Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие государства. Различия в подходах к определению государства



2015-12-07 1326 Обсуждений (0)
Понятие государства. Различия в подходах к определению государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Представьте, что вы прибыли па новую планету, в неизвестную страну. Можем ли мы называть ее государством? Какие признаки свидетельствуют о существовании государства? Для ответа на этот вопрос вспомните, как вы определяли государство, изучая историю.

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования; во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки теория государства и права является государство во втором (политико-правовом) смысле. Вопросы о государстве, его понятии, признаках и роли в обществе с давних пор относятся к числу дискуссионных вопросов в государствоведении. Эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Над понятием государства рассуждал Гроций в капитальном труде «О праве войны и мира»; Н. М. Коркунов в работе «Лекции по общей теории права», Г. Ф. Шершеневич, являющийся энциклопедистом в области государственно-правовых наук, в работе «Общая теория права», князь Е. Н. Трубецкой в монографии «Лекции по энциклопедии права», основатель государственно-правового учения евразийцев Н. Н. Алексеев; русский религиозный философ, публицист и юрист И. А. Ильин и многие другие великие ученые. Государство можно рассматривать с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической и др. Это дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать его универсальное понятие. Недаром президент США В. Вильсон признался в 1889 году, что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал, что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства.

Различия существующих определений государства и сводятся к различию тех гипотез, которые скрыто или открыто, бессознательно или сознательно вводились философами права и государствоведами в самом начале из научных взысканий. Вместе с тем, общим во всех определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету, они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. В принципе, это верный подход. Однако необходимо помнить, что далеко не любое государство воплощает в своей политике волю (интересы) всего народа, большинства граждан.

Главное в сущности государства - его содержательная сторона, иными словами то, чьи интересы данная организация политической власти защищает, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. В рамках классового подхода государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, раннесоциалистические государства во многом по своей сути выступают классовыми. Общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств отходят на второй план. Более прогрессивным является общечеловеческий подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных слоев и социальных групп. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся противоречия и конфликты. На сегодняшний день таких государств в идеале не существует, хотя ряд стран (Франция, Германия, Швейцария, Австрия, Швеция, США) добились в достижении данной цели больших успехов. В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии (Ватикан, Пакистан, Иран, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и т.д.). Согласно национальному подходу государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет интересов других наций. Примером могут служить современная Эстония, Литва и т.д. В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Напр., в ЮАР в период режима апартеида правящие круги проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения (лишение гражданских прав, помещение в резервации, ограничение свободы).

Государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

Признаки государства.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его от догосударственный и негосударственных образований:

1) Территория. Это пространственная основа государства, его физическая и материальная опора. Территория государства - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями территории государства являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Сухопутная территория государства включает материковую часть государства, острова и анклавы. Анклав - часть территории данного государства, со всех сторон окруженная территорией других государств и не имеющая выхода к морю (Сан-Марино полностью внутри Италии, Лесото полностью внутри ЮАР, Гамбия внутри Сенегала, правда, с выходом к морю). К водной территории государства относятся воды рек, озер, искусственных водохранилищ и водных путей, расположенных в пределах территории государства, а также морских внутренних и территориальных вод, омывающих побережье данного государства. В подземную территорию государства входят недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства. Воздушная территория государства - воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства. Объектами, прировненными к территории государства, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, носящие флаг или отличительные знаки данного государства, подводные телеграфные кабели, трубопроводы, принадлежащие государству и находящиеся вне пределов его территории (в открытом море, космосе). Не относятся к территории государства открытые моря, Антарктида, Арктика, воздушные пространства над ними и космическое пространство, Луна и другие небесные тела. Территориальные воды - территориальное море, морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод - 12 морских миль (1 морская миля = 1,852 км). Регион регулируется внутренним законодательством и Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. Особый статус установлен для континентального шельфа и экономической зоны. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию. На долю подводных месторождений (шельфовая добыча) приходится около 40% всей добычи нефти. Шельф и дно океана богаты железом, медью, марганцем, никелем, кобальтом и другими элементами.Экономическая зона - район за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль от берега. На экономические зоны приходится 40% площади мирового океана, в том числе 96% вылова рыбы. Континентальный шельф выделяется по трем основным признакам: примыкание к государственной территории; глубина вод до 200 м; техническая доступность ресурсов (максимальная величина - 350 миль от берега). На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2) Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население - совокупность физических лиц, населяющих территорию государства в данный момент, т.е. проживающих на его территории. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. В науке конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население данного государства, образующее единую социально - экономическую общность независимо от деления его на какие - либо национальные общности (в конституционной доктрине ряда стран, в том числе Р.Ф. , употребляется выражение « многонациональный народ »). В этом смысле современные конституции говорят о народе как о «носителе суверенитета и единственном источнике власти» в государстве. Напр., ст. 1 Конституции ПМР гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является народ».Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Народ впервые стал общепринятым субъектом международного права в 1945 году в результате закрепления в Уставе ООН принципа «равноправия и самоопределения народов». Вместе с тем общепринятого всем международным сообществом понятия «народ» до настоящего времени нет. Попытаемся в свою очередь дать определение народа (нации). Это социальная группа, члены которой обладает чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Государство осуществляет в отношении своего населения три вида юрисдикции: законодательную, исполнительную (административную) и судебную. В силу законодательной юрисдикции государство устанавливает юридический статус лиц, составляющих его население, относя их к категориям: граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

Гражданство (подданство) - это юридическая принадлежность к организованному в данное государство обществу индивида, наделенного определенными правомочиями по управлению делами этого общества, устойчивая правовая связь человека с государством, определяющую взаимные права и обязанности.Приобретение гражданства осуществляется следующими способами:

а) в силу рождения.В основе законодательства любой страны лежит либо принцип права крови (новорожденный приобретает гражданство родителей независимо от места рождения), либо принцип права почвы (когда приобретается гражданство того государства, на территории которого лицо родилось, независимо от гражданства родителей.

б) в силу натурализации (приема в гражданство). Натурализация - прием в гражданство данного государства по просьбе заинтересованного в том лица. Прием в гражданство заинтересованного лица часто порождает состояние двойного гражданства. Ситуации безгражданства или двойного гражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что могут порождать и действительно порождают конфликты между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно нормам международного права о внешних сношениях государств, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуаций безгражданства или двойного гражданства -заключение договоров о гражданствемежду заинтересованными государствами.

Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства несколькими способами: 1) по собственной воле; 2) по инициативе государства. В последнем случае говорят о лишении гражданства. Оно может быть автоматическим, т.е. в силу закона, который предусматривает, что при определенных условиях гражданство прекращается (например, в случае приобретения другого гражданства, длительного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы). Иной вид лишения гражданства состоит в издании специального акта государства, декрета высшего органа или приговора суда. Последние десятилетия наблюдается тенденция к ограничению права государства лишать гражданства. Так, напр., Конституция ПМР установила, что гражданин Приднестровской Молдавской Республики не может быть лишен гражданства или права его изменения (ч. 2 ст. 3 Конституции ПМР).

Правовое положение иностранных граждан.Правовое положение иностранцев устанавливается государством, на территории которого они находятся, но с учетом соответствующих общепризнанных положений общего международного права. Некоторые государства относят к иностранцам лиц, имеющих гражданство иностранного государства, и лиц без гражданства. Другие государства считают таковыми лишь лиц, имеющих гражданство другого государства.

Право на дипломатическую защиту государством лиц его национальной принадлежности касается не только физических, но и юридических лиц. Дипломатическая защита - заявление протеста соответствующему государству, требования восстановить нарушенные права данных иностранцев и компенсировать нанесенный им материальный и иной ущерб. Обращение государства к дипломатической защите физических лиц его национальной принадлежности возможно лишь при условии исчерпания ими внутренних возможностей, предусмотренных законодательством государства, на территории которого они находятся, т.е. после безуспешного обращения к вышестоящим компетентным органам подлежащего государства. Если же дипломатическая защита не привела к желаемому результату, то налицо правонарушение соответствующего государства и возникновение его международной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями. Право убежища и правовое положение беженцев.Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище - это предоставление убежища преследуемому лицу на территории государства. Дипломатическое убежище - это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного государства. Институт дипломатического убежища в настоящее время активно действует главным образом в странах Латинской Америки.
Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

3) Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К его важнейшим частям относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Именно вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность (т. е. распространение на всю территорию, на все население); во-вторых, ее универсальность (т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы). Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности и легальности. Легитимность - это одобрение государственной власти,легальность - это соответствие государственной власти законам. В широком смысле легитимность - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами в порядке, предусмотренном законом. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др. Придание государственной власти легитимности называется легитимацией и происходит, прежде всего, в области идей, пропаганды, информации. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т. е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная - на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальность обеспечивается принятием соответствующих законов и их исполнением. При этом легитимная государственная власть может быть нелегальной (национально-освободительные движения в колониальных странах); легальная государственная власть может быть нелегитимной (это состояние предшествует всем революциям). Государственная власть может совмещать легальность и легитимность (состояние, соответствующее устойчивым общественным отношениям). Потеря легитимности и легальности также происходит по-разному. Делегитимизация (кризис легитимности) вызывается разочарованием населения в государственной власти и может повлечь за собой смену верховного руководства и даже государственного устройства. И последствия такой смены (для верховного руководства) зачастую невозможно устранить. Потеря легальности - более редкий случай и чаще всего является следствием потери легитимности.

4) Право (монопольное право на правотворчество). Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легальными,т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Право в науке теория государства и права - система общеобязательных социальных норм, охраняемых слой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. С появлением государства право, как система обязательных правил поведения, является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность, т.е. издаёт законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Юридические нормы устанавливают определённые нормы и правила. И в зависимости от того, как эти нормы и правила соблюдает население, можно судить об их эффективности.

5) Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце Средневековья, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. В настоящее время суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония либо доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власть данного государства юридически не обязана выполнять приказы других государств. Верховенство государственной власти внутри страны означает:

1) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

2) монопольную возможность применения принуждения, силовых методов;

3) осуществление властных полномочий в специальных формах, прежде всего в юридических: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной;

4) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики. Внутренний суверенитет государства постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество.

Внешний суверенитет - это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. С появлением и увеличением количества международных организаций границы суверенности значительно сужаются. Глобализация обозначила новые подходы к суверенитету и его содержанию. Многие ученые даже предрекают закат «государственного суверенитета», вынужденного «делиться» своими полномочиями с международными структурами. Международные организации (МВФ, ВТО), региональные организации, транснациональные корпорации, инвестиционные фонды, страховые компании, отдельные индивиды, обладающие достаточными ресурсами (Дж. Сорос, Б. Гейтс) заинтересованы в устранении государственных барьеров и в дальнейшем углублении интернационализации и глобализации. Явно заметное ослабление роли государственных институтов приводит к активизации международных институтов, берущих на себя функции защиты и охраны как внутреннего, так и внешнего порядка для каждой страны.
6) Налоги. Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Налоги поступают в государственную казну, являющуюся материальной основой деятельности государства и его органов. С существованием казны связаны такие явления как налоги, внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

7) Правоохранительные органы. Правоохранительные органы - это часть государственного аппарата, образующая подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и т. д. Они необходимы любому государству, поскольку власть осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, следовательно, принуждение используется ею шире. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

8) Армия. Одна из главных целей правящей элиты - сохранение территориальной целостности государства. По этой причине вооруженные силы страны являются необходимым атрибутом любого государства. Применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является ее прямой задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих современным государствам: единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы (флаг, герб, гимн).

 

Исходя из указанных признаков, можно вывести дефиницию государства. Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка. В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Контрольные вопросы

1. Каковы признаки государства, отличающие его от догосударственных и негосударственных образований?

2. Совпадают ли понятия легитимности и легальности государственной власти?

3. Назовите основные подходы к сущности государства.

4. Назовите отличительные признаки внешнего и внутреннего суверенитета.

5. Дайте определение государства.

Список литературы

1. Алексеев Н. Н. Очерки по общей теории государства. М., 2004.

2. Грачев В.С. Эволюция представлений о социальной сущности государства в истории политико-правовой мысли //История государства и права. 2007. № 5.

3. КашанинаТ.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. М., 1999.

4. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. М., 2003.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд., Питер, 2006.

6. История древнего Востока: От ранних государственных образований древних империй. Под ред. А.В. Седова. М., 2004.

7. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е перераб., доп. М., 2005.

8. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. Спб., 2001.

9. Общая теория права и государства: Учебник под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., М., 2001.

10. Шугуров М.В. Государственный суверенитет и глобализация: философия вызовов и перспектив // Современное право. 2009. №2.

 

Тема 4. Типология государств. Типы и разновидности государств.

 

1. Общественно-экономическая формация как критерий типологии (классификации) государств. Понятие типа государства.

2. Формационный подход к типологии государства.

3. Цивилизационный подход к типологии государства.

 



2015-12-07 1326 Обсуждений (0)
Понятие государства. Различия в подходах к определению государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие государства. Различия в подходах к определению государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.039 сек.)