Карл Гроос. Введение в эстетику. СПб., 1899
«…наше «я» сливается с внешним объектом. Мы сами как будто живем в чужой личности, и наше «я» наполняет жизнью даже безжизненные предметы. Эстетическая видимость не терпит ничего неподвижного или мертвого; под влиянием волшебства внутреннего подражания все превращается в движение и жизнь. Такое перенесение себя в посторонний объект, т.е. одушевление неодушевленного, и есть эстетическая иллюзия» (143). «Я ясно вижу обман и все-таки предаюсь ему. И здесь единственное решение лежит, нам кажется, в понятии игры: эстетическая иллюзия есть обман, который я создаю сам в свободной игре внутреннего подражания. Я играя переношу свое «я» в посторонний объект и это перенесение себя, олицетворяющее всякий безжизненный предмет, представляется мне существующим, хотя мне отлично известно, что в действительности его нет» (144). «Сквозь приятную для чувств интенсивность начинается просвечивать и пробиваться наружу сила, приносящая нам радость, а чувственная чистота превращается для нас в выражение далекой от всех недостатков и несовершенств, просветленной полноты жизни» (177). «Все эстетически созерцаемое производит впечатление личности (сравн. выше, стр. 68 и след.); эстетически созерцаемое приятное явление, – благодаря тому, что зритель, подражая, переносит в объект испытываемое его органами чувств удовольствие, – всегда приобретает характер жизнерадостной личности, которая хорошо себя чувствует в своей оболочке» (186). «Ибо в эстетическом подражании ритм кажется нам как бы одушевляющею и согревающею пульсовою волною, которая исходит из сокровеннейшего жизненного источника и проникает целое во всех его частях. Поэтому в подобном случае становится особенно легко сжиться с чуждым объектом» (187). «Душа созерцающего благодаря подражанию входит, так сказать, в объект, и таким образом уничтожает в нем все чуждое, неподвижное и безжизненное». (192-193). «Такое олицетворение имеет место не только при неодушевленных предметах, но и при рассматривании человека. … …при виде живого человека, мы перенесли в него часть нашей души совершенно так же, как при эстетическом созерцании мертвого объекта» (193). «Представителем того мнения, что подъем нашего духа всегда обусловливается перенесением нашего «я» в величественный предмет является между прочим и Гартман» (255-256). «Слушатели переносят себя в душу насмешника и вместе с ним испытывают чувство превосходства над теми, кто служит мишенью насмешки…» (294). И.И. Фолькельт. Современные вопросы эстетики. СПб., 1899. «…эти произведения, помимо даже художественной их законченности, получают глубокое человеческое значение и достоинство, потому что в них наивно веселая или же упоительно страстная чувственность поставлена в связь с самой сущностью человеческой жизни. … Давая нам душевное равновесие и располагая нас к легкому, светлому, улыбающемуся воззрению на жизнь, они заставляют нас радоваться существованию таких созданий искусства» (9). «Впечатление же решительного неудовольствия и боли нарушает душевное равновесие… Чтобы погрузиться в художественное созерцание, необходимо светлое оживленное состояние духа» (22). «Освобождаясь в эстетическом созерцании от вещественной действительности, мы отрешаемся и от нашего собственного вещественного «я»». «Предаваясь эстетическому созерцанию, мы остаемся живыми личностями, но ведем жизнь выше личной, жизнь в мире общих для всех образов и идеалов» (28). «…слишком определенные и резкие нравственные побуждения влекут за собой весь тяжкий, длинный хвост нашей личности, который не может не разрушить художественного созерцания» (29). «…произведения искусства оживлены только призрачной душой; мы сами, зрители, вкладываем в созданные художником формы жизнь и одушевление, мы почерпаем чувства и страсти из собственной груди и переносим их на образы искусства» (77). «…мы сами влагаем воображаемое одушевление в мертвые и пустые на самом деле формы» (78). «Центр тяжести искусства лежит в созерцании. Под этим названием разумеется не только реальное зрение при посредстве глаз, но и внутреннее восприятие образов, порождаемых поэзией…». «Все, что в этом впечатлении содержится, неразрывно связано с созерцанием, ему подчинено, или стремится уподобиться ему и с ним слиться; если можно так выразиться, все это избыток от полноты созерцания. … Созерцание – вот альфа и омега искусства и эстетики» (80). «Эти представления, мысли и чувствования насквозь проникнуты м связаны созерцанием, слиты с ним воедино. Связь эта представляется мне более тесной и неразрывной, чем обыкновенные ассоциации; ее правильнее обозначить термином «слитие» (Verschmelzung)» (81).
Бернард Бозанкет[26] «Материал оживает в ваших руках, и его жизнь вырастает или, точнее, словно по волшебству, облекается в формы, которые и он сам и вы в нем как бы чувствуете желаемыми и необходимыми. Чувство, подсказывающее выбор средства, чувство того, что именно надо сделать только из данного материала или из него лучше сделать, чем из какого-либо другого, и очарование этой работой – таков, по-моему, подлинный ключ к решению основного вопроса эстетики, а именно: «Как сделать чувство и его объект адекватными друг другу». Этот вопрос аналогичен общефилософскому вопросу: «Почему душа имеет тело?». Это то же самое, что и теория «растущей горы»[27]. Но это меньше поддается произвольному толкованию, будучи абсолютным фактом, и объясняет не только воплощение линий и форм, но и всю сферу и деятельность эстетического воображения в области изящных искусств, которые являются специальной областью этого чувства» (274-275). «Каждый ремесленник, как мы видели, испытывает своеобразное удовольствие и наслаждается особыми свойствами своих приемов. Это удовольствие и сознание своего мастерства, конечно, не исчерпывается теми моментами, когда он практически выполняет свою работу. Его восхищенное воображение находится во власти используемого средства, мастер думает и чувствует в материале своего труда; это именно то особое тело, душой которого является его, а не чье-либо другое эстетическое воображение. Так растут определенные традиции, создаются целые особые миры творческой мысли и чувства, в которых живут и существуют великие, построенные на воображении искусства… Идеал каждого искусства должен быть раскрыт, как я полагаю, в терминах самого искусства; это и должно лежать в основе всех усилий воображения художника, направленных на осуществление – его собственными средствами – той материализации чувства, которая может принести ему удовлетворение» (275-276).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (833)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |