Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная рыночная экономическая система



2015-12-07 547 Обсуждений (0)
Современная рыночная экономическая система 0.00 из 5.00 0 оценок




Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Отличительные черты:

многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

рост уровня образования (послешкольное);

новое отношение к труду (творческое);

повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Традиционная экономическая система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

стабильность;

предсказуемость;

добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

беззащитность перед внешними воздействиями;

неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

крайне примитивные технологии;

преобладание ручного труда;

все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др.

Смешанная система

Отличительные черты:

приоритетность рыночной организации экономики;

многосекторность экономики;

государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.


 


17. Основные направления и средства государственно-правового регулирования экономики.

Государственное регулирование- одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием. Мировой трансформационный процесс сопровождается усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности. В странах с экономикой смешанной осуществляется диверсификация. Диверсификация - разнообразие, разностороннее развитие форм и методов государственного регулирования. В современном их арсенале можно выделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

Прямое экономическое регулированиеиспользует многообразные формы безвозвратного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий. Это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

К косвенным формам экономического регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в т.ч. таможенно-тарифной, политики и др.

К административным формам относятся разнообразные меры рационирования и контингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и др.

Правовое государственное регулирование- это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через системы устанавливаемых ими норм и правил. Предполагает осознание субъектами права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований - обязанностей и дозволений - прав. Механизм правового регулирования соответствующих общественных отношений включает такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8

Свобода договора. Что касается самого основного принципа хозяйственной деятельности участников товарооборота принципа "свободы договора", то он нашел свое закрепление в п. 1 ст. 1 ГК РФ, где, в частности, указано, что гражданское право базируется на признании свободы договора и недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела.

Контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Государство осуществляет подобный контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Лицензирование отдельных видов деятельности. Законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

Антимонопольное законодательство. В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). В Российской Федерации существует и разрешительный порядок регистрации некоторых юридических лиц - такого рода требование в виде предварительного разрешения антимонопольного органа предусмотрено для создания объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов), коммерческой организаций, если суммарная стоимость активов ее учредителей превышает 100 тысяч МРОТ Законом РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование , необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Методами регулированияявляются упоминавшийся ранее метод ценового регулирования, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня обеспеченности таких потребителей. Органы государственного контроля могут направить субъектам естественной монополии предписание о заключении договора, обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор или изменить его условия. Государственные органы осуществляют контроль за рядом сделок, совершаемых естественными монополиями, за осуществляемыми ими инвестициями и т.д.

Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами. Государственная монополия на такие виды товаров осуществляется посредством выдачи лицензий государственным унитарным предприятиям, которые обязаны совершать экспортно-импортные операции на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. В связи с этим Законом устанавливается правило о ничтожности сделок, совершенных с нарушением государственной монополии

Защита прав потребителей. Эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование , имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения. Развитое законодательство о защите прав потребителя - экономически слабой стороны - это тот элемент, без которого не может обойтись ни один развитый правопорядок. Данная сфера регулирования имеет огромное значение и общенациональный социальный характер. Законодательство о защите прав потребителей традиционно отличается жесткостью и строгой нормативностью, которая устанавливается в целях защиты интересов потребителя. Основным законодательным актом, регулирующим отношения с участием потребителей в Российской Федерации, является Закон РФ "О защите прав потребителей". Им установлены основные положения, направленные на защиту прав потребителей: требования безопасности товаров, работ и услуг, надлежащее их качество, обязательность соблюдения государственных стандартов, ответственность изготовителя и продавца за причиненный потребителю вред, возможность судебной защиты интересов потребителя и т.д. Можно констатировать, что на сегодняшний день российское законодательство содержит достаточно полный и работающий свод правил и норм, направленных на защиту интересов потребителей, а государственное вмешательство в указанную сферу свидетельствует о том, что отечественное законодательство постепенно приближается к общемировым стандартам в указанной области.

Государственные контракты. Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Порядок их заключения, содержание и исполнение

имеют ряд особенностей. В актах содержатся императивные предписания, которым строго должны следовать контрагенты по государственным контрактам, и наряду с ними определяются условия подобных контрактов. Что касается поставщиков по указанным договорам, то таковыми могут выступать только те, которые удовлетворяют определенным, нормативно установленным квалификационным требованиям. Финансирование закупок для государственных нужд осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Валютное регулирование . Использование в качестве средства платежа иностранной валюты носит достаточно распространенный характер, и ряд сфер предпринимательской деятельности немыслим без подобных операций. Регулирование и государственное вмешательство в указанную сферу, связанную с обращением иностранной валюты на территории суверенного государства, - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.

Внешнеторговые операции. Сфера внешней торговли относится к той области, где традиционно присутствуют публично-правовые элементы. Государство регулирует экспортные и импортные операции. Основу такого регулирования составляет Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Особым вниманием в сфере внешней торговли традиционно пользовался экспорт товаров и технологий двойного назначения. В этом случае регулирование осуществляется в целях защиты интересов Российской Федерации и выполнения ее международных обязательств, вытекающих из Вессенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения.

Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации. ФЗ "О техническом регулировании ". Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечать продукция, работы и услуги. Соответствие изготавливаемой продукции, товаров, работ и услуг установленным требованиям подтверждается сертификатами, иными документами и знаками соответствия, зарегистрированными в установленном порядке и которые обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков, лиц, оказывающих определенные услуги) обеспечить соответствие продукции товаров работ и услуг обязательными требованиям, на основании которых выданы указанные документы. Государственный контроль за соблюдением упомянутых актов осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации и специально уполномоченные государством органы. Государственное регулирование в данной области диктуется общественным интересом, заключающимся в обеспечении граждан России качественными товарами, работами и услугами, а также охраной здоровья граждан.

Регулирование тарифов и цен. В России имеются сферы экономики , где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика. Основным актом в этой сфере является ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Следует отметить, что государственное регулирование в данной сфере достаточно активно осуществляется государством как на законодательном, так и на подзаконном уровне. Правительство РФ в целях защиты потребителя устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и производимой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд с учетом безубыточной реализации готовой продукции.

Патентное законодательство. Вопросы, связанные с патентным законодательством, регулируются Патентным законом Российской Федерации. Закон регулирует вопросы, связанные с охраной изобретения и прав авторов изобретений. Согласно положениям Закона правовая охрана предоставляется запатентованным изобретениям, а лицу, получившему патент на изобретение, принадлежат все права изобретателя, именуемые исключительными. Однако в строго определенных случаях Закон предусматривает пользование объектом промышленной собственности без согласия ее владельца. Эти случаи и продиктованы как раз публичными интересами.

Государственное регулирование в отдельных отраслях, сферах производства. Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию. К таким отраслям относятся, например, сельское хозяйство, авиапромышленный комплекс, отношения в области генной инженерии, угольная промышленность, отношения, связанные с развитием районов крайнего Севера и др. Подобное регулирование осуществляется как на законодательном, так и на подзаконном уровне.


 

 




2015-12-07 547 Обсуждений (0)
Современная рыночная экономическая система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная рыночная экономическая система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)