Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Love, Life, Luck, Light. 12 страница



2015-12-07 1031 Обсуждений (0)
Love, Life, Luck, Light. 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Рис. 51-2. 5-6) космогонические композиции на чашах Западной Церкви [421, ill. 6,8]: спасительная весть обтекает сферы бытия. Десять 3-лучевых спиралевидных свастик на символической модели мироздания. Чаша из Ардага. Дублин, Национальный музей (5); символическая модель расширяющейся вселенной с 4-лучевой спиралевидной свастикой в центре. Фрагмент чаши из Саттон Ху. Британский Музей, Лондон (6).

Рис. 68. Христос-Наставник среди Апостолов. Резной оклад Х в. Хр.: Кoeln Schutgen Museum. Свастика — символ 4 райских рек [484, taf. 30.27].

Особого внимания заслуживает факт, что свастика возникает в литургии не изначально, а (так же как в брахманском ритуале из Шанти-Нагар) появляется в результате действия живого священнослужителя.

Рис. 15. Космогонические символы свастики и 9 точек:1) расположение горок риса на блюде в брачном ритуале barat lena индуизма. Изначальный 1 символ, в процессе ритуала превращаемый жрецом в сакральную модель вселенной [447, р. 70-73]; 2) 9 круглых отверстий на гробнице Эврисака в Риме. 2-я пол. I в. до н.э. [108, с. 191]; 3) большая (внизу) и малая (выложенная из 9 квадратов, — вверху) свастики алтаря для огненных ритуалов индуизма [447, p. 71]; 4) расположение частиц вынутых из 9-частной просфоры на дискосе, во время совершения проскомидии по чину Православной Церкви. 9 частиц символизируют соединение 9 чинов Святых (пророков, апостолов, иерархов, мучеников и др.) с 9-ю чинами Небесной Иерархии [72, с. 78; 109, с. 168].

В связи с появлением свастического квадрата на православном освящённом хлебе, напомним, что албаны V-IV вв. до н.э., которые пекли священные хлебцы для храма в Сарытепе, запечатывали их сеющей свастикой (см. гл. III). Совпадение геометрической символики ведического жертвенника (см. гл. II) и священных предметов, расположенных на христианском престоле, также не кажется нам простым совпадением. Девять точек, крест, квадрат, свастика практиковались в богослужении ариев (а, возможно, и иных древних народов) и до сих пор выполняют важную функцию в традициях, которые унаследовали его схему.

Рис. 29: 5) пинтадеры (глиняные штампы для орнаментации священных хлебцов) из албанского храма в Сарытепе (около г. Казаха, Азербайджан). V-VI вв. до н.э. [114, с. 47, 131, таб. XVII.14,15];

Рис. 80. Свастика в христианстве (продолжение). Одежда священнослужителей и клириков: 1-2) меандрические свастики на столе Бохольта, епископа Любекского (+1341). Надгробный памятник. Бронза. Общий вид и фрагмент орнаментальной ленты [484, taf. 33.33-34]; 3) тиара св. Гауденса. VIII в. [484, taf. 35.40]; 4) меандрические свастики на столе св. Дигилиуса, епископа Майнцского. X в. [484, taf. 35.41]; 5-8) свастика в составе одежды фигур усопших на надгробных памятниках средневековой Англии [475, fig. 24-27].

Церковная историософия осмысливала архаичные истоки ритуального хлебопечения через предание о жертвоприношениях Авеля и Мельхиседека. На правой люнете пресвитерия равеннской базилики Сан-Витале VI в. помещена мозаика с хлебами приношения в форме спиралевидных раскручивающихся свастик, лежащих на древнем алтаре, по сторонам от которого стоят упомянутые праотцы. Сюжет с дохристианским богослужением и хлебными приношениями повторён в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе (VI в.) [416, р. 151]. Хлебцы изображены рис. 108-109 везде как спиралевидные свастики (см. гл-VI о ритуальной пище).

