Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гос-во в полит. системе общ-ва



2015-12-07 580 Обсуждений (0)
Гос-во в полит. системе общ-ва 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятия "гос-во" и "политич.система общ-ва" соотносятся, как часть и целое. Гос-во концентрирует в себе все многообразие политич-х интересов, регулируя явления политич-й жизни. Именно в этом качестве гос-во играет особую роль в политич.системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятел-ти по управл-ю, пользуясь ресурсами общ-ва и упорядочивая его жизнедеят-ть.

Гос-во занимает централ-ое, ведущее положение в политич.системе общ-ва, т.к. оно:

1) выступает в качестве единст-го офиц-ого представ-ля всего народа, объединяемого в пределах его территориал-х границ по признаку гражд-ва;

2) явл-ся единст-м носителем суверенитета;

3) обладает спец. аппаратом (публичной властью), предназначенным для управл-я общ-ом; имеет силовые стр-ры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфич-им набором материал-х ценностей (гос.собств-сть, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направл-я развития общ-ва.

Гос-во выступает не только самостоят-м субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политич. отнош-й, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

может устанавливать в законодат-ве правовой режим организ-и и функциониров-я всех иных субъектов политики – политич. партий, движений, групп давления и т.п.;

регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в обществ-х и гос-х делах;

может осуществлять надзор за законностью деятел-ти всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

 

 

36 Общая хар-ка формы (устр-ва) РФ.

Гос. устр-во - это внутр-я территор-я стр-ра гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения м\у центр-ми и местными органами власти. Конституция России закрепляет федеративную форму гос.устр-ва нашей страны. Федерация-добровол. объедин-е самост. гос образов-й в одно союзное гос-во. Конституция не предусматривает выхода из союза. Федеративное устр-во России основано на ее целостности, единстве системы гос власти,разгранич-и предметов ведения и полномочий м\у органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Республики входящие в состав РФ имеют свои конституции, а другие субъекты-уставы. Республики объявлены гос-ми, а все др субъкты гос. образованиями. Субъекты вправе принимать на себя некотор.полномочия федеральных органов исполнит-й власти, и передавать этим органам часть осуществл-я своих полномочий. Главой гос-ва является президент. Форма правл-я: президентская респуб. с элементами парламентской республ, основанная на разделении властей. В составе РФ 89фубъектов:21 республика,6 краев,49 областей,1 автономная область, 9 автономных округов, города Фед знач.В РФ существует 2-х уровневая система гос органов (федеральные-высшие органы и высшие органы субъектов).

Законадат. власть осущ-т Совет федерации: фед собрание и гос дума. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнит-го органов гос. вл.. Гос. Дума состоит из 450 депутатов. Исполнит.власть осуществ-т Правительство.

Судеб. власть осуществл-ся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.


Формы демократии

В зависимости от форм участия народа в осуществ-и вл. выделяют прямую и представительную демократию.
1. Прямая дем-я . В прямой демократии м\у волей народа и ее воплощением в решения нет опосредованных звеньев: народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме дем-я была реализована в Афинском полисе, известно, что народные собрания, какправило, собирались каждые девять лет для принятия важных решений. Подобный вариант самоуправл-я использ-я и сегодня в организациях и небольших территор-х сообществах (городах, общинах) в форме собрания, в ходе кот. граждане обсуждают проблемы управления, финансиров-я обществ-х проектов, соц.х программ. Распространение подобной практики ограничивается территор-м фактором и зависит от того, насколько децентрализованный процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе кот.осуществл-ся волеизъявление народа относительно своих представителей в органы гос. власти.
Законод-тво многих стран предусматривает: непосредственные формы участия граждан в законод-ве - референдум и инициативные движения.
Референдум , который иногда называется плебисцитом (что в исследовательском переводе - народное решение), является прямым голосованием народа из важнейших государственных вопросов. Различают два вида референдумов. Одни из них являются своеобразным опросом, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 года был проведен референдум бывшего Советского Союза по поводу сохранения СССР в обновленном виде, в декабре того года 1991 г. - украинский референдум - о независимости Украины. Результаты референдумов второго вида имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995), разрешение разводов и абортов (Италия) и т.д.
Инициатива - это процедура, сред-ом кот. граждане предлагают обсудить к-л вопрос, непосредственно на референдуме, либо законодател-ми органами. Инициатива реализуется ч\з сбор определ-го кол-ва подписей граждан в поддержку проведения референдума. К др. формам демократ-го участия, кот. позволяют гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, обращения к властным структурам всех уровней и в СМИ .
2. Представительная (репрезентативная) демократия . В представительной (репрезентативной) дем-и воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее называют делегированной демократией. Депутаты, политич. лидеры, получив "мандат доверия" от народа ч\з процедуру голосования, должны воплотить эту волю в законах и решениях, кот. принимаются. М\у народными представителями и теми, кого они выражают, устанавлив-ся отнош-я, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.
Плюсы и минусы каждой формы демократии .
Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргументы ее неэффективности, указывая:
• сложность принятия согласованных решений;
• на недостаточную компетентность и на эмоциональную неуравновешенность народа;
• на высокую степень манипульованости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;
• на значительное распространение различных мнений, что мешает выработке решений.
Кроме того, проведение референдумов сложно, и дорого стоит, важной проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования

Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Вотелематикой понимают соединение в единую сеть компьютер, телевизора и телефона . Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но у нее могут быть и свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности") может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о тех, кто голосовал.
Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной демократии. Демократия является постоянным процессом усовершенствования, так как современные ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Соответствующие сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

38 Механизм народовластия в России. В любом демокр-м гос-ве публичная власть в той или иной степени принадлежит народу (совокупности граждан гос-ва). Народ выступает первичным элем-м механизма осуществл-я публичн. власти. Ст. 3 К. РФ носителем суверенитета и единств-м источником вл. в РФ явл-ся ее многонациональный народ, определены важнейшие формы осуществл-я механизма народовластия: выборы, референдум, деятел-сть органов гос. власти и местного самоуправл-я. Т. о., на первичном уровне механизма осуществл-я публичн. власти народ выступает его составной частью в 2х качествах: путем делегирования властных полномочий формируемым им властным органам. Выборы и референдум — это близкие по внешним признакам, но разные по сути формы народовластия. Референдум это процесс непосредств-го участия граждан в принятии коллект-го решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или -ное значение), а выборы — это процедура формиров-я гражданами представител-х органов публич.вл. Несмотря на различн. цели, эти формы народовластия имеют не только общие внешние признаки — непосредственное голосованиее граждан, но и общее место в системе народовластия. Эти коллект-е действия граждан относятся к числу учредительных акций. С помощью учредительных акций народ непосредственно принимает важнейшие публично-властные решения и формирует органы публич. вл., образующие публично-правовой механизм управл-я общ-ом и госуд-ом. Т. о, граждане, объединен-е в те или иные публично-правовые территориал-е общности (народ, население субъекта федерации, муниципальную территорию), образуют основу механизма государства, непосредственно принимая участие в формиров-и органов публич. вл. и принятии важнейших решений гос. и общ-го значения.Передача (делегирование) властных полномочий:если бы гос-во функционир-ло только в форме принятия гражданами решений гос-ного и обществ-го значения, то его деятел-сть была бы малоэффективна. Осуществл-е вл. — это специфическая деятел-ть, требующая высокого профессионализма и спец.знаний. Осуществить гражданам правильный выбор при формиров-и представител-х органов публич.вл. помогают политич. партии и иные политич.обществ-е объединения. Формально они не входят в механизм гос-ва и даже механизм местного самоуправл-я, но оказывают существенное, а в ряде случаев решающее влияние на состав и даже конкретную деятел-ть парламентов, президентов, министров и другие элементы механизма гос-ва. Политич. партии выражают и формируют политич. интересы граждан, их представления о будущем устройстве общ-ва и гос-ва. Выдвигая своих представителей на выборные должности в органы гос-ной власти и местного самоуправл-я, эти обществ-е формир-я, опираясь на волю граждан, выраженную в форме голосования, определяют, из кого конкретно будет состоять тот или иной орган публичн. вл. и какую политику в конечном счете он будет проводить. Не являясь частью механизма гос-ва, политич. партии и иные политич.обществ-е объедин-я занимают значительное место в политически организованном общ-ве и могут рассматрив-ся как часть механизма осуществл-я публичн. вл. в гос-ве, но опосредованного, действующего ч\з волеизъявление избирателей.

 

Властеотношения

Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений — властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.
Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание о
бразуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.
Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.
Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона — властвующий — навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой
стороне — подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.
Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения реализуются

 

 

40. Понятие и содержание демократии.

Дем-я – народовластие.

Признаки: - воплощаются юридич. модели разделения властей; -централизов. система правоохранит-х органов; -наличие гл.гос-ва; - налич местного самоуправл.; -налич. вл. на местах.

Дем-я – как гос-вено-правов. режим хар-ся закреплением в праве народа как источника вл, правовыми формами формиров-я органов гос.вл, наличием спец. институтов д. реализации демократич. прав граждан (гл.образом избират-х прав) харак-ся взаимной ответственностью гос-вом перед обществом.

Первоначально дем-я в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала «народовластие» (от demos – народ и kratos – власть).

Демократия, в Энциклопед-м словаре, – это не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источ-м вл., его права участвовать в решении гос. дел, в сочетании с широким кругом граждан-х прав и свобод»

Демокра́тия — политич. режим, в основе кот. лежит метод коллект-о принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существ-е стадии.

Признаки:

Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

Народ явл-ся единственно легитимным источником вл.

Общ-во осущест-т самоуправ-е ради общего блага и удовлетв-я общих интересов

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общ-ва. С демократией связан ряд ценностей: законность,равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Ведущими демокр-ми признаками явл-ся: народовл, равноправие граждан, свобода личности, выраженная в ее естеств-х и неотчуждаемых правах.

бывает:

представит-я- участие граждан в деят-сти органов гос.вл, принятии и реализации политич. решений ч\з избранных представителей, кот. призваны выражать на гос. уровне интересы народа. В настоящ. время представит.демокр. яв-ся основной формой народовластия и находит концентрированное выражение а парламентаризме.

непосредств-это прямое, без посредников, влияние гр. на политич. рещения и действия гос.органов и должностн.лиц. К проявлениям непоср.демокр. относят сходы, собрания, выборы, реверендумы-голосов-я по наиболее важным вопросам гос. и обществ. жизни.

40. Демократический режим.

Демократическое гос-во – гос-во, в кот. органы вл. имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (Президент, парламент и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.




2015-12-07 580 Обсуждений (0)
Гос-во в полит. системе общ-ва 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гос-во в полит. системе общ-ва

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)