Гос-во в полит. системе общ-ва
Понятия "гос-во" и "политич.система общ-ва" соотносятся, как часть и целое. Гос-во концентрирует в себе все многообразие политич-х интересов, регулируя явления политич-й жизни. Именно в этом качестве гос-во играет особую роль в политич.системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятел-ти по управл-ю, пользуясь ресурсами общ-ва и упорядочивая его жизнедеят-ть. Гос-во занимает централ-ое, ведущее положение в политич.системе общ-ва, т.к. оно: 1) выступает в качестве единст-го офиц-ого представ-ля всего народа, объединяемого в пределах его территориал-х границ по признаку гражд-ва; 2) явл-ся единст-м носителем суверенитета; 3) обладает спец. аппаратом (публичной властью), предназначенным для управл-я общ-ом; имеет силовые стр-ры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 4) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 5) владеет специфич-им набором материал-х ценностей (гос.собств-сть, бюджет, валюта и т.д.); 6) определяет главные направл-я развития общ-ва. Гос-во выступает не только самостоят-м субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политич. отнош-й, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями: может устанавливать в законодат-ве правовой режим организ-и и функциониров-я всех иных субъектов политики – политич. партий, движений, групп давления и т.п.; регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в обществ-х и гос-х делах; может осуществлять надзор за законностью деятел-ти всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.
36 Общая хар-ка формы (устр-ва) РФ. Гос. устр-во - это внутр-я территор-я стр-ра гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения м\у центр-ми и местными органами власти. Конституция России закрепляет федеративную форму гос.устр-ва нашей страны. Федерация-добровол. объедин-е самост. гос образов-й в одно союзное гос-во. Конституция не предусматривает выхода из союза. Федеративное устр-во России основано на ее целостности, единстве системы гос власти,разгранич-и предметов ведения и полномочий м\у органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Республики входящие в состав РФ имеют свои конституции, а другие субъекты-уставы. Республики объявлены гос-ми, а все др субъкты гос. образованиями. Субъекты вправе принимать на себя некотор.полномочия федеральных органов исполнит-й власти, и передавать этим органам часть осуществл-я своих полномочий. Главой гос-ва является президент. Форма правл-я: президентская респуб. с элементами парламентской республ, основанная на разделении властей. В составе РФ 89фубъектов:21 республика,6 краев,49 областей,1 автономная область, 9 автономных округов, города Фед знач.В РФ существует 2-х уровневая система гос органов (федеральные-высшие органы и высшие органы субъектов). Законадат. власть осущ-т Совет федерации: фед собрание и гос дума. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнит-го органов гос. вл.. Гос. Дума состоит из 450 депутатов. Исполнит.власть осуществ-т Правительство. Судеб. власть осуществл-ся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Формы демократии В зависимости от форм участия народа в осуществ-и вл. выделяют прямую и представительную демократию. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Вотелематикой понимают соединение в единую сеть компьютер, телевизора и телефона . Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но у нее могут быть и свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности") может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о тех, кто голосовал. 38 Механизм народовластия в России. В любом демокр-м гос-ве публичная власть в той или иной степени принадлежит народу (совокупности граждан гос-ва). Народ выступает первичным элем-м механизма осуществл-я публичн. власти. Ст. 3 К. РФ носителем суверенитета и единств-м источником вл. в РФ явл-ся ее многонациональный народ, определены важнейшие формы осуществл-я механизма народовластия: выборы, референдум, деятел-сть органов гос. власти и местного самоуправл-я. Т. о., на первичном уровне механизма осуществл-я публичн. власти народ выступает его составной частью в 2х качествах: путем делегирования властных полномочий формируемым им властным органам. Выборы и референдум — это близкие по внешним признакам, но разные по сути формы народовластия. Референдум это процесс непосредств-го участия граждан в принятии коллект-го решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или -ное значение), а выборы — это процедура формиров-я гражданами представител-х органов публич.