Священные облачения.Собирающими свастиками с раздвоенными концами усыпана тиара св. Гауденса VIII в. [484, taf, 35.40]. Меандрические свастики можно видеть на столах св. Дигилиуса, епископа Майнцского (X в.) и Бохольта, епископа Любекского ( 1341, надгробный бронзовый памятник) [484, taf. 35.41; 33.33-34]. Свастика была вышита на столе епископа Винчеегерского Эдиндона ( 1366) [403; 600]. Свастику нередко можно встретить на надгробных памятниках средневековой Англии: могила Томаса де Хопа, священника Kems'ng Church (на вороте его ризы, среди готического растительного орнамента; около 1300 г.), Ричарда Хейк-бурна в Мертон-Колледж (на вороте и рукавах), на вороте ризы Уолтера Фрайленда (Oakham, Surrey), Джона Элдербёрна (Lewknor), епископа Брэнскоума, сэра Джона Д'Абернона и многих других [475, fig. 24-27]. Спиралевидная сеющая свастика выкладывалась из драгоценных камней в основании вертикально-стоящего крестика на верху митр московских патриархов Иоакима, Никона и др. [376, б.п.]

Свастики присутствовали также на облачениях, символизирующих «свыше подаваемую силу Святого Духа» [см.: 109, с. 394-395]. Ими мог быть полностью расшит фелонь. На миниатюре сборника конца XIX в. священник идет в голубом фелоне, орнамент которого составляют перемежающиеся равноконечные кресты и разносторонние свастики синего цвета (ОР НБ МГУ, № 1562, л. 57) [131,1994, № 2,1 с. обл.].

Рис. 81-1. Свастика в христианстве (продолжение).Священные облачения: 1) спиралевидная свастика в основании креста на верху митры патриарха Иоакима: вид сверху и сбоку [376. Б.п

В Византии, а затем у южных славян и на Руси свастики вышивались на епитрахилях. Возлагая на себя эту часть облачения, православный архиерей или священник должен произносить «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя», ибо епитрахиль обозначает «сверху от головы сходящую благодать» [62, с. 136].

На епитрахили* XV в. из ГИМ (греческой? сербской?) свастический орнамент покрывает её концы, перемежаясь со схематизированными изображениями летящих голубков [493, р.70-71, № 21; 48, с. 40,42-43]. То, что семеро из этих голубков намеренно выделены тёмной окраской, свидетельствует об уже знакомой нам символике семи духовных даров. Точно такие же семь схематичных голубков встречаются на некоторых севернорусских вышивках [147, № 245] (см. VI гл.). ];

Рис. 81-2. 2) иерейский фелонь со свастиками (синим по голубому) на миниатюре конца XIX в. из Сборника притчей и повестей (ОР НБ МГУ, № 1562, л. 57). Прорись; 3-4) епитрахиль XV в. из бывшего Севастьяновского собрания Румянцевского Музея (ныне хр. в ГИМ, инв. № Э3151/РБ-2495). Общий вид и оконечности со встречными свастиками и голубками [493, р.70-71, № 21]; 5-6) свастичные плетёнки на епитрахили XVI в. из Иверского Валдайского монастыря. Хр.: Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Инв. № ТЦ-208. Общий вид и деталь с плетёнкой [493, р.74-75, № 23]. Обозначение семи даров Духа 7-ю голубками было типичным для иконных киотов XIX в. (см., например, в ц. Благовещения Павловской Слободы Московской обл.).

* В предыдущей версии книги [28, № V, с. 181-184] мы определяли это облачение как «омофор», опираясь на публикацию Н. Пальмова [249, с. 2-13, рис. 1-3], и соответственно трактовали его символику. НА. Маясова и Ю. Бойчева доказали, что данный памятник является епитрахилью, поэтому мы отказываемся от устаревшей идентификации.

Рис. 105. Русская традиционная вышивка (продолжение): 1) орнаментальная полоса из свастических фигур с косым (андреевским) крестом в центре и обозначением Древа Жизни справа. Три свастики символизируют тройственные плоды Древа Жизни под сенью семи даров Св. Духа (семь голубей на верхней кромке четырёхугольника). Конец полотенца. Новосильский у., Тульская губ. 2-я пол. XIX в. МНИ. КП 2796, № 245;

Свастичные плетёнки чередуются с крестами и на епитрахили XVI в. предположительно афонского происхождения, поступившей из Иверского Валдайского монастыря [493, р.74-75, № 23; 48, с. 43]. На епитрахили XIX в. хранящейся в СКМ загнутые сеющей свастикой лучи исходят из внутренних углов креста, они вышиты золотыми и серебряными нитями по бархату. Края епитрахилей часто обшивали свастичными лентами до начала последней войны с Германией, когда свастику стали воспринимать отрицательно. Одно такое облачение сохраняется в ризнице столичного храма Свт. Николая в Вишняковском переулке. Протоиерей Владимир Тимаков вспоминает, что на период войны свастику сверху зашили другой материей, а после Победы эту материю спороли. Облачения со свастичным орнаментом были в церквях Свт. Тихона в Напрудном, Николы в Кузнецах и других храмах Москвы.

Икона, миниатюра.Необозримый материал для изучения свастики предоставляют икона и миниатюра. Трёх-, четырёх- и многолучевые округлённые свастики часто встречаются среди символических знаков на Господских и Богородичных иконах, они могли ставиться на «полотенцах» в нижних ярусах храмовой стенописи. На иконы значки наносились обычно золотом, на «полотенца» - чёрным и красным.

На обороте знаменитой Владимирской иконы Божией Матери, который предположительно был написан в начале XV в., на покрывале престола стоят две свастики типа «а» и одна типа «в» [90, с. 37]. Золотым узорочьем из свастик испещрены многие изображения хитона Господня (см., например, икону «Спас» конца XV в. из собрания П. Корина) [14, с. 49. № 23, илл. 43]. Спиралевидные свастики типа «и», «ж», «в» ставились на ризах Спаса-Эммануила [623, л. 36,44,52]. Множество свастичных 6-лепестковых цветков изображено на тунике Спасителя с иконы «Христос с апостолами» XVII в. из ц. Св. Феодора в Яссах [528, pl.XXVI.2].

Рис. 82. Свастика в христианстве (продолжение). Православная икона и миниатюра: 1) разнонаправленные спиралевидные свастики на латах святого воина. Феодор Зубов (?). Мученик Феодор Стратилат с избранными святыми (деталь). Около 1662 . Школа Оружейной палаты. Собр. П.Д. Корина [14, № 99]; 2) характерные свастические символы на русских православных иконах и книжных миниатюрах XV-XVII вв. (а-и) [299, с. 71; 14, с. 49, № 23, илл. 43; 332, с. 34 и др.]; 3) свастики на заставке и инициале древнерусской рукописи. Слова Григория Богослова. 1480-1490. Полууставное письмо. ОР РГБ [8, вкл.].

Спиралевидные 10-конечные сеющие свастики могли изображаться по сторонам от Христа, сходящего в ад на иконах «Воскресения» [625, л. 12в]. А в мандорле Спасителя с иконы того же типа ставились 3-, 4- и 5-конечные свастики [624, л. 112].

Свастики различной формы и с разным количеством окончаний украшают одежды Богородицы «Духа Всесвятаго избранное жилище», как поётся в акафисте Покрову (икос 1). На Богоматери Одигитрии XVI в. из Вологды (ПГХГ) два раза повторена свастика, являющаяся средокрестием круга, типа «г». Правосторонняя свастика того же типа на иконе Тихона Филатьева «Богоматерь Киккская» (школа Оружейной Палаты, 1690-е гг.) проставлена золотом множество раз на алом мафории [558]. На некоторых иконах Богоматери XIX начала XX в. сельского письма «В Родах Вспоможение», «Страстная» (например, холуйской или мастёрской работы, XIX в. из собр. X. Вилламо, Финляндия) [339, с. 438, № 201] имеются спирали-свастики, сеющие на правом плече и собирающие на левом; они же повторяются на верхней части рукавов одежды Девы. Свастика могла быть нанизана вместе с другими символами на бахрому одежд Богоматери («Божия Матерь Одигитрия со святыми», 1 пол. XVII в.) [560].

На прориси иконы свт. Николая с житием, он изображён в свастично-крестоугольных ризах [625, л. 13]. Разнонаправленные спиралевидные свастики украшали в XVII в. латы святых воинов (например, Феодора Стратилата на иконе Феодора Зубова, ок. 1662 г.) [14, № 99].

Вращение, вихреобразность, огненные протуберанцы - общее место в пророческих видениях высшего мира. Поэтому вихреобразными свастиками обозначались колёса повозки, возносящей Илию на небо, в сюжете «Огненное восхождение пророка Илии» (см., например, уральские иконы XVIII-XIX вв.) [ЧМ 224; БКМ; ЧМ 3324/42; ЧМ 3286/333]. На иконах Сивилл «Дельфики» и «Хивики» деревенского письма XIX в., хранящихся в СКМ, растительные свастики размещены по углам орнаментального периметра.

Характерную свастическую россыпь можно наблюдать на фронтисписе Московского Евангелия XV в. [299, с. 71]. На заставке Апостола XVI в. привлекают внимание 2 большие сеющие свастики (РНБ, Q.I.32, л. 198) [282, т. 9, с. 448]. Две вихревые свастики сверху и снизу помещены на центральной оси заставки Евангелия XV в. (РНБ, Кир.-Бел, № 28, л. 289) [282, т. 9. 433]. 6 разнонаправленных свастик обрамляют сотканный из призрачной субстанции цветок на хоране Евангелия XVI в. (ЗГХМЗ, № 272, л. 17 об.) [282, т. 9, с. 388]. На заставке соловецкого Евангелия того же периода развёртывающаяся свастика в центре состоит из четырёх стеблей, а две свёртывающиеся по бокам из пяти стеблей (БАН, Солов.1, л. 12) [282, т. 9, с. 389]. На заставке Апостола 1544 г. растительная 4-конечная свастика влево расположена посередине (РНБ, Соф. 45, л. 322) [282, т. 8, с. 294]. Волюты и сеющая свастика типа «а» проставлены на «позёме» миниатюры с пророком Захарией из Книги Пророков 1489 г. (РГБ, ф. 173, № 20, л. 90 об.) [282, т. 9, с. 370].

Рис. 78.4) две растительные свастики на заставке Апостола XVI в. РНБ. Q.I.32. Л.198 [282. т. 9, с. 448].

Ставились ли знаки стихийно, из «эстетических» соображений, или в них скрывается некий, скрытый от непосвящённых смысл? Даже такой скептически настроенный к иконописному «секрету» исследователь как О.Ю. Тарасов признаёт, что в идеале каждый ученик становился мастером-изографом, после получения «некоего ниспосланного свыше символического откровения» [339, с. 196]. Мастер служил в данной ситуации не как источник, а как свидетель истинности этого индивидуального откровения. Небесным же покровителем всех иконописцев считался Иоанн Богослов, на хитоне которого ставились свастики типов «е», «и» [625, л. 46].

Символика свастических знаков, как правило, указывала на процесс созидания сакрального космоса, в котором происходит взаимодействие божественного и человеческого (синергия). К примеру, рассматривая 3- и 4-лучевые свастики на иконе Рождества Христова, нужно проанализировать богослужебные тексты, связанные с этим праздником. 4-лучевую свастику удобнее всего соотносить с числом Евангелистов и четырьмя сторонами света, куда направлено их Благовестие (ср. в VI гл. о древнерусском термине «ветие»).

На простыне ложа праведной, Елизаветы с образа «Рождество Иоанна Предтечи», приписываемой Семёну Бороздину (конца XVI - начала XVII в., строгановская школа, ДРЖ-1025), три взаимопересекающиеся свастики образуют поделённый начетверо квадрат (символ Земли) с 12 сеющими рукавами (12 - сакральное число этнической полноты). Этот символ повторён три раза, что обозначает проповедь покаяния среди племён Иафета, Сима и Хама.

Рис. 83. Свастика в христианстве (продолжение). Церковная вышивка: 1-3) церковная пелена из маркграфства Бранденбургского со сценами из Нового Завета. VII-IX вв. [484, taf. 31.29-30; 32.31]; 4) свастика на щите воина. Средневековый гобелен из Байи [475, fig. 23]; 5) плащаница из греко-католической церкви монастыря Путна в Буковине. XIV в. [484, taf. 35.39].

