Понятие и классификация форм правления
Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказано, что она республика). В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы. В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может включать всю политическую среду. Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством. По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты). Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий порядок формирования высших органов государства, их компетенцию и взаимоотношения. [1] То есть форма правления раскрывает способ организации верховной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.[2] Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции. Монархия – (от греч. «единовластие», «единодержавие») – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху ( королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Основными признаками классической монархической формы правления являются: - существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно; - наследственный порядок преемственности верховной власти; - представительство государства монархом по своему усмотрению; -независимость монарха от мнения населения государства; - монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота); - юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона). Многотысячелетнее существование монархической формы правления отмечено крайним разнообразием её видов, которые, однако, можно объединить в две основные группы ограниченная и неограниченная (абсолютная) монархия. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками: - парламент избирается населением; - правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; - лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; - в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической; - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; - правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; -лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви). В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие. Дуалистическая монархия – это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. республика – это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными либо назначаются общегосударственными представительными учреждениями.[3] Признаки республики: 1) выборность и сменяемость представительной власти; 2) Коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои задачи; 3) Законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. 4) В парламентской республике правительство создается партиями, обладающим большинство или даже меньшинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия и тд) 5) Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер – министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1655)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |