юридическая ответственность
Рассматривая данную тему, важно осознавать, что принципиальным фактором, определяющим место личности в обществе, является ее отношение к праву. Действия личности в сфере правового регулирования традиционно подразделяются на два вида: правомерное и противоправное. Правомерное поведение представляет собой осознанное поведение участника общественного отношения в соответствии с требованиями правовых норм. По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения: маргинальное, конформистское, привычное, социально-активное. Антиподом правомерного поведения является правонарушение, которое представляет собой противоправное виновное деяние, наносящее вред обществу и влекущее за собой юридическую ответственность. Необходимо понимать, что правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправовых правил поведения: 1) правонарушение - это поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданам; 2) правонарушение - это поведение человека, которое выражается в его действии или бездействии; 3) правонарушение - это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права; 4) правонарушением признается только виновное поведение субъекта права; 5) правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. Под юридической ответственностью понимается применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке. Важно усвоить, что для всех видов юридической ответственности общими являются следующие признаки. Во-первых, основанием ответственности является состав правонарушения. Ответственность всегда конкретна: это ответственность определенного лица за доказуемое нарушение. Во-вторых, все виды ответственности осуществляются на основе нормативных конструкций, представляющих единство норм материального и процессуального права. Признаки правонарушения и санкции за его совершение предусмотрены нормами материального права; порядок доказывания, определение того, было или не было правонарушение и кто его совершил, а также назначение конкретной меры государственного принуждения в пределах санкции нарушенной нормы -все это строго регламентировано нормами процессуального права. Ключевые понятия: правомерное поведение, виды правомерного поведения, маргинальное поведение, конформистское поведение, привычное поведение, социально-активное поведение, юридическая ответственность, принципы юридической ответственности, виды юридической ответственности, правонарушение, состав правонарушения, виды правонарушений, преступление, проступок, обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Тема № 13 Механизм правового регулирования Усвоение понятия механизма правового регулирования необходимо для того, чтобы выявить способы и методы, с помощью которых право как система норм может влиять на общественную жизнь. Право влияет на общественную жизнь в основном двумя путями: посредством правового воздействия и правового регулирования. Поэто- му принципиально важно представлять различие данных категорий. Если правовое воздействие представляет собой влияние права на сознание и поведение людей на основании самого факта наличия правовых требований, то правовое регулирование - это влияние на поведение людей с помощью определенных юридических средств. Учение о механизме правового регулирования включает в себя множество специальных правовых категорий, без уяснения которых трудно стать профессиональным юристом: 1) предмет п])авовбгттрёгулир6вания - это пределы и возможности права в процессе его воздействия на общественную жизнь; 2) метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения; 3) тип правового регулирования - это режим правового регулирования, который бывает двух типов: а) общедозволительный, то есть разрешено все, что прямо не запрещено законом; б) разрешительный, то есть запрещено все то, что прямо не разрешено законом; 4) способ правового регулирования - конкретный прием права, используемый для воздействия на участника общественных отношений. В рамках теории права выделяется в основном три способа правового регулирования: дозволение, обвязывание, запрет. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. Важное значение для раскрытия понятия механизма правового регулирования имеют его структурные элементы. Структурные элементы механизма правового регулирования - это конкретные правовые средства, из которых складывается влияние права на общественную жизнь, к ним относятся: 1) правотворчество; 2) нормы права; 3) юридические факты; 4) правоотношения; 5) акты реализации юридических прав и обязанностей. Эффективность правового регулирования определяется как степень реализации социальной ценности правовых стимулов и правовых ограничений: как они удовлетворяют интересы людей и как, в конечном счете, упорядочивают общественные отношения. Ключевые понятия: механизм правового регулирования, правовое воздействие, правовое регулирование, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые стимулы, правовые поощрения, правовые режимы, эффективность правового регулирования. Тема № 14 Правосознаниеи правоваякультура Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Правосознание представляет собой отражение в сознании людей правовой действительности. Особое внимание при изучении темы следует уделить структуре правосознания, которая включает в себя два элемента: правовую идеологию и правовую психологию. При этом под правовой идеологией как научным правосознанием понимается система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Под правовой психологией как обыденным правосознанием понимается совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. ... Для успешного усвоения категории правосознания принципиально важно различать его виды и уровни. С точки зрения субъекта правосознание подразделяется на три вида: индивидуальное, групповое, общественное. По глубине отражения правовой действительности выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Необходимо понимать, что правосознание тесно взаимодействует с правовой культурой общества. Правовая культура представляет собой составную часть духовной культуры общества. Правовая культура - это качественное состояние использования права в жизни общества, своего рода барометр спроса и использования права в разрешении проблем. Правовой нигилизм - это антипод правовой культуры. Под ним понимают отрицательное отношение к правовым установлением, непринятие ценности права. Правовое воспитание - это многоаспектная деятельность, направленная на распространение ценности права и разъяснение смысла правовых положений. Правовое воспитание включает в себя проведение целого ряда мер: от распространения знаний о праве - до резкого поднятия общего уровня правовой культуры, от преодоления правового нигилизма до налаживания безотказной системы гарантий незыблемости правопорядка, от изживания скептического отношения к праву - до воспитания общей непримиримости к нарушениям законности. Правовое образование представляет собой распространение правовых знаний посредством различных форм образовательного процесса (лекций, семинаров, тренингов и др.). Следует иметь в виду, что правовое образование и правовое воспитание соотносятся как часть и целое. Дискуссионные вопросы. Как соотносятся понятия правовой нигилизм и нарушение законности? Ключевые понятия:правовая идеология, правовая психология, виды и уровни правосознания, субъекты правосознания, индивидуальное правосознание, групповое правосознание, общественное правосознание, профессиональное правосознание, научное правосознание, обыденное правосознание^-«равевее- "воспитание, правовое образование, правовая культура, правовой нигилизм. Тема№ 15 Система права Приступая к изучению темы, необходимо уяснить, что система права является развивающимся правовым явлением, содержание которого зависит от развития общественных отношений. Система права представляет собой внутреннее строение действующего права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, подотрасли и институты. Перед рассмотрением составных частей системы права представляется целесообразным определить ее значение. Значение системы права заключается в следующих моментах. Во-первых, система права необходима для правотворческих целей. Для того, чтобы получить беспробельную систему норм, контролировать эффективность правового регулирования, необходимо получить целостную систему норм, соответствующую состоянию общественных отношений и отвечающую потребностям их развития. Во-вторых, система права позволяет увидеть роль механизма правового регулирования в обществе. В-третьих, система права облегчает правоприменительную практику. Хорош не тот юрист, который знает много конкретных статей закона, а тот, который хорошо знает систему права, ориентируется в ней и быстрее других находит нужную норму. Особое внимание следует уделить определению и содержанию понятия структура права. Структурный аспект системы права состоит в том, что все правовые нормы, входящие в действующие позитивное право, составляют единое целое, разделяемое по содержанию различных норм на соответствующие части. Основанием для классификации права служит разнообразие общественных отношений (предмет правового регулирования). Кроме предмета правового регулирования, основанием классификации в рамках системы права выступает метод правового регулирования. В наиболее общем виде систему права можно представить как две подсистемы - частного и публичного права. При этом частное право - это право, которое регулирует отношения обмена, участники которого выступают как формально равные независимые субъекты. Публичное право, в свою очередь, устанавливает правомочия публично-властных институтов, необходимость соблюдения правовых запретов. Основным элементом системы права является отрасль права, под которой права понимается относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. В свою очередь, отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Институт права представляет собой обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. Родственные институты одной и той же отрасли в своей совокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида. Дискуссионные вопросы. Право представляет собой многоуровневое системное образование. Поэтому при его изучении понятие «система» используется неоднократно и в разных значениях. Какие системные понятия используются для характеристики права и как они взаимодействуют между собой? Ключевые понятия: система права, структура права, публичное право, частное право, отрасль права, подотрасль права, институт права, комплексный институт права, система законодательства. Тема № 16 Законность и правопорядок Анализ общих положений о законности (правозаконности) представляется целесообразным начать с определения момента возникновения этой категории. Проблема возникновения законности (правозаконности) как категории юриспруденции не получила в отечественной правовой науке однозначного разрешения. Одни авторы считают, что законность свойственна любому классовому обществу (О.С.Иоффе, М.С.Строгович, М.Д.Шаргородский, П.М.Раби- нович и др.). Другие правоведы связывают возникновение законности с появлением демократического режима (С.Л.Зивс, А.Б.Лисюткин, Н.И.Мату-зов, А.В.Малько, В.М.Чхиквадзе, И.С.Самощенко и др.). Третьи утверждают, что законность как требование подчинения определенным правилам и нормам поведения существовала с момента появления человечества (А.Ф.Ефремов, В,В,Лазарев, В.Н.Хропанюк, А.С.Шабуров и др.). Интересна позиция А.Б.Лисюткина, который, пытаясь примирить противоположные точки зрения, полагает, что становление идеи законности начинается с утгерждення-г-ееуяаретвеннрстии права, а представления о необходимости следования конкретным правилам существовали еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса. С его точки зрения, сам термин «законность» появляется с наступлением Нового времени, когда для этого складываются соответствующие социально-экономические и мировоззренческие предпосылки. В настоящее время большинство авторов понимают под законностью (правозаконностью) строгое и неуклонное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Следует иметь в виду, что сущность понятия законности (правозаконности) получает наиболее полное освещение посредством раскрытия ее основных признаков: 1) обеспечение общеобязательности права; 2) требование выражения в позитивном законодательстве идеи права; 3) распространение требований правозаконности на всех субъектов права; 4) широкое понимание ее объекта, включение в него, помимо законов, других источников права. Необходимо обратить особое внимание на раскрытие гарантий законности (правозаконности), которые выступают необходимыми условиями реализации ее положений в практической сфере. Традиционно выделяют три вида гарантий законности (правозаконности): политические, экономические, специально-юридические. Дискуссионные вопросы. Объектом законности (правозаконности) являются законы. Но право по форме (законы) и право по содержанию (принцип формального равенства) не всегда соответствуют друг другу- Исторический опыт свидетельствует, что и в рамках закона может закрепляться произвол. Такие законы в теории права и государства называются антиправовыми. Потому в определение понятия законности вкладывается требование соблюдения только правовых законов. Объясните, что такое правовая законность. Приведите примеры право-нарушающего законодательства, которые были приняты в различных странах. Ключевые понятия: законность, принципы законности, гарантии законности, политические гарантии законности, экономические гарантии законности, специально-юридические гарантии законности, правопорядок. Тема № 17 Понятие и сущность государства При изучении этой темы необходимо четко осознавать, что в современной науке накоплено достаточно много подходов к пониманию сущности государства. Это обусловливается как сложностью проблемы, так и наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству. Так, В.