Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общ-е объедин-я в политич. системе общ-ва. Взаимод-е с гос-ом



2015-12-07 452 Обсуждений (0)
Общ-е объедин-я в политич. системе общ-ва. Взаимод-е с гос-ом 0.00 из 5.00 0 оценок




В политич. жизнедеят-сти соврем-го общ-ва все интересы граждан не могут быть реализованы только ч\з институты гос. вл., политич-е партии. Большую роль в их осуществл-и играют различ. самодеятел-е объедин-я гражд.– обществ-е организ-и, обществ-е движ-я, благотворит-е фонды, религиозные объед-я и т.п. Они явл-ся необходимым условием для нормального функционир-я политич-х процессов и важнейшим показателем развития гражд-го общ-ва, многообразия интересов граждан. Обществ-е объедин-я создают тот защитный слой, кот. не позволяет гос-ву беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан. В свою очередь граждане ч\з общ-е объедин-я вносят весомый вклад в гос-е, хозяйств-е и иное строит-во, имеют возможность цивилизованно, в рамках закона общаться с властью.

В отличие от политич-х партий обществ-е объедин-я не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти. Они занимаются политич-й деятел-тью постольку, поскольку это необходимо им для выполн-я своих задач, лежащих в экономич-й, соц-й, культ-й сферах обществ-й жизни. Если главн. задачей партий явл-ся завоевание власти для реализации своих целей, то обществ-е объед-я преследуют цели оказания влияния на политику. Например, профсоюзы путем организации акций протеста оказывают влияние на гос.политику в области оплаты труда, цен, соц.обеспеч-я и др.

Воздействовать на политику властей они могут открыто – путем информирования населения, проведения акций протеста или скрыто – подкупом, скрытым финансиров-м политиков, расходами на выборы.

Если обществ-е объедин-ия добиваются своих интересов путем целенаправл-го воздейс-я на институты гос.вл., то они характер-ся как группы давления. Таковыми, например, явл-ся союзы предпринимателей.

Гос-во явл-ся централ-м элементом политич.системы, т. к. политиче.система общ-ва появляется только скопом с госо-м, без гос-ва не может быть и политич.системы. Место и роль гос-ва в политич.системе определяется рядом признаков, кот. ставят гос-во в особое положение по сравнению с др. субъектами политич.системы. Черты гос-ва, определяющие его положение в полит.системе, таковы:

· Универсал-сть гос.вл. империя — это организ-я, кот.объединяет все общ-во в целом, универс-я организ-я. Ни одна др организ-я не может соперничать с гос-ом по сфере охвата масс.

· Гос-во обладает монополией на гос.принужд-е. Только оно располагает армией, милицией и т. д. чтобы определ-ми средствами воздействия обладают и др.организации, эти средства не являются столь действенными.

· Гос-во создает правовую основу организ-и и деятел-сти для др.элементов политич. системы, для их формиров-я. Во внутр. дела др. организаций гос-тво вмешиваться не надо, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

· Гос-во обладает монополией на налоги и в руках гос. власти сосредоточен бюджет

· Страна обладает суверен-ом, явл-ся его главным субъектом, основным источником реализации политич.власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и др. институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политич.системе, то гос-тво выражает всеобщий интерес.

· Гос-во может разрешить, запретить, приостановить на своей терр-и предпринимательность любой др. власти, любых др. субъектов политич.системы.

· Гос-во обладает единством законодател-х, управленч-х и контрол-х функ-й, это единств-я полновластная организ-я в масштабе всей страны. Негосударст-е организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные сообразно содержанию и объему задачи в строго определен-й сфере общественно-политич.жизни. Некотор.авторы подчеркивают — и справедливо, — что гос-во лучше характер-ть не столько как главное, сколько словно особое звено политич. системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельн-стью активность всех структур-х элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является княжество.


Ф. правления современных государств.

Ф. правления –раскрывает способ организации верховной гос. вл., порядок образования её органов, их взаимодействия м\у собой и с населением, степень участия населения в их формир-и.

