ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. 2. Методология теории государства и права. Общий и специальный методы. 3. Общая характеристика теорий происхождения государства. 4. Понятие, сущность и признаки государства. 5. Функции государства: понятие и виды. 6. Государство в политической системе общества. Соотношение права и политики. 7. Форма правления: понятие и виды. 8. Форма государственного (политико-территориального) устройства государства: понятие и виды. 9. Федерация и конфедерация: общие черты и отличия. 10. Политический (государственный) режим: понятие и виды. 11. Механизм государства: понятие и структура. 12. Теория разделения властей в современном государстве. 13. Правоохранительные органы в механизме государства. 14. Правовое государство: понятие и признаки. 15. Соотношение гражданского общества и правового государства. 16. Сущность права и признаки права. 17. Нормы-регуляторы в догосударственном обществе. Причины возникновения права. 18. Право в системе социальных норм. Соотношение права и морали. 19. Современные подходы к пониманию права. 20. Принципы права и их классификация. 21. Функции права: понятие и виды. 22. Механизм правового регулирования: понятие и содержание. 23. Понятие источников (форм) права и их виды. 24. Нетрадиционные (доктринальные) источники права, их характеристика. 25. Нормативный правовой акт как источник права. 26. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 27. Нормативный договор как источник права. 28. Судебный прецедент как источник права. 29. Правовой обычай как источник права. 30. Норма права: понятие и признаки. 31. Структура нормы права и характеристика ее элементов. 32. Гипотеза как элемент нормы права: понятие и виды. 33. Диспозиция как элемент нормы права: понятие и виды. 34. Санкция как элемент нормы права: понятие и виды. 35. Система права: понятие и характеристика элементов. 36. Отрасль права как элемент системы права. Классификация отраслей права. 37. Правотворчество и юридическая техника. 38. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды. 39. Кодификация как форма систематизации нормативных актов. 40. Инкорпорация как форма систематизации нормативных актов. 41. Понятие и признаки правоотношений. 42. Правоотношения: понятие и виды. 43. Субъект правоотношения. Правоспособность и дееспособность. 44. Объекты правоотношений: понятие и виды. 45. Субъективные права и юридические обязанности как элементы содержания правоотношения. 46. Юридические факты как предпосылки возникновения правоотношений. 47. Реализация норм права: понятие и формы. 48. Понятие правомерного поведения, его структура и виды. 49. Применение как особая форма реализации норм права. 50. Акты применения права: понятие, виды, их значение в деятельности правоохранительных органов. 51. Акты применения норм права, их отличие от нормативных правовых актов. 52. Толкование закона и подзаконных актов: понятие и основные этапы. 53. Пробелы в праве: понятие, причины. Способы устранения. Аналогия права и аналогия закона. 54. Правовой статус личности: понятие, структура и виды. 55. Понятие, принципы и гарантии законности. 56. Соотношение законности и правопорядка. 57. Роль правоохранительных органов в реализации принципа законности. 58. Правонарушение: понятие и виды. 59. Понятие правонарушения и его признаки. 60. Состав правонарушения и характеристика его элементов. 61. Понятие и признаки юридической ответственности. 62. Юридическая ответственность: понятие и виды. 63. Правосознание и правовая культура. Типология современных правовых систем. 64. Англо-американская правовая семья. 65. Романо-германская правовая семья. 66. Семья религиозно-традиционного права. Мусульманское право. ОБРАЗЦЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Задание № 1 Определите структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию), классифицируйте правовую норму: регулятивная или охранительная; прямая, отсылочная или бланкетная; императивная или диспозитивная; управомочивающая, запрещающая или обязывающая: «Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда «. (ст.44 п.5 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Задание № 2 Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ: – гражданин приобрел автомобиль – суд вынес решение об аресте имущества – сотрудник милиции остановил гражданина для проверки документов – в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать. Задание № 3 Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы: Ситуация: в результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области. Вопросы по ситуации: – Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание). – Определите вид правоотношения: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное). – Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
Задание № 4 Докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением. К какому виду правоотношений оно относится: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное). Задание № 5 Ситуация: «В автобусе у гражданки Носовой украли сумку. В ней, кроме денег, лежал паспорт. Носова обратилась в милицию с просьбой найти ее вещи, а также выдать какой-либо документ, который мог бы временно заменить паспорт, поскольку ей срочно нужно купить билет на поезд «. Укажите, к возникновению какого вида правоотношений (по предмету правого регулирования) привели: а) поездка на автобусе; б) кража; в) обращение в милицию по поводу кражи; г) просьба выдать документ, заменяющий утраченный паспорт. Определите состав каждого правоотношения.
Задание № 6 Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии: «В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей «.
Задание № 7 Распределите по группам, обоснуйте свой ответ: 1) юридические поступки; 2) юридические акты. – сочинение песни; – обмен квартиры; – решение суда об удалении гражданина из зала суда; – случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека; – заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.
Задание № 8 Определите вид правонарушения и ответственности за него, охарактеризуйте состав данного правонарушения: «При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Д. совершил наезд на пешехода, который в результате этого дорожно-транспортного происшествия получил многочисленные переломы рук и ног».
[1] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 – «Юриспруденция». Утвержден заместителем министра образования Российской Федерации 27 марта 2000 г. (номер государственной регистрации 260 гум/сп). Далее – ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция».
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (922)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |