Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема № 8 Правовые отношения



2015-12-07 332 Обсуждений (0)
Тема № 8 Правовые отношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ правовой природы правоотношения позволяет сформули­ровать его понятие и основные признаки.

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. К характерным признакам правоотношений оттготяггс^^ледугощие: во-первых, они представляют собой такую форму фактического отношения, которая складывается на основе правовых норм; во-вторых, участники правоотношений наделя­ются взаимными правами и обязанностями; в-третьих, правоотношения имеют сознательно-волевой характер; в-четвертых, правоотношения га­рантируются государством и охраняются им в необходимых случаях принудительной силой.

Необходимо обратить внимание на то, что правоотношение явля­ется средством перевода общих установлений правовых норм (объек­тивного права) в конкретные права и обязанности участников общест­венных правоотношений (субъективное право), в связи с чем важно раз­личать: право в объективном смысле - как совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не­определенного круга лиц; право в субъективном смысле - как индиви­дуализированное право.

При изучении этой темы нужно усвоить понятие структура пра­воотношения, которая состоит из трех элементов: субъект, объект и со­держание.

После уяснения понятия субъекта правоотношения как лица, яв­ляющегося носителем субъективных прав и обязанностей, необходимо рассмотреть признаки субъекта правоотношения (правосубъектность): правоспособность и дееспособность. Важно четко понять различие меж­ду данными категориями. Правоспособность - это: 1) способность субъекта иметь права и нести юридические обязанности; 2) возникает с момента рождения и прекращается со смертью; 3) является одинаковой для всех лиц; 4) потенциальные права и обязанности, которыми субъект сможет обладать. Дееспособность - это: 1) способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять права и нести юриди­ческие обязанности; 2) возникает по достижении определенного возрас­та, установленного законодательством; 3) различается по объему и со­держанию; 4) переводит потенциальные права и обязанности, заложен­ные в правоспособности, в плоскость реальных правоотношений.


Определенную трудность вызывает раскрытие понятия юридиче­ских фактов и их классификация. Важно уяснить, что правоотношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления оп­ределенных жизненных обстоятельств (юридические факты). Юридиче­ские факты подразделяются по их связи с индивидуальной волей субъ­екта на две группы: 1) события - юридические факты, происходящие независимо от воли людей; 2) действия - юридические факты, наступ­ление которых зависит от воли и сознания людей. В свою очередь, все действия с точки зрения законности подразделяются на правомерные (юридические факты, которые влекут возникновение у лиц юридических прав и обязанностей) и неправомерные (юридические факты, которые противоречат требованиям правовых норм). Правомерные действия де­лятся на юридические акты (правомерные действия, которые специаль­но совершаются людьми с целью вступления их в определенные право­отношения) и юридические поступки (правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекраще­ние правоотношений).

Ключевые понятия: правоотношение, структура правоотноше­ния, субъект правоотношения, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, объект правоотношения, содержание правоотношения, юридическое право, юридическая обязанность, юридические факты, со­бытия, действия, правомерные действия, неправомерные действия, юри­дические акты, юридические поступки. Тема № 9 Правотворчество

Вокруг понятия правотворчества в юридической литературе ве­дутся дискуссии, суть которых сводится к вопросу о соотношении поня­тий правотворчество и законотворчество. Некоторые авторы рассмат­ривают данные термины как синонимы, полагая, что только государство наделено правом создавать нормы права. Большинство авторов тракту­ют законотворчество только как разновидность правотворчества.

Правотворчество следует рассматривать как процесс познания и оценки правовых потребностей общества, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствую­щих процедур.

Другой дискуссионный аспект рассматриваемой темы - это пони­мание различия категорий правотворчество и правообразование.


Для освоения этой темы необходимо усвоить такие понятия, как цель, виды, принципы, способы, субъекты, объекты правотворчества и стадии законотворчества.

Основной акцент следует сделать на рассмотрении видов право­творчества и их особенностях. Традиционно выделяют основные и фа­культативные виды- правотворчества. К основным видам правотворче­ства в теории права принято относить: 1) непосредственное правотвор­чество народа, проводимое в форме референдума; 2) законотворчество, то есть непс>средетав««я-*нравву*тандвительная деятельность уполно­моченных органов государственной власти; 3) делегированное право­творчество, то есть предоставление государством права принятия каких-либо нормативных актов другим негосударственным субъектам; 4) санкционированное правотворчество, то есть согласие государства считать правовыми нормы, которые сложились независимо от него в ви­де обычая или традиции.

Некоторые трудности вызывает у студентов освоение понятия стадии законотворчества. В связи с чем представляется необходимым обратить внимание на то, что в юридической литературе сложились два подхода к пониманию законотворческого процесса: если для одних за­конотворчество - это процесс официального прохождения законопроек­та в высшем представительном и законодательном органе, то для других законотворчество - не только указанный процесс, но и вся предвари­тельная деятельность по подготовке проекта закона.

При изучении темы правотворчества особое внимание следует уделить исследованию понятия юридической техники, понимаемой как совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм. Также необходимо рассмотреть основные принципы за­конодательной техники и проанализировать возможные пути и способы совершенствования законотворческого процесса.

Ключевые понятия: правотворчество, законотворчество, право-образование, цель, виды, принципы, способы, субъекты, объекты право­творчества и стадии законотворчества, юридическая техника. Тема № 10 Реализация права

Реализация права представляет собой воплощение предписаний норм права в поведении людей. Существуют различная классификация форм реализации права. Представляется целесообразным придержи­ваться классификации, которая строится в зависимости от характера


действий субъектов права. Выделяют четыре формы реализации права: осуществление, исполнение, соблюдение, применение.

При этом под осуществлением права понимается активная реализа­ция возможностей, предоставляемых субъектам общественных отноше­ний. Исполнение права представляет собой реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Соблюдение права связано с реализацией только запрещающих норм.

Наибольшее количество вопросов порождает изучение четвертой формы реализации права - его применения. В юридической науке сло­жилось множество в той или иной мере различающихся между собой определений этого понятия. Представляется наиболее целесообразным раскрыть понятие применения права через анализ его основных призна­ков: 1) правоприменительная деятельность может осуществляться упол­номоченными на то государственными органами и должностными ли­цами; 2) правоприменение носит государственно-властный характер; 3) применение норм права осуществляется в строго установленном за­коном порядке; 4) правоприменительная деятельность осуществляется в соответствии с определенными принципами.

Ключевые понятия: реализация права, формы реализации права, осуществление права, исполнение права, соблюдение права, применение права, стадии правоприменительной деятельности, правовая квалификация. Тема № 11 Толкование права

Представляется целесообразным обратить внимание на неодно­значность понятия толкования права. С одной стороны, под толковани­ем права понимается мыслительный процесс, направленный на установ­ление смысла и содержания его норм. С другой стороны, толкование права рассматривается как результат мыслительного процесса, выра­женный в совокупности суждений. Толкование права имеет два направ­ления: уяснение («для себя») и разъяснение («для других»). Толкование-уяснение - это познание содержания правовых предписаний в процессе их использования, соблюдения, применения. Толкование-разъяснение -это интерпретация смысла и содержания правовых норм компетентными органами и отдельными лицами в целях правильного их понимания и применения организациями, должностными лицами и гражданами.

Классификация видов толкования права обычно осуществляется по двум основаниям: по субъекту и по объему. По субъекту выделяется четыре вида толкования: аутентическое, легальное, судебное, доктри-


нальное. В зависимости от субъекта толкование подразделяется также на официальное (нормативное и казуальное) и неофициальное. По объе­му толкование бывает трех видов: буквальное (адекватное), распростра­нительное, ограничительное.

К приемам толкования права относятся: грамматическое, логиче­ское, систематическое, историко-политическое, специально-юридическое. ■ Следует обратить особое внимание на раскрытие понятия, видов, особенностей актов толкования права. Студенты должны понимать раз­ницу между источникам irpa^a-тгзктами официального толкования, ко­торые в рамках российской правовой системы не являются источниками права.

Ключевые понятия:толкование-уяснение, толкование-разъяснение, аутентическое толкование, легальное толкование, судебное толкование, доктринальное толкование, официальное толкование, неофициальное тол­кование, акты толкования норм права. Тема№12Правомерное поведение, правонарушение и



2015-12-07 332 Обсуждений (0)
Тема № 8 Правовые отношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема № 8 Правовые отношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)