Существуют две основные ф. правл-я – М.ия и респуб.. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Абсолютная М.ия.

Глава гос-ва (М.) – лицо юридически безответственное и на всём протяжении своего царствования не может быть по праву ни привлечён к к-л правовой ответств-ти, ни отстранён от царствования. В руках М.а сосредоточена вся полнота вл.. От его имени издаются законы, осуществ-ся исполнит-я вл, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. М. представляет своё гос-во на м\ународной арене. Он пользуется спец титулом, получает содержание от гос. казны и имеет право на особый церемониал. В настоящее время абсолютная М.ия – довольно редкая ф. правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представит-го органа, король является одновременно верховным судьёй. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран. Королевская (султанская) вл усилена теократической, поскольку М. считается высшим духовным лицом страны. В настоящее время наиболее близко черты этой ф. правления воплощены в гос-вах Катар, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия.

Дуалистическая М.ия. В дуалистической конституц-й М.ии устанавливается раздел-е властей такого рода, что М. как минимум лишается законодат-х и судебн-х прерогатив. Дуалистическая М.ия представляет собой такую ф. правления, при которой М. делит вл с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над прав-вом (имеет право единолично назначать и сменять прав-во). В дуалистической М.ии законодат-ю вл осуществляет избираемый народом парламент, а исполнит-ю – правит-во, ответственное перед парламентом. Здесь вл М.а существенно ограничена прерогативой парламента принимать гос. бюджет. Но в случае конфликта м\у правител-м и парлам-м М. выступает на стороне формируемого им прав-ва. В частности, в конфликтной ситуации он вправе распустить неугодный ему парламент, а прав-во фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право М.а распускать парламент не ограничивается. В настоящее время ближе всего к дуалистическим М.иям стоят Бутан, Тонга, Иордания, Марокко.

Парламентарная М.ия. Здесь М. – номинальный глава гос-ва, т.е. такое должностное лицо, у кот. нет реальных полномочий к-л. ветви гос. вл.. Фактические полномочия высших гос. органов законодательной и исполнительной вл. осуществляют парламент и образуемое им прав-во. Прав-во ответственно перед парламентом. Конституция ф.льно относит к компетенции номинального М.а широкий круг вопросов, но М. не вправе решать их самостоятельно. Повеление М.а приобретает юридическую силу лишь при контрасигнатуры, означающей, что подпись М.а действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена прав-ва. Это означает, что в своих решениях М. полностью зависим от прав-ва. За М.ом остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в М.иях главой гос-ва: обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, ф.льное подписание официальных документов. В настоящее время парламентарными М.иями являются Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония и др. Респуб. –это такая ф. правления, в которой высшая гос. вл принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответств-сть перед избирателями.По характеру взаимоотношений м\у законод-ой и исполнит-й властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (президентско-парламентскую или полупрезидентскую) респуб..

Парламентская респуб.. Данная ф. правления характеризуется верховенством парламента, осуществляющего законод-ю вл. Прав-во формируется парламентом и ответственно перед ним. В парламентской респуб. может быть предусмотрена должность президента. Президент в своей деятельности зависит от прав-ва. Президент является главой гос-ва, но не главой прав-ва; он не ответственен за действия прав-ва. Обычно президент в парламентской респуб. всенародно не избирается (исключение – Болгария). Избрание президента осуществ-ся или парламентом, или специально создаваемой коллегией. Президент представляет гос-во в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с прав-вом. Президент, как правило, не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвыч-го полож-я, на увольнение по собственному усмотрению главы прав-ва, обычно не имеет права налагать вето на законы, принимаемые парламентом.Значительное место в парламентской респуб. занимает должность главы прав-ва – премьер-министра. Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его избирает парламент. Прав-во формируется лидером победившей на выборах партии и находится у вл. до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены прав-ва ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству или отдельным его членам.

Парламентские респуб. – Германия, Финляндия, Индия, Турция, Эстония, Италия и др.

Президентская респуб.. В президентской респуб. законодат-я вл принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издаёт законы, а исполнительная – правительству. Однако парламент не формирует исполнительную вл, а последняя не несёт перед ним ответственность. Парламент не может отправить в отставку должностных лиц исполнительной вл.. Президент является главой гос-ва и главой исполнительной вл.. Обычно он самостоятельно назначает министров и формирует прав-во. Прав-во (министры) ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность, президент может самостоятельно смещать членов прав-ва. Как правило, президент избирается всенародным голосование. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом. Вето может быть преодолено повторным рассмотрением законов в парламенте. В президентской респуб. у президента находятся широкие полномочия в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела (помилование, награждение, предоставление гражданства и др.). Президент в пределах своей компетенции самостоятельно издаёт нормативные акты (указы, декреты и т.п.), которые занимают важное место в системе законодательства той или иной страны.

Президентские респуб. – США, Мексика, Бразилия, Филиппины и др.

Смешанная респуб..

Здесь существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной вл. и руководит прав-вом. Но в формировании прав-ва в обязательном порядке принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Прав-во должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. В смешанной респуб. повышается самостоятельность прав-ва, увеличивается важность поста главы прав-ва – премьер-министра. Премьер-министра назначает президент, но реально премьером может стать лишь тот, кто получит поддержку парламента.

Смешанная респуб. – Франция.

32 Гос вл. и самоуправление. Гос-ную власть, как власть, выступающую от имени всего общ-ва, следует отличать от власти местного самоуправл-я, кот. также является публичной и политич., но это власть определ-й части населения — территориал-го коллек-ва в границах той или иной административно-территор-й единицы (округа, района, общины и т.д.) Легализация гос-ной власти — это юр-ое провозглашение правомерности ее возникн-я (установления), организ-и и деятел-сти, чаще всего легализация гос-ной власти, ее органов, порядка деятел-ти, осуществ-я конституции. Легализация осуществляется различными способами, в том числе путем референдума (например, Конституция России 1993 г., легализовавшая ту гос-ную власть, которая сложилась после фактического роспуска.

Местное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их житель-ва, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющая собственные инициативы в вопросах местной значения. м.с. по особенностям его формиров-я, и по специфике функциониров-я существенно отличается от гос-ной власти. Главный субъект м.с. — гражданин. Он самостоятельно и свободно решает, участвовать ему в собрании жителей самоуправленч-й территориал-й единицы, в местном референдуме или на выборах в органы местного самоуправ-я. Гражд. вправе свободно выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собств-ю, в органы самоуправл-ия. Гос-ная власть обычно осуществл-я ограниченным кругом лиц, получившим доступ к ней по наследству (монарх), в результате выборов либо по назначению. Власть — это возможность и способности осуществлять собств. волю даже вопреки сопротивлению др. стороны (сторон).

М.с. приобщает всех граждан к участию в управлении делами общества и гос-ва. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части), от его имени и им самим. Современные требования к самоуправлению заключаются в признании демократ-го способа формир-я м.с. как обеспечения политич., админ-ной и финансовой самостоятельности (автономии) местных сообществ. Компетенция органов м.с. должна строиться так, чтобы им были подведомственны все вопросы, кот. наиболее эффективно могут решаться на местах. Если же централ-е или региональные органы гос-ной власти делегируют им какие-то свои полномочия, то в этом случае органам м.с. предоставляется право учитывать местные условия. Гос-ные органы должны проводить с органами м.с. консультации в процессе планирования или принятия решений, кот.затрагивают непосредственно эти органы (например, при изменении территориальной сферы полномочий органов м.с.). Небольшое число людей, составляющих местное сообщество, позволяет точно определить их общую волю, легко выработать согласованную позицию по конкретному вопросу. Иначе обстоят дела с гос.й властью.

 

 

Раздел-е властей.