В верхней части православных икон, как бы в облачной сфере, нередко можно видеть изображение Троицы или Вседержителя, от которого во все стороны расходятся по несколько параллельных линий, чередующихся с волнообразными. Таким простым техническим приёмом изображалось в иконописи лучеиспускание и изливающийся на мир Дух Святой. Конечно эти мотивы имеют к свастике лишь косвенное отношение, но важно, что в них отражены два принципа распределения Божественной энергии: линейный (прямые лучи) и волнообразный (соответствующие лучи). Когда икона Божества заменена на геометрический символ, то линейному распространению благодати соответствует звезда (свет), а волнообразному свастика (огонь, ветер)*.

*Учитывая, что лучи на символических звёздах бывают разной длины, можно провести абстрактную аналогию между ними и распределением яркости и между свастикой-спиралью и распределением массы (см. II гл.).

Пелены, завесы, плащаницы.На пелене VII-IX вв. из маркграфства Бранденбургского со сценами из Нового Завета одежды практически всех лиц священной истории покрыты свастиками разного типа. У воскресшего Спасителя они зооморфные, у Иоанна Крестителя мелкие собирающие, у Марии со спелёнутым Христом сеющие, растущие по четыре из центрального квадрата [484, taf.31.29-30; 32.31].

На алтарной завесе 1-й пол. XIV в. из ц. Марии-цур-Вайсе в г. Зост, со сценами прославления Богоматери и притчей о единороге, собирающие свастики повторены 15 раз вокруг центральных медальонов [484, taf.36.51]. На знаменитом гобелене из Байи собирающая свастика стоит на щите воина [475, fig. 23]. Свастиками расшита плащаница XIV в. из греко-католической церкви монастыря Путна в Буковине [484, taf.35.39]. На плащанице со сценой «Положения во гроб» четыре свастики, вписанные в плетёнку, обрамляют символы Евангелистов по углам (1592-93 гг., вклад воеводы Иеремии Мовила в монастырь Сучавица) [116, с. 271].

Рис. 84-1. Свастика в христианстве (продолжение): 1) фрагмент алтарной завесы из церкви Марии-цур-Вайсе в г. Зост, со сценой прославления Богоматери. 1-я пол. XIV в. [484, taf. 36.51]; 2) свастика как обозначение жизненного центра на богочеловеческом теле Спасителя. Аналойный крест. Медь. XVIII в. ГРМ [149, с. 278-279. № 240]; 3) свастика на груди Христа: серебряный крестик иэ Sandegada (о-в Готланд) [550. s. 780, taf. 427.10]; Рис. 84-2.4) средневековое ирландское распятие. Спиралевидные свастики обозначают энергии, циркулирующие в теле Богочеловека. Дублин, Национальный музей [550, s. 743, taf. 397.9; 253, с.51, № 15].

Кресты, распятия.Свастику активно использовали как элемент в изображении крестов и распятий. На ирландских и английских средневековых распятиях спиралевидные свастики могли заполнять почти всё пространство, обозначая энергии, циркулирующие в Богочеловеческом теле (распятие VII в. из Дублинского музея) [550, s.743, taf. 397.9]. Половина из свастик на бронзовом распятии свёртывающиеся, половина - развёртывающиеся (они соответствуют Луне и Солнцу). Восходя к точке соединения, шесть разнонаправленных вихрей образуют тонкие вертикальные каналы. Над головою Христа два архангела поддерживают крылами четыре спиралевидных свастики (одна в центре и три, образующие треугольник). Это духовный венец Сына Божия [253, с. 50].

Свастика на Распятии могла быть вписана и в грудину Христа, как на серебряном крестике из Sandegarda (о-в Готланд) [550, s.780, taf.427.10] (ср. православное староверческое представление, приведённое в III гл.). Сложную космологическую схему содержит приходской крест из Аберлемно (Шотландия), в его сердцевине выделена уже хорошо знакомая нам семеричная композиция [253, с. 108-109, № 38].

