Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подбор и работа с литературой



2015-12-07 415 Обсуждений (0)
Подбор и работа с литературой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подбор и изучение литературы целесообразно начинать с тех книг и периодических изданий, в которых освещаются материал по выбранной теме самостоятельной работы по темам изучаемых на кафедре дисциплин «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», близким к проблематике самостоятельной работы.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: руководящие документы (законы, законодательные акты), учебные и научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные.

Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, т.е. вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем прошлогодние, исключив издания прошлого века и т.д.

При подборе нормативно-правовых актов наиболее эффективно использовать возможности тематического поиска документов в справочных поисковых системах «Гарант>, («Консультант ПЛЮС», «Кодекс» и др. Эти информационные системы облегчают поиск документов по необходимой тематике. Кроме того, они позволяют быстро найти документ при наличии сведений об органе, его принявшем, дате принятия и номере документа.

При подборе книг и статей можно воспользоваться систематическими каталогами библиотек и читальных залов. При изучении периодических изданий первоначально удобнее обращаться к последним в году номерам журналов, где помещается указатель всех статей, опубликованных за год.

Большие возможности в поиске и подборе информации по выбранной теме открывает использование сети Интернет. Достоинства этого источника информации заключаются, как правило, в новизне материалов, удобстве и точной направленности поиска и отбора. Выбрав этот путь, целесообразно использовать различные информационно-поисковые системы, такие как Rambler, Yandex, Aport и др. При этом необходимо как можно точнее и узко обозначить границы поиска.

Не вся первоначально отобранная литература требует детального изучения. Можно рекомендовать следующую последовательность действий помогающую в короткий срок почерпнуть главное в любом издании не читая его целиком. Необходимо обратить внимание на заглавие, фамилию автора, наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу), время издания, количество изданий (первое, второе и т.д.).

Заглавие литературного источника следует сопоставить с темой самостоятельной работы. Если заглавие совпадает с формулировкой темы, или уже её, то интерес будет представлять весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то полезной окажется только часть издания.

Известность автора источника в значительной мере определяет исходное отношение к публикации. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся, общепризнанные направления. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. При этом работы малоизвестных авторов не менее важны, чем труды маститых учёных. Обычно именно в трудах малоизвестных авторов выдвигаются и обосновываются новые положения, которые с успехом могут использоваться в качестве направлений собственных исследований студента или даже подвергаться им критике.

Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определённой тематике и обеспечивают различный уровень качества издаваемой литературы.

Современные вопросы тематики по экологии и безопасности жизнедеятельности оперативно отражаются в периодической печати. Богатый информационный материал можно почерпнуть в таких изданиях как «Стандарты и качество», …..

Данные о состоянии экологии в Самарской области можно почерпнуть в издании комитета по экологии «Зелёный мир» и др.

Количество переизданных источников говорит о востребованности книги читателями и качестве отработки предлагаемого материала.

Далее для окончательного отбора в издании изучается аннотация, оглавление, введение или предисловие, список литературы, иллюстративный материал в первые предложения абзацев в представляющих интерес главах. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы принять решение о целесообразности использования издания при работе над самостоятельной работой.

При подборе литературы не нужно стремиться набрать как можно больше источников. При таком стремлении значительную долю среди отобранных изданий составят не очень нужные и содержательные источники, а это лишь усложнит дальнейшую работу над темой.

По всем отобранным публикациям необходимо сразу составлять библиографическое описание с учётом всех требований. Это значительно облегчит в дальнейшем оформление списка использованной литературы.

Отобранная литература требует серьёзного и глубокого изучения. Поэтому читать книгу или статью следует с карандашом в руках, вооружившись блокнотом или тетрадью, делая пометки и выписки для накопления информации. Умение быстро и производительно читать научную литературу – это искусство, которое складывается из целого ряда последовательных приёмов:

• общее ознакомление с источником в целом по оглавлению;

• беглый просмотр научного труда;

• чтение в порядке последовательного расположения материала;

• выборочное чтение раздела или главы;

• «партитурное» чтение, т.е. одновременное ознакомление с содержанием текста в объёме целой страницы;

• составление конспекта по произведению в целом или только выписка каких-то материалов;

• анализ прочитанного материала, критическая оценка его и запись замечаний.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой позволит студенту разобраться в важнейших вопросах выбранной им темы и приступить к планированию самостоятельной работы.

 

1.3. Разработка плана и структуры самостоятельной работы

 

Руководствуясь сведениями, полученными в результате предвари тельного обзора литературы по избранной теме самостоятельной работы, студенту следует разработать план (содержание) со всеми подробностями и наибольшей конкретизацией вопросов. Эти вопросы являются базой для выделения параграфов, а их группировка по каким-либо признакам – основа для формирования отдельных разделов. В дальнейшем при написании текста самостоятельной работы возможно изменение плана в частях, а, в крайнем случае, и полностью.

С учётом специфики творческого процесса план работы должен предусматривать всё, что можно заранее предвидеть, чтобы обеспечить высокое качество работы и не допустить задержки её написания из-за срыва в чём-нибудь.

План самостоятельной работы согласовывается с преподавателем. Традиционно в плане предусматриваются подразделы (параграфы), а при необходимости – и пункты, а также введение, заключение (выводы и рекомендации), список библиографический список, приложения (при необходимости). Количество подразделов в самостоятельной работе (реферате) жёстко не регламентируется и может колебаться от двух до четырёх.

После составления плана и изучения подобранной литературы целесообразно разработать развёрнутый, рабочий план и структурно-логическую схему будущей работы. Развёрнутый план представляет собой дальнейшую детализацию согласованного с преподавателем предварительного плана. В нём выделяются подвопросы, развивающие отдельные аспекты, вынесенные в наименования параграфов. Развернутый план обеспечивает последовательность изложения материала, в котором каждый параграф, вопрос и подвопрос, вытекая из предыдущих, занимает своё место. В тех случаях, когда нет детального плана, неизбежна диспропорция составных частей работы, пробелы в изложении или, наоборот, наличие повторов.

Структурно-логическая схема самостоятельной работы представляет собой схематическое отражение взаимосвязей её отдельных частей. Пример такой схемы, состоящей из трёх разделов, приведен на рисунке 1.

Введение.Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень изученности решаемой проблемы, формулируются цель. Ставятся задачи, определяется предмет и объект исследования, обосновывается практическая значимость полученных результатов. Объём введения – не более одной страницы формата А4.

Первый раздел, как правило, посвящается общей характеристике состояния рассматриваемых в самостоятельной работе задач в зависимости от тематической направленности дальнейшего исследования, теоретическим разработкам в области выбранного направления, обзору библиографических источников по исследуемой теме, анализу развития знаний в той и иной области.

Второй раздел – аналитический, он традиционно начинается с общей характеристики выбранного объекта исследования, и далее состоит из анализа, обобщения и объяснения накопленных фактических данных, касающихся рассматриваемой темы. При этом важным условием представляется не только идентификация выявленных факторов опасности, но и тщательное и всестороннее обоснование их на основе сравнения с действующими нормативами и оценка негативных последствий.

В третьем разделе самостоятельной работы излагаются рекомендации предложения, имеющие практическое значение для устранения факторов опасности на основе принципов и методов безопасности, а также прогнозируемые перспективы принятых мер. При этом рекомендации и предложения не должны носить умозрительный характер, а обосновываться собственными наблюдениями, расчетами, опираться на мнения специалистов.

В заключении (выводы и рекомендации) кратко излагаются основные результаты исследования, формулируются предложения. Объём «Заключения» не более одной страницы формата А4.

Практика выполнения самостоятельных работ показывает, что если введение и заключение выполнены грамотно, то в сочетании друг с другом, как по объёму, так и по содержанию, они дают возможность подготовить студенту доклад для выступления на студенческой научной конференции.

 

Рис. 1. Вариант структурно-логической схемы

самостоятельной работы

 



2015-12-07 415 Обсуждений (0)
Подбор и работа с литературой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подбор и работа с литературой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)