Раздел-е властей это фундаментальный принцип организации и деятел-сти гос.аппарата в современных демократич-х гос-вах. Его теоретическое обоснование связано прежде всего с учёнными Нового времени Дж. Локком и Ш. Монтескье (хотя сама идея имеет очень давнюю историю), а практическое осуществл-е – с периодом бурж-х револ.Теория разд-я властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодал-го абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общ-ва и гос-ва. Принцип разд-я властей – это рациональная организ-я гос.власти в демократ.гос-ве, при кот. осуществл-ся гибкий взаимоконтроль и взаимод-е высш. органов гос-ва как частей един.власти ч\з систему сдержек и противовесов. Содержание теории раздел-я властей состоит в следующем. Вся полнота власти не может находится в руках одного чел-а или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав чел-а и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо раздел-е всей гос.власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), её распределение по различн органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории раздел-я властей выделяют 3ветви власти.

1. Законодат.вл. Она необходима д.издания законов, в кот. содержаться нормы права, призванные регулировать наиболее важные общест-е отнош-я. Вся деятел-сть иных гос. органов должна носить сугубо подзаконный хар-р. Законодат. власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому непосредственно народом) органу. Собирательное название органа законод. власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.

2. Исполнит.вл. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодат. власти. Во исполнения законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнит-й власти – правительство. Главой исполнит-й может быть монарх, президент или глава правит-ва – премьер-министр, в зависимости от формы правления. С учётом этого же обстоят-ва происходит и формир-е органов исполнит-й власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом; члены прав-ва назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом.

3. Судеб.вл. Она необходима для осуществл-я правосудия, для разрешения возникших споров. Судеб.вл. принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществл-ся только судьями, должна быть независимой Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента.

Необходимо такое распределение полномочий, при котором создаётся механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.Необходимо и сотрудн-тво м\у властями в целях достижения максим. эффект-ти в управл-и общ-м. Если же различ. ветви будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятел-ти гос-ва, значительно ослабит его. Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной гос.вл.: законод., исполн, судебн. Применительно к законодательной власти используется довольно жёсткая юр. процедура законод-го процесса, кот. регламентирует основные его стадии, порядок осуществл-я: законодат.инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, кот. имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, распустить парламент (в предусмотренных законом случаях) и назначить досрочные выборы. Деятель-ть Констит-го Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать законод-е акты. Законодатель в своих действиях ограничен временными рамками (избирается на определённый срок), самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.В отношении исполнит. власти используются огранич-я ведомственного нормотворчества и делегированного законод-ва. Сюда же можно отнести установленные в законе определённые сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие ср-ва, выражающиеся в конституции, процессуальном законод-ве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д. Таким образом, можно выделить ряд общепризнанных основных положений принципа разделения властей. В демократич.правовом гос-ве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти – законодат.я, исполнит. и судебн.в целях обеспечения наибольшей эффек-сти народовластия. Разд-е властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий м\у ветвями власти, кот. устанавл-ся в конституциях и иных основных законах каждого гос-тва в соответствии с господствующим в нём пониманием сущности демократии как народовластия.Все три ветви власти должны находится во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы «сдержек и противовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

Законодат, исполнит и судеб. ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство гос.механизма.

Принцип разделения властей впервые и наиболее последовательно воплощён в Конституции США 1787 года, где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через так называемую «систему сдержек и противовесов». Менее последовательно принцип разделения властей проведён в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти.

Российские государствоведы обоснованно отмечают в конституционной модели разделения властей российского государства ряд недостатков: дисбаланс полномочий Федерального Собрания и Президента; отсутствие надлежащей эффективно действующей системы «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях различных властей, раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от Федерального Собрания; наличие органов, которые не вписываются в схему разделения властей на три группы (Президент РФ, Центральный банк РФ, Центральная Избирательная комиссия, Счётная палата, Прокуратура); отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между РФ в цело и её субъектами.

 



2015-12-07 452 Обсуждений (0)
Общ-е объедин-я в политич. системе общ-ва. Взаимод-е с гос-ом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общ-е объедин-я в политич. системе общ-ва. Взаимод-е с гос-ом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)