Государство, политика, право и экономика. Их взаимосвязь и взаимодействие. Роль государства в период мирового финансового кризиса
Для начала раскроем термины, экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой. Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Государство - это публично-политическая власть или политическая организация власти, посредством которой организуется жизнь в обществе, осуществляется управление обществом (т.е. политика), издаются общеобязательные правовые нормы. Государство влияет на экономику различными способами, приемами. Рынок - система экономических отношений между продавцами ипокупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. В условиях рынка и рыночных отношений право и государство оказывают неоднозначное влияние на экономику. С одной стороны законы развития экономики выступают как объективные закономерности, на которые право и государство оказывают непрямое влияние. С другой стороны государство закрепляет в виде правовых норм данные закономерности, тем самым оказывая решающее влияние на экономику государство прямо поддерживает и стимулирует приоритетные направления экономики, определяя их стратегическое направление. Без государственной поддержки экономика не может развиваться должным образом. Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. К косвенному контролю относят систему льгот и налогов; ценовую политику; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и др. К прямому государственному контролю относят: -финансовый контроль; -экологический контроль; -санитарный контроль; - пожарный контроль; - контроль за мерой весов и денежной единицы; - контроль за качеством продукции. Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.В рыночной экономике, когда спрос, предложение и цена не всегда и не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственного правового воздействия на механизм рыночных отношений не приходится . Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. Поэтому право должно определить основные направления в регулировании рыночных отношений, а именно:1.Установить цели развития рынка. В законодательстве указывать только общие ориентиры, а для граждан действует принцип ’’все, что не запрещено законом, разрешено’’. Запреты устанавливать на те цели, которые по своей природе антигуманны, противоестественны.2.Законодательство должно закреплять и гарантировать все формы собственности и их равную защиту.Социальные последствия соотношения права и экономики: а) позитивные – право способствует развитию экономики тогда, когда оно соответствует историческому ходу развития общества; б) негативные – право тормозит развитие экономики тогда, когда оно противоречит объективным экономическим законам развития общества. Основные виды систем управления экономикой: а) командно-административная – государственно-правовое регулирование экономики; б) рыночная – стихийное саморегулирование; в) смешанная – сочетаются рыночные законы с разумным государственным регулированием экономики. Пределы государственно-правового вмешательства в экономику: а) законодательно определяются цели, задачи и принципы рыночных отношений; б) законодательно закрепляются и гарантируются все виды форм собственности; в) регламентируется законодательный порядок рассмотрения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров; г) запрещается монополия, недобросовестная конкуренция; д) устанавливается ответственность за правонарушения в области экономики. Соотношение права и политики. Основные черты политики: а) классовый характер; б) национальный характер; в) устойчивость – продолжительность существования во времени; г) адаптивность – гибкое реагирование на изменение, происходящее во внутренней и международной жизни; д) продуктивность – соотношение между запланированным и достигнутым результатом; е) легитимность – поддержка гражданами существующего политического режима, одобрение решений и деятельности системы Суть политики, называющейся конструктивной, состоит в помощи гражданам и снижении роли государства в экономике. Ответственные власти в условиях кризиса должны в первую очередь решить две краткосрочные задачи, направленные на сохранение платежной системы страны и помощь гражданам. То есть, государственные меры в первую очередь должны быть направлены на предотвращение гуманитарных катастроф и облегчение для граждан процесса приспособления к новой структуре экономики. Помогать надо не предприятиям, ибо собственники, принявшие неправильные инвестиционные решения, некомпетентные менеджеры должны сами нести бремя ответственности. Помогать нужно людям – гражданам, потребителям. Повышать пособия по безработице, пенсии. Обеспечить переподготовку кадров, субсидировать процентную ставку для новой самозанятости. В депрессивных регионах освободить граждан от налогов. Вовлекая граждан в экономические взаимоотношения, государство таким образом может решить структурные преобразования в экономике. И не чиновники тогда будут принимать решения, исходя из собственного понимания экономической целесообразности, а граждане, участвуя в экономической деятельности в качестве предпринимателей, будут брать на себя риски преобразований и нести за них ответственность. Им можно помогать, кредитуя их, снижая процентную ставку, давая им деньги под какие-то проекты, но через хозяйственные механизмы, через банковское кредитование, а не через иные формы. Ну а для того, чтобы они вели свою предпринимательскую деятельность в новых нормальных условиях, нужно снижать государственное регулирование, ослаблять антимонопольный пресс на бизнес, минимизировать количество проверок.Вообще, государство независимо от кризиса должно помогать своим гражданам, как потребителям внутри страны и своим производителям за ее пределами. И вся политика должна быть направлена на это.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |