Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права



2015-12-07 948 Обсуждений (0)
Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. В конституционном праве доминирует императивный метод правового регулирования, который в качестве основного юридического средства использует властное предписание субъекту права делать то, что установлено правовыми нормами, не допуская каких-либо отступлений. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция РФ 1993 г.

2. Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). В административном праве преобладает метод прямого распорядительства (или властного предписания), при котором отношения между субъектами права строятся на подчинении одного участника правоотношения другому. Важнейший источник административного права - Кодекс об административных правонарушениях.

3. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются частями первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданским кодексом РСФСР (разделы IV-VIII), Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным гражданским законодательством.

4. Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным: дозволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определенными правами, однако содержание этих прав определяется императивно, т. е. однозначно. В основе семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс Российской Федерации.

5. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Особенностью трудового права является сочетание договорного, рекомендательного и императивного методов правового регулирования. Основным нормативно-правовым актом трудового права является Кодекс законов о труде Российской Федерации.

6. Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются при помощи метода властных предписаний. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, законах о государственном бюджете, налогах и сборах и иных нормативно-правовых актах.

7. Уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти и определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. В уголовном праве используется императивный метод правового регулирования. Источником уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации.

8. Земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. В земельном праве переплетены императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс Российской Федерации.

43 вопрос: предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отраслиВ рамках теории государства и права в основу деления права на отрасли и институты положены два основных критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Итак, под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования — это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными; б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира; г) социальные факты (события, обстоятельства). Иными словами, предмет правового регулирования — это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем. Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых право регулирует предмет правового регулирования. Иными словами, метод правового регулирования — это то, как право осуществляет свою регулятивную роль. Таким образом, метод правового регулирования включает в себя все средства воздействия права на общественные отношения. В структуру метода любой конкретной отрасли права входят следующие элементы: а) установление границ регулируемых общественных отношений; б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью; г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний. В рамках теории государства и права существует множество различных методов правового регулирования, а также их сочетание. Однако целесообразно выделить следующие девять основных методов правового регулирования: 1. Императивный метод — это властное предписание, веление государства. Данный метод правового регулирования, к примеру, присущ уголовной отрасли права. 2. Диспозитивный метод — это известная альтернатива, возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Данный метод характеризует гражданскую отрасль права. 3. Метод дозволений, обязываний и запретов — это строгая направленность поведения субъектов правовых отношений, которая определяется законом. Данный метод является комплексным и сочетает в себе несколько средств и приемов правового регулирования, он характерен практически для всех отраслей права. 4. Субординация и властный приказ — это метод, который подразумевает под собой исполнительскую дисциплину, строгую подчиненность, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного аппарата для нижестоящих звеньев. Данный метод правового регулирования характерен для административного права. 5. Метод поощрений — это совокупность правовых средств, составляющих премиальную систему. Данный метод правового регулирования характерен для трудовой отрасли. 6. Метод автономии и равенства сторон — подразумевает под собой равное процессуальное положение участников судебного разбирательства, их самостоятельность. Данный метод правового регулирования характерен в целом для всех отраслей процессуального права. 7. Рекомендательный метод — это совокупность правовых разрешений, содействия и организационной помощи. Данный метод правового регулирования выражается в издании различного рода рекомендательных актов, советов, он характерен для сельскохозяйственного права. 8. Метод убеждения и принуждения — данный метод характерен практически для всех отраслей права. 9. Индивидуальный метод — подразумевает под собой установление самостоятельной юридической деятельности конкретного рода субъектов правовых отношений в рамках закона. Данный метод правового регулирования выражается в принятии ненормативных актов, заключении договоров, соглашений, сделок и т. д., он характерен для предпринимательского, торгового и других отраслей права. Предмет правового регулирования является материальным критерием разграничения правовых норм по отраслям и институтам, он имеет объективное содержание, не зависит от воли законодателя. Метод же правового регулирования является производным от предмета отрасли права. Метод отрасли права — это юридический критерий разграничения правовых норм, он прежде всего зависит от воли законодателя. В этом и заключается субъективность метода, отличающая его от объективного предмета. 44 вопрос: отрасль права: понятие и виды. Краткая характеристика базовых отраслей российского права

Отрасль права – совокупность норм, регулирующие определенную сферу общественных отношений.

Классификация:

1. По предмету регулирования: конституционное; гражданское; трудовое; уголовное; финансовое; земельное; семейное; уголовно-исполнительное; уголовно-процессуальное; гражданское процессуальное.

2. По назначению: материальные – состоят из норм, которые регулируют общественные отношения (н-р, гражданское, уголовное);процессуальные – состоят из норм, которые устанавливают порядок применения отраслей материального права (н-р, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное).

3. По предметному единству: основные – в их состав не могут входить нормы других отраслей права (н-р, гражданское право);комплексные – состоят из норм, входящих в различные отрасли права (н-р, природоохранительное право).

Характеристика основных отраслей права:

1. Конституционное право – исходная нормативная база для др. отраслей, поскольку регулирует социальные, экономические и политические отношения. Регулирует вопросы государственного устройства страны; политическая система, экономическая основа, форма собственности; территориальное устройство; формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти; права, свободы и обязанности граждан и их объединений; избирательная система.

(Источники: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ).

2. Гражданское право – регулирует область имущественных и личных неимущественных отношений (честь, достоинство, авторство, имя); отношения владения, пользование и распоряжения собственностью ее приобретение и отчуждение. Особенностью гражданских отношений является равенство их участников.

(Источник: Гражданский кодекс РФ).

3. Уголовное право – определяет, какие общественно опасные поступки и действия следует считать преступными и в силу этого уголовно наказуемыми, цели наказания и порядок его применения.

(Источник: Уголовный кодекс РФ).

4. Административное право – регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Специфика этих отношений заключается в том, что одной из сторон в административных правоотношениях всегда выступает государственный орган или должностное лицо.

45 вопрос: понятие и виды институтов права

Правовые институты — относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих конкретную разновидность качественно однородных общественных отношений (институт собственности и наследования в гражданском праве, институт наказания и освобождения от наказания в уголовном праве и т. д.).

Крупные правовые институты могут подразделяться насубинституты, представляющие собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, находящиеся в рамках определенного правового института.

Взаимосвязанные между собой правовые институты образуют главный элемент системы права — отрасль.

В системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив -институт права, который представляет собой объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений одного рода. Например, в сфере общественных отношений, связанных с трудом, выделяются институты трудового договора(заключение и расторжение трудового договора и т. д.), трудовой дисциплины (привлечение нарушителей трудовой дисциплины к ответственности и проч.).

Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид.

Институт — гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т. п.

Институту права как основному элементу системы права свойственны:

§ однородность фактического содержания. Каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений (регулирует типичные отношения);

§ юридическое единство. Нормы, входящие в институт права, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного рода отношений правовой режим регулирования (нормы, составляющие институт, выступают как единый согласованный комплекс, обеспечивающий достижение общей цели);

§ полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

§ нормативная обособленность (нормы закрепляются в виде глав, разделов).

Институт права объединяет нормы, регулирующие родственные отношения или элементы отношений различного объема и степени общности. Например, наряду с институтами трудового и гражданского правового договора, регулирующими целые комплексы родственных отношений, существуют институты истца и ответчика, определяющие лишь правовое положение субъекта правоотношений, а также институты представительства, исковой давности и т. д. Поэтому институт может объединять различные блоки правовых норм, пронизанных общностью цели и представляющих достаточный набор средств для ее достижения.

Как правило, для оказания особого правового воздействия институт отражает своеобразие относительно автономных отношений в рамках одной отрасли права. В то же время некоторые отношения настолько тесно взаимосвязаны и переплетены, что регулируются нормами различных отраслей права, образуя межотраслевые институты (институт собственности).

Правовой институт — совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений.

Правовые институты делятся поотраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д.

По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные.

Помимо этого правовые институты подразделяются на простые (отраслевые) и сложные (межотраслевые, комплексные).

По своему содержанию институты права бывают:

§ простые;

§ сложные.

Простой институт включает юридические нормы одной отрасли права. Таковы, например, институт прекращения брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного кодекса РФ (СК РФ)), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ).

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. Комплексный институт хотя и включает нормы различных отраслей права, тем не менее характеризуется единым предметом регулирования. Так, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это свидетельствует о том, что комплексный институт не произвольное объединение норм. Его существование обусловлено специфическими потребностями правового регулирования некоторых видов общественных отношений.

Виды институтов:

§ в зависимости от характера — институтыматериальные(институт подряда) ипроцессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

§ в зависимости от сферы распространения -отраслевые(институт наследования) имежотраслевые (институт частной собственности);

§ в зависимости от функциональной роли -регулятивные(институт мены) иохранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Правовые институты тесно связаны между собой и образуют качественно иной компонент системы права — отрасль права. Как целостное образование отрасль права есть единство правовых норм, правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

47 вопрос: систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды, значение

Систематизация нормативных актов – деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.

Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Используются четыре основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация и учет.

Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учет. Выделяют следующие виды учета.

1. Журнальный учет[91] (фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах). Его формами являются:

2. Картотечный учет (создание разного рода картотек, то есть систем карточек, упорядоченных по определенным классифицирующим признакам. На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо его полный текст.

3. Автоматизированный учет законодательства. Он проводится с применением современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.

Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания – это введение электронной системы классификации правовых актов («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и т. п.), обеспечивающей правовую информированность государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Преимущества автоматизированных информационно-поисковых систем состоят в том, что в них возможно заложить практически безграничный объем правовой информации.

Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрание нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, Министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы.

Консолидация – форма систематизации, осуществляемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт; при этом каждый из актов при объединении теряет свое самостоятельное юридическое значение. Это происходит из-за того, что нормативно-правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т. п.). Особенность ее в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации.

Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Значение систематизации НПА:

- сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты;

- выявляются имеющие противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы;

- подготавливаются проекты новых актов, предложение об изменении и дополнении действующих;

- вновь принятые НПА и прежние, сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства.

48 вопрос: инкорпорация нормативных правовых актов: понятие, виды и их характеристика

Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрание нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, Министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы.

Классификация инкорпорации проводится по различным основаниям.

1. В зависимости от объема охватываемого нормативного материала выделяют:

а) генеральную (полную) инкорпорацию – в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта Российской Федерации;

б) частную (частичную) – собрания и сборники нормативных актов составляются по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

2. По субъектам осуществления различают:

а) официальную инкорпорацию – подготовка и утверждение соответствующих собраний и сборников актов органами, издавшими их. Официальная инкорпорация осуществляется компетентным, специально уполномоченным государственным органом, является формой или источником официального опубликования нормативных актов – а значит, на текст, помещенный в инкорпорированный сборник, можно ссылаться при рассмотрении вопросов, имеющих юридическое значение. В зависимости от способа расположения нормативного материала официальная инкорпорация может быть:

хронологической – это относительно самостоятельный вид официальной инкорпорации, представляющий собой приведение нормативно-правовых актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования[92];

предметной или систематической – представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права;

б) официозной (полуофициальной) – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции); причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официального характера;

в) неофициальной – это упорядочение нормативно-правовых актов организациями и отдельными лицами по свой инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Значение:

- вновь приняты НПА и прежние, сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства;

- сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты;

- выявляются имеющие противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы.

 

49 вопрос: Кодификация: понятие, виды и их характеристика

Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:

1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных и других законных полномочий;

2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;

3) кодификационный акт является свободным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область;

4) кодификационный акт является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни. Он регулирует определенную сферу общественных отношений, являющуюся предметом регулирования данной отрасли права;

5) нормативно-правовой акт, создаваемый в результате кодификации, рассчитан на длительное регулирование общественных отношений.

Виды кодификации.

1. Всеобщая кодификация связана с созданием сводных кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства. Создание Свода законов («Кодекса кодексов») – наиболее характерный пример такой кодификации.

2. Отраслевая кодификация – вид кодификации, который охватывает нормативный правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (к примеру, уголовный, семейный кодексы).

3. Специальная кодификация – вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный, Лесной, Таможенный кодексы РФ).



2015-12-07 948 Обсуждений (0)
Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)