Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права



2015-12-07 844 Обсуждений (0)
Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория государства и права - общетеоретическая наука, закладывающая концептуальные основы всех юридических наук. Она вырабатывает общеправовые категории, которые носят универсальный характер и в дальнейшем используются остальными юридическими науками. Общие понятия права, государства, правовой отрасли, нормы, правоотношения, правосубъектности, юридической ответственности и многие другие формулируются именно теорией государства и права. Итак, теория государства и права формирует основы юридического мировоззрения.
Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный «разрез» государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимосвязи, генезис (развитие), общие проблемы и перспективы. Таким образом, теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права.
Существует именно система, множество юридических наук. Это объясняется тем, что государство и право - явление сложное и многогранное, имеющее непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки невозможно. Поэтому неизбежна специализация научных знаний о различных областях государственной и правовой жизни общества. Таким образом, юридические науки представляют собой систему знаний, с определенной структурой и взаимосвязями. И важное место в системе юридических наук занимает теория государства и права, являясь базовой методологической наукой для всех остальных юридических наук.

Теория государства и права как фундаментальная теоретическая наука выполняет ряд специфических функций:

1. Онтологическая функция. Выполняя эту функцию, теория государства и права отвечает на вопрос, что такое государство и право, как они возникли и что представляют собой в настоящее время.

2. Гносеологическая функция (функция познания). Выполняя эту функцию, теория государства и права вырабатывает теоретические приемы и способы познания, что в конечном итоге приводит к развитию правового познания.

3. Эвристическая функция (от греческого слова “эврика” – открытие). Теория государства и права исследует не только известные уже закономерности понятий государства и права и связанных с ними явлений, но и находит новые закономерности, порожденные реалиями общественной жизни.

4. Методологическая функция. Поскольку теория государства и права – фундаментальная наука, имеющая предмет изучения, она имеет способы и приемы исследования изучаемых понятий, которые в свою очередь являются составной частью юридической науки.

5. Политико-управленческая функция. Государство и право – это политические понятия, они необходимы для удержания политической власти в руках той или иной социальной прослойки. Для того, чтобы знать, как управлять государством, как пользоваться таким мощным средством воздействия на массы, как право, необходимо иметь научные основы внутренней и внешней политики, что и призвана делать теория государства и права.

6. Идеологическая функция. Под идеологией понимается система взглядов и принципов той или иной группы населения, общества, социального слоя. Иногда для большой группы населения или нации существует единая идеология. В качестве примера можно привести бывший СССР, где существовала только одна идеология – марксистко-ленинская. Если взять день сегодняшний, то в качестве примера можно привести США, где существует так называемая американская мечта, где каждый американец верит, что у него есть шанс стать преуспевающим человеком. При потере обществом идеологического ориентира в государстве начинают происходить смуты и волнения, резко вырастает кривая преступности. Поэтому теория государства и права вырабатывает своего рода рекомендации, которые следует применять для выработки у общества определенной правовой и политической культуры, не противоречащей политике, проводимой государством. Для этой цели государство может использовать различные средства и методы. Например, в Казахстане своего рода идеологической программой является послание Президента РК – 2030.

7. Практически-организаторская функция. Любое государство, каким бы развитым оно ни было, рано или поздно сталкивается с проблемами, на которые сразу ответ трудно найти. Тогда теория государства и права, основываясь на имеющемся практическом и теоретическом материале, дает рекомендации как решить ту или иную возникшую проблему. Например, если Казахстан в 1995 году отказался от института народных заседателей, чтобы обеспечить независимость судей, то теперь в связи с возникшими сложностями в работе судебной системы, внесенными изменениями и дополнениями в Конституцию, закреплена возможность осуществления правосудия судом присяжных заседателей. Принять такое решение позволил накопившийся опыт работы судебной системы во всем мире, проанализированный и приспособленный для нашего государства.

8. Прогностическая функция. Как нам известно, предметом теории государства и права являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их места в жизни общества и политической системе. Изучая эти закономерности, теория государства и права прогнозирует дальнейшее развитие этих понятий, изменение государственно-правовой сферы, что в свою очередь позволяет избежать непоправимых ошибок.

Следует отметить, что все функции теории государства и права тесно переплетены и взаимно дополняют друг друга. Лишь в своей совокупности они дают нам полное представление о назначении теории государства и права.

 

4.Договорная теория происхождения государства и права и ее значение для современной практики.Теория общественного договора (Т.Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, А.Радищев). Основой теории является утверждение о том, что общество в лице каждого своего члена заключает договор с государством, передавая ему как часть своих прав, так и права в отношении себя; например, право государства наказать гражданина в случае совершения им правонарушения. Любой руководитель государства становится уполномоченным воли народа. Каждый гражданин подчиняется общей воле (воле государства), но в то же время является инициатором этой воли.
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.
Ее отдельные положения разрабатывались еще в V - IV в. до н. э. софистами в Древней Греции. Согласно этой теории в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека. Сторонники теории естественного права считают возникновение государства как результат принятия юридического акта - общественного договора. Они различают два вида права: естественное - предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное - возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.
Содержание понятия естественного права включает в себя представления о правах принадлежащих человеку и гражданину от рождения. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Сейчас нормы естественного права являются общеобязательными для каждого современного государства. Основные права человека и гражданина, соблюдение которых является обязанностью государства, определены нормами международного права.
Несмотря на противоречивый характер некоторых положений, основные положения этой теории отражены в ряде конституций современных государств. В конституциях провозглашены условия между проживающими на территории народами, способствующие достижению целей договора - справедливость, свобода, безопасность, оборона, всеобщее благосостояние.

 

5. Договорная теория происхождения государства и права и ее значение для современной практики. 1)Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Данная теория зародилась в Древней Греции, но в определенной степени дошла и до наших дней. Согласно этой теории, люди есть существа общественные и стремятся к созданию семьи, где главным является отец семейства (патер фамилиас). Увеличение же числа семейств приводит к образованию государства. В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма - возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).
2)Психологическая теория(Тард, Петражицкий). Общество и государство они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Человеку присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.
3)Органическая теория(Г.Спенсер, Вормс, Прейс). В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Наиболее полное научное объяснение этому процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший этот процесс как эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет. Он считал, что человек произошел от обезьяны. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.
До недавнего времени в социалистических государствах это учение, объясняющее происхождение мира, считалось официальным и единственно верным. Сейчас оно постепенно утрачивает свое влияние и рассматривается как одна из многих теорий. Например, в сентябре 2004 г. министерство образования Сербии постановило изучать теорию эволюции Чарльза Дарвина только параллельно с освоением креационизма - учения о божественном сотворении мира.
Такой же подход наблюдается и в ряде развитых государств (Испания, Италия).
4)Теологическая теория ( Ф.Аквинский, Ж.Маритен, Ф.Лебюфф) - согласно данной теории, творец всего сущего на земле – бог. Государство существует вечно в силу божественной воли, как средство поддержания богом порядка на земле, хотя бы в определенных рамках. Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
5)Теория насилия/завоевания(Каутский, Дюринг, Гумплович). Сторонники данной теории связывают возникновение государства с ведением захватнических войн. Государство образуется для удержания в подчинении порабощенных народов и управления ими.
6)Теория общественного договора (Т.Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, А.Радищев).Основой теории является утверждение о том, что общество в лице каждого своего члена заключает договор с государством, передавая ему как часть своих прав, так и права в отношении себя; например, право государства наказать гражданина в случае совершения им правонарушения. Любой руководитель государства становится уполномоченным воли народа. Каждый гражданин подчиняется общей воле (воле государства), но в то же время является инициатором этой воли.
7)Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Данная теория связывает возникновение государства с развитием средств производства, разделением труда, возникновением частной собственности, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий.
8)Теория Гегеля о происхождении государства. Немецкий философ Гегель выводил происхождение государства из требований разума и нравственности. По его мнению, государство есть высшая форма реализации нравственности. Каковы нравственность и развитие общества, такое государство общество и заслуживает. Государство – это цель, к которой должно стремиться общество, пиком же достижения этой цели является правовое государство.
Цель изучения любого общественного явления заключается в познании его сущности. Результаты исследования находят свое применение не только в теории, но и в практике государственного строительства. Плюрализм мнений всегда позволяет более полно и объективно изучить суть исследуемого вопроса, избежать ошибок в настоящем и будущем. Например, особенностью процесса возникновения новых государств в современной практике и определения их политической ориентации является то, что он осуществляется под контролем мирового сообщества. Это позволяет избежать зарождения антидемократических (подобно фашистскому) режимов.
В конечном счете основными вариантами организации государственной жизни являются два принципиальных подхода: люди для государства или государство для людей.

 

6.Основные учения о происхождении права.Естественно-правовая теория о происхождении права и его значение для юридической практики. 1)Теологическая теория. Определяет право как нечто божественное, вечное, но вместе с тем приспособленное для земных порядков.
2)Теория естественного права. Сторонники данной теории утверждают, что наряду с правом, устанавливаемым государством, существует и естественное право, вытекающее из природы человека.
3)Историческая школа права. Данная теория определяет право, как нечто возникающее и развивающееся исторически, с учетом национальных особенностей, а не утверждаемое законодателем.
4)Нормативистская школа права. Согласно данной теории право возникает само по себе и никаких причин правообразования не существует. Норма права подчиняется вышестоящей норме права, венчает же эту пирамиду некая норма права, законность которой не оспаривается.
5)Психологическая теория права. Усматривает причины правообразования в психике людей. Право – это психологическое желание людей закрепить правила поведения, одобряемые в обществе, ведь человек не терпит неопределенности.
6)Марксистская теория права. Сторонниками этой теории убедительно доказано, что корни права лежат в экономике и право зависит от экономического бизнеса. Право не может быть выше экономики, ведь именно экономика диктует, какие нормы права необходимы на данный момент. Однако связывание права с борьбой классов и видение в праве лишь воли господствующего класса излишне, так как все зависит скорее от типа общества и государства, ведь в правовом обществе право направлено не на подавление низших классов, а на развитие отношений в обществе и причем на равных условиях.
Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.В теории происхождения государства и права эта теория получила название договорной, а также ее называют теорией договорного происхождения государства и права.
Основные положения естественно-правовой теории:
против идеи божественного происхождения государства и права; рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора); народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.
Некоторые положения этой теории были выдвинуты в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. софистами. В частности, Гиппий так высказывался о законах, правах человека и государства: «Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». В XVII–XVIII вв. эту теорию взяли на вооружение мыслители, активные борцы с крепостничеством и феодальной монархией. Данную концепцию поддерживали и развивали голландские просветители Г. Гроций и Б. Спиноза, английские – Т. Гоббс и Д. Локк, французские – Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.
Подобно классическим учениям XVII-XVIII веков, современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам, законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному . В перечень естественных прав включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства и т. п.).

Естественно-правовые воззрения и современной юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискридитации фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права как основы современной демократии. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Юристы, аргументируя свои позиции по правам, предпочитали ссылаться на международные пакты как нормативные документы и во многих странах утратили интерес к теории естественных прав личности.
«Эта индивидуалистическая философия естественного права повсюду изжила себя и не встречает больше сочувствия у законодателей и влиятельных мыслителей», - отмечал в 1972 году французский социолог Р. Арон. Примерно в то же время В. Майхофер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлениями о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права.

 

7.Общие закономерности происхождения государства и права. Различные пути происхождения государства у разных народов. Восточный и западный путь происхождения государства и права. Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.
Предпосылки возникновения государства:
- разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли); - политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе; - психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить; - идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.
Закономерности появления государства:
1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением; 2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей; 3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;
4) Необходимость ведения войн.
Любое государство характеризуется признаками:
- Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей; - Население прикрепляется к определенной территории; - Наличие территории; - Налоги, на которые существовало государство.
Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.
Выделяют два способа возникновения государства:
- Европейский путь происхождения;
- Восточный путь.
1. Восточный путь возникновения государства (Древний Восток, Африка, Америка). Этот путь характеризуется тем, что земельная община и коллективная собственность, как атрибуты родового строя, сосредоточившиеся в руках родоплеменной знати (жрецы, военачальники и др.) сохранились и при разложении родового строя. При этом общественные структуры управления превратились в государственные органы, а родоплеменная знать в чиновничий аппарат, земля же из общественной стала государственной.
2. Европейский путь развития государства. Для этого пути характерно было активное разложение первобытнообщинного строя, появление частной собственности, появление классов. По европейскому пути развития последовали Рим, Афины. Например, в Риме большое влияние на появление государства оказала борьба плебса и патрициев, в результате которой плебс добился демократических уступок.
Несмотря на разные пути возникновения государства, все они были обусловлены одним фактором – разложением родового строя и необходимостью организованной государственной власти.
Возникновение права также не носило одинаковый характер, в каждом государстве на его развитие оказывали влияние разные факторы. Существует два пути развития права:
1. Восточный путь возникновения права (Древний Восток). Здесь на право оказывали сильное влияние традиции, поэтому до сих пор в некоторых странах в качестве главного источника права используются нормы религии.
2. Европейский путь возникновения права (Англия). В этих странах кроме обычного права, также развивается формализованное законодательство и прецендентное право.
Однако общим фактором, обусловившим необходимость возникновения права, была необходимость урегулировать возникшие разного года общественные отношения, которые не вмещались в рамки норм обычаев.

 

8.Типы государства: различные подходы к типологии государств.Цивилизационный и формационный подход к типологии государства. Типологией государств называется научная классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев. В настоящее время рассматривается такой тип государства как восточное, которое предшествовало рабовладельческому государству. Рассмотрим типы государств подробнее:
1. Восточное государство (Египет, Вавилон). Географические условия и природные условия этих государств требовали организации крупных ирригационных работ. Экономической основой являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Функции восточного государства: а) организация общественных работ; б) взимание податей; в) оборону своей территории или захват чужой; г) подавление сопротивления общинников и рабов.
Организация государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного военного бюрократического аппарата.
2. Рабовладельческое государство (Древняя Греция, Древний Рим).
Экономический базис составляла собственность не только на орудия и средства производства, но и на работников (рабов). Основные классы – рабовладельцы и рабы. Существовала социальная прослойка – ремесленники и др. Функции государства: а) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации работников; б) подавление сопротивления рабов; в) идеологическое воздействие с целью поддержания дисциплины и порядка.
Форма организации государственной власти – унитарные монархии и республики.
3. Феодальное государство. Экономическая основа – собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян.
Основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Существовал и промежуточный класс – ремесленники и др. Функции государства: а) охрана феодальной собственности; б) подавление сопротивления эксплуатируемых; в) защита от внешних нападений и ведение захватнических войн. Форма организации государственной власти – монархия различных видов. Республиканская форма правления была лишь в городах-республиках (Генуя, Псков).
4. Буржуазное (капиталистическое) государство. Экономическая основа – частная собственность на средства производства. Основные классы – буржуазия и рабочие. Существует также социальная прослойка – люмпен-пролетариат. Функции государства: а) экономическая, то есть государственное регулирование экономики путем активного вмешательства; б) социальная (поддержка неимущих слоев населения и др.). Форма организации государственной власти разнообразна (от республики до монархии).
5. Социалистическое государство. Экономическая основа – общественная собственность на землю и др. Основной класс – рабочие и крестьяне. В качестве социальной прослойки выступает интеллигенция и др. Функции государства: а) охрана интересов государства, общества и трудящихся; б) экономическая; в) социальная.
Форма организации государственной власти – республика, федерация.
В зависимости от политического режима государства делятся на следующие виды:
1. Тоталитарное государство. В данном государстве власть в руках диктатора или правящей элиты, человек ничто перед государством. В этом государстве запрещено все, что не дозволено законом.
2. Авторитарное государство отличается от тоталитарного большей демократичностью, хотя и ограниченной.
3. Либеральное государство создает условия для раскрытия правового потенциала личности. Здесь действует принцип “Разрешено все, что не запрещено законом”.
4. Демократическое государство. В этом государстве граждане участвуют в делах государства, все важные государственные органы подконтрольны народу. Граждане обладают реальными правами и свободами. Государство служит личности и обществу.
Существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.
Формационный подход использует в качестве критерия категорию общественно-экономической формации, то есть исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства.

Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства:
– рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое.
При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. А.Дж.Тойнби в книге «Цивилизация перед судом истории» пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический план кажется искусственным, несущественным, заурядным созданием природы и «движущих сил цивилизации». При цивилизационном подходе типология государств крайне затруднена. Поэтому наиболее общепринятым является выделение типов государства по формационному критерию.

 

9.Понятие и сущность государства.Разнообразие определений государства. Причины разнообразия определений государства. Государство - это особый аппарат публично-политической власти, главной задачей которого является управление обществом, обеспечение порядка в обществе, защита прав и свобод граждан.
Сущность государства – это главное назначение государства, главный стержень в этом явлении. Сущность государства определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть в государстве и ее принадлежность. В любом государстве существует две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная. Классовая сущность государства выражается в том, что оно всегда осуществляет власть в интересах привелегированной части общества. Общесоциальная сущность государства выражается в том, что классы не могут существовать без неимущих классов, без эксплуатируемых групп и следовательно, любое государство должно осуществлять и всегда осуществляет общесоциальные функции, и действует в интересах всего общества.
В настоящее время существует плюрализм в определении государства. Некоторыми учеными государство по-прежнему трактуется как продукт классовой непримиримости, другими – как средство урегулирования конфликтов между различными слоями общества.
Причины разнообразия определений государства обусловлены в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.
При определении понятия государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность и многогранность самого государства как явления.

 

10. Признаки государства. Современная трактовка основных признаков государства. Понятие государства более широко раскрывается, когда раскрыты все его признаки, которые дают нам более углубленное представление о нем.
Признаки государства:
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Любое государство имеет определенную территорию, закрепленную границами и определенный круг людей, проживающих на этой территории (население). При этом государственная власть распространяется лишь на территорию государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
2. Наличие публичной (государственной) власти. Публичной эта власть называется, потому что она распространяется на все население государства, выступая от его имени. К публично-политической власти относятся органы власти и управления, а также специальный аппарат принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.
3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государства, как во внутренних, так и во внешних делах Суверенитет государственной власти заключается в следующем:
а) верховенство власти, которое выражается в том, что государственная власть является единственной властью, распространяющейся на всю территорию государства и его населения. Государственная власть может отменить и признать вне закона любую другую власть. Она должна обладать средствами и методами принуждения;
б) единство государственной власти, которое выражается в том, что существует единая система государственных органов;
в) независимость власти, которая выражается в исключительном праве государственной власти решать свои дела самостоятельно.
4. Наличие права, законов. Неразрывная связь государства и права. Любое государство проводит свою государственную политику, для претворения в жизнь которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом узаконивает не только само государство, но и его политику. Таким образом, формируется демократическое правовое государство.
5. Наличие налогов и налоговой системы. Налоги и сборы – это часть доходов населения, которая безвозмездно удерживается государством и расходуется на содержание публично-политической власти, государственного аппарата и на нужды всего общества в целом. При этом существует обратная связь между количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше государственный аппарат, тем больше налогов, – чем меньше государственный аппарат, тем меньше налогов.
Современные демократические государства постоянно стремятся к уменьшению количества государственных служащих, а налоги стремятся расходовать прежде всего на социальные нужды общества.
Например, в Конституции РК закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Тем самым наше государство признает в качестве первоочередной задачи обеспечение социальных нужд всего общества. Рассмотрев данные признаки, можно дать следующее определение государства. Государство – это политическая организация суверенной публичной власти, издающая общеобязательные законы и иные акты, управляющая обществом на определенной территории, выполняющая общественно полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики.



2015-12-07 844 Обсуждений (0)
Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (844)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)