вл. Несмотря на различн. цели, эти формы народовластия имеют не только общие внешние признаки — непосредственное голосованиее граждан, но и общее место в системе народовластия. Эти коллект-е действия граждан относятся к числу учредительных акций. С помощью учредительных акций народ непосредственно принимает важнейшие публично-властные решения и формирует органы публич. вл., образующие публично-правовой механизм управл-я общ-ом и госуд-ом. Т. о, граждане, объединен-е в те или иные публично-правовые территориал-е общности (народ, население субъекта федерации, муниципальную территорию), образуют основу механизма государства, непосредственно принимая участие в формиров-и органов публич. вл. и принятии важнейших решений гос. и общ-го значения.Передача (делегирование) властных полномочий:если бы гос-во функционир-ло только в форме принятия гражданами решений гос-ного и обществ-го значения, то его деятел-сть была бы малоэффективна. Осуществл-е вл. — это специфическая деятел-ть, требующая высокого профессионализма и спец.знаний. Осуществить гражданам правильный выбор при формиров-и представител-х органов публич.вл. помогают политич. партии и иные политич.обществ-е объединения. Формально они не входят в механизм гос-ва и даже механизм местного самоуправл-я, но оказывают существенное, а в ряде случаев решающее влияние на состав и даже конкретную деятел-ть парламентов, президентов, министров и другие элементы механизма гос-ва. Политич. партии выражают и формируют политич. интересы граждан, их представления о будущем устройстве общ-ва и гос-ва. Выдвигая своих представителей на выборные должности в органы гос-ной власти и местного самоуправл-я, эти обществ-е формир-я, опираясь на волю граждан, выраженную в форме голосования, определяют, из кого конкретно будет состоять тот или иной орган публичн. вл. и какую политику в конечном счете он будет проводить. Не являясь частью механизма гос-ва, политич. партии и иные политич.обществ-е объедин-я занимают значительное место в политически организованном общ-ве и могут рассматрив-ся как часть механизма осуществл-я публичн. вл. в гос-ве, но опосредованного, действующего ч\з волеизъявление избирателей.
Властеотношения Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений — властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.
40. Понятие и содержание демократии. Дем-я – народовластие. Признаки: - воплощаются юридич. модели разделения властей; -централизов. система правоохранит-х органов; -наличие гл.гос-ва; - налич местного самоуправл.; -налич. вл. на местах. Дем-я – как гос-вено-правов. режим хар-ся закреплением в праве народа как источника вл, правовыми формами формиров-я органов гос.вл, наличием спец. институтов д. реализации демократич. прав граждан (гл.образом избират-х прав) харак-ся взаимной ответственностью гос-вом перед обществом. Первоначально дем-я в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала «народовластие» (от demos – народ и kratos – власть). Демократия, в Энциклопед-м словаре, – это не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источ-м вл., его права участвовать в решении гос. дел, в сочетании с широким кругом граждан-х прав и свобод» Демокра́тия — политич. режим, в основе кот. лежит метод коллект-о принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существ-е стадии. Признаки: Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов Народ явл-ся единственно легитимным источником вл. Общ-во осущест-т самоуправ-е ради общего блага и удовлетв-я общих интересов Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общ-ва. С демократией связан ряд ценностей: законность,равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др. Ведущими демокр-ми признаками явл-ся: народовл, равноправие граждан, свобода личности, выраженная в ее естеств-х и неотчуждаемых правах. бывает: представит-я- участие граждан в деят-сти органов гос.вл, принятии и реализации политич. решений ч\з избранных представителей, кот. призваны выражать на гос. уровне интересы народа. В настоящ. время представит.демокр. яв-ся основной формой народовластия и находит концентрированное выражение а парламентаризме. непосредств-это прямое, без посредников, влияние гр. на политич. рещения и действия гос.органов и должностн.лиц. К проявлениям непоср.демокр. относят сходы, собрания, выборы, реверендумы-голосов-я по наиболее важным вопросам гос. и обществ. жизни. 40. Демократический режим. Демократическое гос-во – гос-во, в кот. органы вл. имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (Президент, парламент и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |