Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный аппарат как центральная часть механизма государства



2015-12-07 913 Обсуждений (0)
Государственный аппарат как центральная часть механизма государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Государственный аппарат — это наиболее важная часть механизма государства, отделенная от общества, специально созданная и юридически оформленная система органов государства выполняющая его функции и наделенная для этого государственно-властными полномочиями.

Орган государства: понятие, признаки, виды

В литературе используются термины: «орган государства» и «орган государственной власти». Это взаимозаменяемые термины, рассмотренные в разных срезах. В первом случае акцентируется внимание на структурной организации государства, во втором — на сущности власти (властеотношениях), которая ярче проявляется в высших эшелонах его структурной организации.

Орган государства — относительно самостоятельная часть государственного аппарата, состоящая из одного лица или организованной группы дол­жностных лиц и государственных служащих, обладающая юридичес­ки установленной государственно-властной компетенцией и опреде­ленными материальными средствами для выполнения задач и функций государства.

Каждый орган государства является частью государственного аппарата и создается для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом. Статус органа государства определяется законами, а также подзаконными актами.

Признаки органа государства:

1) формируется государством или непосредственно народом (например, выборы в парламент) в соответствии с законом и функционирует на его основе;

2) имеет предусмотренные конституцией или иными законами специальные задачи и функции, которые он осуществляет от имени государства;

3) обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему совершать юридически обязательные действия: а) издавать нормативные и индивидуальные акты; б) осуществлять контроль за точным и неуклонным выполнением требований, предусмотренных этими актами; в) обеспечивать и защищать эти требования от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, стимулирования, государственного принуждения — в случае необходимости;

4) взаимодействует с другими органами в процессе реализации своих полномочий, руководствуясь принципом «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Принцип «разрешено все, что не запрещено законом и не посягает на права других людей» не относится к деятельности государственных органов. Этот принцип действует в сфере имущественных отношений граждан, юридических лиц;

5) состоит из служащих, находящихся в особых правоотношениях с органом и друг с другом: объем полномочий, порядок их использования устанавливаются законом и получают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

6) имеет необходимую материальную базу — казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; свой счет в банке; источник финансирования — государственный бюджет;

7) имеет организационную структуру (строение по видам отдель­ных служб и численному составу), территориальный масштаб деятельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину. Виды органов государства по очередности их образования:

Кроме государственных, в стране функционируют другие предприятия: частные — основаны на собственности физического лица; коллективные — основаны на собственности трудового коллектива предприятия; коммунальные — основаны на соб­ственности соответствующей территориальной общины; хозяйственные общества; пред­приятия, основанные на собственности объединения граждан.

Виды органов государства по способу образования: выборные (представительные органы); назначаемые (органы прокуратуры, ис­полнительно-распорядительные органы); наследуемые (наследствен­ный монарх).

По времени функционирования полномочий: постоянные — создаются без ограничения срока действия; временные — создаются для достижения краткосрочных целей.

По территориальной сфере деятельности: общие — распространяют свою власть на всю территорию страны: а) высшие (президент, парламент, правительство); б) центральные (отраслевые министерства, комитеты); региональные — распространяют свою власть на территорию субъектов федерации и регионов (в федеративных и сложных унитарных государствах); местные—действуют в административно-территориальных.

По объему компетенции: органы общей компетенции (парламент, правительство, советы и др.) — решают вопросы общего профиля; органы специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов и др.) — решают вопросы отраслевого значения.

По форме осуществления компетенции (в России): коллегиальные — Государственная Дума, Правительство РФ, суды высшей инстанции; единоначальные — Президент, министерства, департаменты, отделы.

По правовым формам осуществления функций государства: правотворческие; правоприменительные; правоохранительные; контрольно-надзорные; интерпретационные; учредительные.

По функциональному назначению (по принципу «разделения властей»): законодательные; исполнительные; судебные.

В механизм государства входят вооруженные силы.

Вооруженные силы — военная государственная структура, которая предназначена для обороны государства, защиты его суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности. До середины XIX века вооруженные силы обычно назывались армией.

Вооруженные силы, с точки зрения международного права, — это регулярные (сухопутные, военно-морские, военно-воздушные и др.) и нерегулярные (ополчение, партизаны и восставшее население) военные формирования государств. Наемники не входят в понятие вооруженных сил. Собственно профессиональная армия имеется в немногих государствах (например, в США, Великобритании).

 



2015-12-07 913 Обсуждений (0)
Государственный аппарат как центральная часть механизма государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный аппарат как центральная часть механизма государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (913)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)