Интересная символическая композиция была найдена в ходе реставрации храма в Дирхэме (Кумберленд, Англия). На вертикальном столбе креста две спиралевидные сеющие свастики под птицей, склонившейся над лежащим человеком. Напротив полусидит другой человек [417; 475, fig. 14,15]. Скорее всего здесь изображена притча «Физиолога» (Il-IVse.) о харадре, сверхъестественной птице, которая определяет к смерти или к жизни болезнь у человека: «если болезнь человека к смерти, отворачивает лицо своё харадр от больного человека, и все узнают, что умрёт; если же болезнь человека к жизни, прямо глядит харадр на больного и больной на харадра, и поглощает харадр болезнь больного, взлетает на солнечный эфир, сжигает болезнь болеющего и рассеивает её. И спасаются оба, и харадр и человек» [355, с. 126]. Вероятно, свастики здесь соответствуют «солнечному эфиру».

*Интерпретация Д. Перс четырёх фигур окружающих Крест как Евангелистов неверна. Вверху изображены двое архангелов, а внизу сотник Лонгин (он стоит слева от Христа с копьём, прободающим ребро) и Мария Магдалина, собирающая св. кровь в чашу.

Рис. 85. Свастика в христианстве (продолжение).Кресты: 1-2) символическая сцена с харадром и свастиками на средневековом кресте из Дирхэма (Кумберленд, Англия) [475, fig. 14,15]; 3) свастика с ветвями из трёх околов. Средневековая плита из церкви Onchan. Остров Мэн, Англия [475, fig. 17]; 4-6) типы новгородских крестов до XV в. со свастикой в середине [384, т. 1, таб. 1,3; 2,34,36].

На резной плите, находившейся в церковном дворе Onchan (о-в Мэн) свастика образована из плетёнки, её ветви состоят из трёх околов [475, fig. 17]. Викарий As-patria (Карлайл) W.S. Calverley, считавший свастику христианским знаком времён апостольской проповеди, обнаружил его (помимо Дирхэма), в Aspatria, Isel и других местах, по поводу чего неоднократно выступал в печати и переписывался с археологом Р.П. Грэгом [417; 462].

У В. Webb (1848, Cont. Ecclesiol. 432) говорится об «апостолах с гаммадием [sic] на ризах» [582]. Англиканская церковь использовала свастику вплоть до II мировой войны. Этот символ украшает мемориальный памятник солдатам павшим в первой мировой во дворе ц. Св. Томаса на Chatsworth Road (Дербишир) [582].

В книге И.А. Шляпкина «Древнерусские кресты» можно найти примеры сворачивающихся и разворачивающихся свастик, помещаемых в средокрестие [384, таб. 1,3; 2,34,36]. Центральное положение духоносного символа на Кресте Христовом напоминает о последних словах Распятого: «Отче! в руки Твои предаю Дух Мой» (Лк 23:46) или «Совершилось!» (Ин 19:30).

На распятии из римского торжественника XII в. пупок Спасителя обозначен простой закручивающейся спиралью [253, с. 108-109, № 35], а на медном аналойном кресте XVIII в. из Русского музея вокруг его пупка закручивается уже 4-конечная свастика [149, с. 278-279. № 240]. Данное место на теле Христа буквально соответствует древнерусскому понятию «живот» (телесная жизнь). Одна из веток свастики, находящаяся на правом боку Распятого, повёрнута в противоположную сторону. Таким способом подчёркнуто, что именно правый бок Христа пронзило копьё сотника Лонгина [см.: 106, с. 112].

Украшения.Разнообразные свастики украшают франкские пряжки, эпохи первых христианских королей, Меровингов (Vorgesch.Abt., Staatl.Mus., Берлин) [550, s. 780, taf. 427.7a-b, 9 sqq.].

свастиковидные плетёнки на драгоценностях из франкских погребений. Koeln-Muengersdorf [550, s. 779, taf.426.1-3].

Свастический орнамент встречается на славянских перстнях с геометрическими мотивами начиная по крайней мере с XII в. [120, с. 78, 305, таб. 59.37]. Есть там и классическая прямоугольная свастика. Русские перстни с этим знаком составляют отдельную группу украшений.

В Новгороде на усадьбе «Е» Неревского раскопа в слое XIV начала XV в. было обнаружено 10 перстней с изображением прямоугольной свастики. Изделия находились в мастерской ювелира-литейщика и совершенно одинаковы. На овальном поле выпуклая свастика; фон у некоторых покрыт плёнкой светлой эмали [290, с. 226,241, рис. 16]. Точно такие же перстни откопаны в с. Болгарах на древнем волжском городище. Они датируются XIV в. и относятся к числу несомненно русских изделий, найденных в Волжской Булгарии. Предполагают, что их привозили из Новгорода [261, с. 29].

Рис. 86. Свастика в христианстве (продолжение).Украшения: 1-4) свастики на франкских пряжках. Эпоха Меровингов. Vorgesch.Abt., Staatl.Mus., Берлин [550, s. 780, taf. 427.7a-b,9]; 5-7) свастики на височных кольцах вятичей XII-XIII вв. [199, с. 74, рис. 5.2, 4]: кольцо из курганной группы в Зюзино (5); кольцо из курганной группы в Дубках (Царицыно) (6); свастический «крин» на щитке кольца из Биостанции МГУ (Рассохино) (7); 8-12) русские медные литые перстни с выпуклой сеющей свастикой. XIV в. Болгарское городище [261, с. 27, рис. 6.6, 7]; 13-15) Трёхлучевые развёрнутые свастики в круге видны на ювелирных изделиях из Силезии, Гнездниковской подвеске X в. [99, таб. IV]. Свастиковидные плетёнки часто обнаруживают на медальонах из франкских погребений (например, в Koln-Mungersdorf) [550, s. 779, taf. 426.1-3].

Свастические фигуры присутствовали в орнаменте семилопастных височных колец славянок. Их символика основана на первообразе ангельских тороцей, «покоищей» Святого Духа [см. о «тороцах»: 172, с. 250]. Число главных даров Духа - 7, поэтому кольца имели соответствующее число лопастей. Каждое из них, в идеале, по-видимому, должно было нести собственный орнамент. На щиток ставился ключевой символ. Его растительный тип Т.И. Макарова и Т.В. Равдина называют «крином» [199, с. 75, рис. 6.1-15]. «Крин» вполне можно принять за вариацию Древа Жизни, которое часто выступает центральным мотивом в русском прикладном искусстве. На щитке кольца, найденного в районе Биостанции МГУ (Рассохино), Древо-крин имеет свастическое начертание. Встречающийся на височных кольцах геометрический узор, как правило, связан с духовными символами сеяния-прорастания-цветения-плодоношения Слова, общераспространёнными в Библии. Праведный человек также уподобляется древу (растению): «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет...» (Пс 1:3 и др.). Ключом к символике височных колец христианского периода являются широкоизвестные заповеди блаженства: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11:28). Кольца-тороцы уподобляли их обладательницу ангелу, символически «связывали» с Небесным миром.

Наиболее интересны двое тороцей XII-XIII вв. с гравированным «книжным» (т.е. находящим явную аналогию в миниатюре) орнаментом. Первое кольцо из курганной группы в Зюзино. У него декорированы все лопасти. Из них центральная занята ромбом с отростками, а боковые чередующимися ромбами с крестами, просто крестами и свастиками [199, с. 75]. Второе кольцо происходит из Дубков Царицынских. Оно имеет две неровно вычерченные прямоугольные свёртывающиеся свастики*.

*Б.А. Рыбаков считает свастику на кольце из Зюзино «знаком огня» [286, с. 527].

Замыкающая пластина цаты из клада, найденного у Каменного брода, покрыта свастиками, на конце которых видны молодые листочки [120, с. 291, таб. 45.7]. Растениевидная свастика является центральным мотивом на дробнице с оклада иконы Богоматери Умиление из Оружейной палаты [120, с. 291, таб. 45.17]. На подвеске из древнерусского клада XI в., обнаруженного на приходе Спанка (между Старой Ладогой и Финским заливом) пуансоном выбита трёхконечная спиралевидная свастика, каждый конец которой оканчивается тремя точками из зерни [120, с. 51, 286, таб. 40.1]. На серебряной подвеске из клада XII-XIV вв., найденного в Карелии, от развёртывающейся свастики, вписанной в центр креста, расходятся волнообразные струи по его четырём концам [179, с. 39, рис. 9].

Рис. 87. Свастика в христианстве (окончание): 1) крест со свастикой в середине на серебряной подвеске из клада XII-XIV вв., найденного в Карелии [179, с. 39, рис. 9]; 2) пластина русской цаты. Клад у Каменного брода [120. с. 291, таб. 45.7]; 3) подвеска с зернью. Русский клад XI в. Приход Спанка [120, с. 286, таб. 40.1]; 4) дробница с оклада иконы Богоматери Умиление. Московский Кремль. Оружейная палата [120, с. 291, таб. 45.17]; 5) свастики, вписанная в средокрестие. Граффити XI в. в южном нефе собора Софии Новгородской [235. с. 221, рис. 1]; 6) русские граффити на восточных монетах IX-XI вв. ГМЭ [121. с. 167, рис. 39. VI].

Граффити. Одним из самых ранних русских рисунков свастики, вписанной в средокрестие, является надпись XI века в южном нефе, на южной грани северо-восточного столба Софии Новгородской, появившаяся через короткое время после её постройки [235, с. 221, рис. 1].

Свастика наряду со знаками Рюриковичей (двузубцем и трезубцем), 4-, 6- и 8-конечными крестами и солярными знаками чертилась русскими на восточных монетах IX-XI вв. Граффити носили религиозный характер, они, по выражению И.В. Дубова, «перекрещивали» монету в веру её владельца или превращали в амулет. В собрании Эрмитажа находятся две монеты с четырёхконечными прямоугольными свастиками и ещё несколько со свастиками в виде кружков с отходящими спиралевидными ветвями [121, с. 110-119, 167, рис. 39.VI].

 

 

6
ПОВОРОТ СОЛНЦА

Прежде, чем перейти к рассмотрению символа свастики в русской традиционной культуре, сделаем краткий обзор того, что ей непосредственно предшествовало и окружало (в смысле употребления интересующего нас символа)*.

*Глава написана в соавторстве с Г.П. Дурасовым.

Свастика у славян. Четырёхконечные прямоугольные свастики нанесены на бордюры сосудов из Смелы (р. Тясмин) и Балтийского Поморья (скифского времени) [288, с. 323]. Спиралевидно-свастические фигуры использовались славянами черняховской культуры III начала V веков: могильник в Данченах (Днепровско-Прутское междуречье) [308, с. 283, таб. LXIII.5].

Рис. 88. Славяне: 1-2) свастики на славянских сосудах скифского времени из Смелы на р. Тясмин и Балтийского Поморья (по Б.А. Рыбакову) [288, с. 323]; 3) спиралевидно-свастическая фигура со славянского глиняного кубка. Могильник в Данченах, Днепровско-Прутское междуречье. Черняховская культура. IlI— нач. V вв. [308, с. 283. таб. LXIII.5]; 4) свастические клейма на днищах славянских сосудов. Гнездово, Старая Рязань. Ярцевский курган, Воинь. Х — 1 пол. XI в. [120. с. 264. таб. 18.94,18,74,93,21,76]; 5) свастические клейма на днищах славянских сосудов из могильников в Мельнике и Гнездово [233. с. 41. рис. 94.7,12-14]; 6) родовой знак на днище глиняного сосуда, найденного в Ржевском у. [346, т. 2. с. 108, рис. 21]. Балты: 7-8) бронзовые бляшки куршей. Могильник Пришманчяй. VIII-XI вв. [356. с. 453, таб. СХХХ1V.24,26]; 9) змеевидная свастика из женского захоронения скалвов. Бронза. Весцайтен. V-XIII вв. [356. с. 435, таб. CXXXVI.2].



2015-12-07 1031 Обсуждений (0)
Love, Life, Luck, Light. 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Love, Life, Luck, Light. 12 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1031)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)