первобытном обществе.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни (до этого общество существовало, а государства не было). Жизнь общества на ранних ступенях развития строилась на началах естественного самоуправления (соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного). Возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни. История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя (орудия производства были несовершенны, производительность труда низкая). Поэтому в основе жизни общества лежала общественная собственность на средства производства, распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества одинаково трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

Власть носила сугубо общественный характер (исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления). Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органы общественной власти – родовые собрания; старейшины (вожди), избиравшиеся из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военачальники, выполнявшие функции власти во время войны. Религиозные функции власти выполняли жрецы. Должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем. Не было специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами в родовой организации. Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием. Роды входили в более крупные объединения. Высшая форма объединения родов – племя (иногда союз племен). Общими делами племени руководил совет, состоявший из старейшин и военачальников родов).

Основа организации первобытного общества – община – род, племя, их объединения. Род (родовая община) – объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.

Род – это личный, а не территориальный союз (люди объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы). Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

 

4. Понятие, признаки и содержание функций государства.

Функции государства (переводе с латинского «исполнение»)– это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом и в присущих ему формах и присущими ему методами.

Существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и т.д.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность и социальное назначение.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

1. Реализуются функции в определенных формах (чаще всего в правовых) и особыми, характерными для государственной власти методами.

Соотношение функций и задач: функции носят объективный характер, задачи определяются субъективным характером. Задачи и функции взаимосвязаны, они не существуют друг без друга. Но эти понятия нельзя отождествлять, хотя нельзя и противопоставлять.

Задачи определяются социальным назначением государства. Она может быть одна, а для её выполнения необходимо несколько функций. Зависимость функций определяется трояким способом:

Ø Задачи могут быть решены только через функции, т.е. функция зависит задач.

Ø Задачи определяют содержание функции.

Ø Задачи влияют на выбор мер осуществления функций.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функции показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

До недавнего времени было общепризнанно, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду его направлений представителем интересов всего общества. Уже восточные деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию – организовали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Все государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере. Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.

1.По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

2.По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Система внутренних и внешних функций тесно взаимосвязаны и их трудно разграничить между собой. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций – охраны существующих форм собственности, обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и др.

1. В зависимости от сфер деятельности: политическая, экономическая, социальные, др.

2. По периоду времени – постоянные, временные (например: вовремя войны временные).

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Они показывают как государственные органы, и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Ø Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функции государства практически невозможна.

Ø От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя.

Ø Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия (Например: подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.).

Методы осуществления функций государства многообразны. Выполняя правоохранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Лекции: Под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение. Характеристика функций не связана с описанием самостоятельной деятельности государства, а характеризует предметно-содержательную сторону направлений деятельности. Государство деятельный институт, его активная роль в жизни общества должна проявляться постоянно. Как только государство, так или иначе, устраняется от реализации своего предназначения, оно вытесняется другими видами социальной власти.

Функции государства помимо предметно-содержательной характеристики характеризуется с точки зрения их объективности, носят объективный характер. В этой характеристике: во 1) подчеркивается, что эти направления деятельности производны от содержания общественных отношений, от видов этих отношений и от видов сфер жизни общества. Жизнедеятельность общества проявляется через основные сферы: материальную, экономическую, духовную, политическую. Эти направления деятельности носят объективный характер. Если есть политическая сфера, обязательно должны быть политические направления жизни общества. Бесспорно, в каждой сфере деятельности проявляется и реализуется потребности общества. В конечном счете, осознаются эти потребности обществом. На основе их осознания формируются цели, основные направления деятельности и главные шаги в достижении этих целей, т.е. формируются задачи.

В отличие от функций, цели и задачи носят субъективный характер, т.е. являются результатом осознанной деятельности людей и свое закрепление носят в определении целей и постановке задач, ее достижении.

Представление о функциях дает классификация по содержанию направлений деятельности.

Виды функций:

1) функции экономического содержания, в рамках которых определяется роль государства в экономических отношениях общества, степень участия государства в экономических отношениях: организация рыночного хозяйства, налоговая деятельность, антимонопольное направление деятельности.

2) Функции социально-политического содержания: охрана общественного порядка и всех форм собственности, организация функционирования органов государства: в социальной сфере – организации здравоохранения, социальной помощи, организация инфраструктуры в виде средств коммуникаций (ж/д, связь).

3) направления деятельности в духовной сфере: охрана памятников культуры, организация библиотечного дела, образование в обществе.

4) природоохранная функция, характеризующая межгосударственные связи.

Цивилизационный подход. Функции делятся на управленческообеспечительные, охранительная функция.

Формационный подход – классовая сущность. Социальная направленность имеет второстепенную роль.

Морозова:

1. Внутренние: обеспечения народовластия, экономическая, социальная, налогообложения и финансового контроля, экологическая, охраны прав и свобод граждан.

2. Внешние: интеграции в мировую экономику, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими странами в области глобальных (демографические, экология, энергетические, преступность, космос и т.д.) проблем

 



2015-12-07 4899 Обсуждений (0)
Общественная власть в первобытном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественная власть в первобытном обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4899)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)