Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общенаучные методы исследования государства и права



2015-12-07 755 Обсуждений (0)
Общенаучные методы исследования государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




Объект, предмет и функции теории государства и права.

Наука - это сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается некая целостность, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки - более узкое понятие, нежели объект; предмет есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте. Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и неюридическими - философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).

Предмет теории государства и права - это: 1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки); 2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки (право, источники права, нормы права, правоотношение, субъект права, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, правовые средства и т.д.).

 

 

Функции теории государства и права– основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике: 1) онтологическая– функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует; 2) гносеологическая– функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций); 3) прогностическая– функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы; 4) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;5) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;6) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;


Система методов теории государства и права.

2.Система методов ТГП.

Метод ТГП— совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.

Методы разделяются на:

Общенаучные методы исследования государства и права

= метафизика;

= диалектика.

При метафизическом методе государство и право воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека.

При диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии.

Исторический -метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием.

Системный метод рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;

 

2. Общелогические методоты распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:

Анализ мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;

Синтез предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.

Сравнительный метод сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними.

3. Частнонаучные (частные, специальные) методы — используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ.

Методы толкования права (уяснение, разъяснение) ис­пользуются в процессе уяснения и разъяснения сущностного содержания за­крепленного юридической нормой правила поведения.

Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных формах государства и права.

4.Специальные юридические методы:

· формально-логический (догматический) метод — изучение, систематизация и толкование норм действующего права;



3. ТГ и П как наука об общей ТГ и П, ее межпредметные связи и структура.

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, кот. характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:1) естественные(изучающие природу во всех ее формах и проявлениях); 2) технические(изучающие закономерности развития и функционирования техники); 3) гуманитарные(изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания. ТГ и П относится к гуманитарным наукам. Государство и право– объект изучения многих юрид. и гуман. наук, в том числе и теории государства и права. ТГ и П занимает ведущее место в системе юр. наук, т. к. основным для нее является исследование государства и права. ТГ и П изучаетзакономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные прав. понятия, кот. являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук. Среди юр. наук ТГ и П имеет особое методологическое значение,т.к. в отличие от историко-прав. наук она не изучает государство и право в историч. развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности гос.-прав. функционирования, анализирует и обобщает конкретные истор. данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства ТГ и П обобщает отраслевые юр. знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юр. явления и процессы, кот. впоследствии все отраслевые юр. науки руководствуются. ТГ и П – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юр. наук (гражд., уголов., трудового, администрат. права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение. ТГ и П также тесно взаимосвязана с такими гуманит. науками, как:1) история,2) философия; 3) эконом. теория,которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние гос.-прав. явлений на экономику; 4) политология,изучающая влияние государства и права на политическую среду и др. Структура теории государства и права - это два крупных блока (элемента), взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга: - теория государства; - теория права. Вместе с тем есть и некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).

 

4. Социальная власть и государственная власть – понятие, источники, соотношение.

Власть- возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Власть появилась с возникновением человеч. общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, кот. требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Социальная власть - это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальные нормы в догосуд. период ("мононормы") - это такие правила поведения, кот. входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, отражая главный интерес данной общности - выжить, противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Государств. власть - фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях "гос. власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, полит. партий и движений. Будучи разновидностью социальной власти, гос. власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность гос. власти заключена в ее политич. и классовой природе. Еще одна важнейшая особенность гос. власти состоит в том, что она проявляется в деятельности гос. органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется гос., что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Гос. власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной демократии. Полит. власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо классу, либо народу. Таким образом, гос. власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе гос. принуждения и военной силы.



5. Понятие, способы и виды социального регулирования.

Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Основную цель регулирования можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Выделяют два вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное (казуальное). В самом общем смысле слова нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, "задается" определенный - должный - вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., "задаются" должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в соответствие с этими предписанными, "заданными" стандартами – нормами. Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Казуальное регулирование относится к конкретному лицу или группе поименованных лиц, т.е. характеризуется персонифицированностью адресата. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации. В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем.


 




2015-12-07 755 Обсуждений (0)
Общенаучные методы исследования государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общенаучные методы исследования государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (755)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)