Е.Чиркин выделяет пять основных подходов к пониманию и определению государства: классический (государство как слагаемое трех основных элементов - власти, территории, населения), теологический (государство как продукт божественной власти; широко используется в, мусульманских учениях в связи с концепцией халифата), юридический (государство - юридическая персонификация народа), социологический (государство как инструмент осуществления политической власти доминирующей социальной группой; представлен небольшим количеством школ, в том числе материалистическим направлением в го- сударствоведении), кибернетический (государство как особая система связи с потоками информации, прямыми и обратными связями). Следует уделить особое внимание изучению признаков государства, то есть тем основным факторам, лишь при наличии которых можно говорить о государстве. Признаки государства позволяют отличить государство не только от всех иных существующих в обществе организаций в целом, но и от организаций, которые близки или сходны с государством (протогосударство, государственное образование и др.). К признакам госуДа^ствЪ^традащионно относят: наличие территории, публичной власти, суверенитета, законотворческую деятельность, аппарат принуждения. Таким образом, государство - это форма организации политической власти определенного общества. Ключевые понятия: государство, признаки государства, сущность государства, государственная власть. Тема № 18 Типология государств Приступая к рассмотрению этой темы, прежде всего следует усвоить, что типология государств (их классификация по типам) представляет собой основной прием или способ познания исторического процесса развития государства и права. Однако в зависимости от того, какие критерии берутся за основу подобной типологии, могут быть определены различные типы государств (совокупность существенных черт, характерных для множества различных государств). Современная наука теории права и государства выделяет два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизаци-онный. Принципиально важно понимать различие между данными подходами к типологии государств, уметь разграничивать критерии, которые положены в основу каждого из них. Формационный подход к типологии государств основывается на том, что любое общество в своем развитии проходит определенные общественно-экономические формации, которых всего в истории человечества насчитывается пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Государство как элемент надстройки над экономическим базисом полностью зависит от него, и поэтому государства одной общественно-экономической формации существенно отличаются от государств другой общественно-экономической формации. В соответствии с формационным подходом все государства подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские; выделяется четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Цившизационный подход к типологии государств базируется на истории развития цивилизации. Согласно этому подходу вся история развития человечества подразделяется на четыре цивилизации: древнюю, средневековую, новую, новейшую. Соответственно этому выделяется четыре типа государств: раннее, классовое, политическое, правовое. Ключевые понятия:типология государств, тип государства, фор-мационный подход, общественно-экономическая формация, цивилиза-ционный подход, цивилизация, раннее государство, классовое государство, политическое государство, правовое государство. Тема № 19 Форма государства Под формой государства традиционно понимают внешнюю организацию государственной власти. Форма государства включает в себя три основных элемента: 1) форму правления; 2) форму государственного устройства; 3) государственный режим. Форма правления - это организация высших органов государственной власти. По форме правления все государства можно подразделить на две основные группы: монархии и республики. Монархия - это форма правления, при которой высшие полномочия государственной власти приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Монархии подразделяются на две группы: неограниченные (абсолютистские) и ограниченные (конституционные). В свою очередь, ограниченные (конституционные) монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные. Следует иметь в виду, что парламентарная - это номинальная монархия, в которой у правителя нет реальных властных полномочий, в то время как в дуалистической монархии у него есть реальные прерогативы. Поэтому в современных условиях целесообразно классифицировать монархии как реальные (абсолютистские, дуалистические) и номинальные (парламентарные). Республика - это форма правления, при которой высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами, избираемыми на определенный срок. Признаками реальной республики являются выборность, коллегиальность, законность, краткосрочность легислатур и замещение высших должностей исполнительной власти. В настоящее время "принято выделять три вида республик: президентские, парламентарные и смешанные (полупрезидентские). Форма государственного устройства - это территориальное строение государст^ЗТ^антгоёТтотш^ие^характеризует уровень централизации государственной власти, соотношение компетенции центральных и региональных органов государства. Унитарное государство - это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц. Федеративное государство -это сложное составное государство, предполагающее разграничение компетенции между органами власти федерации и субъектов федерации. Государственный режим - совокупность методов осуществления государственной власти. Различаются режимы демократические и антидемократические (авторитарные, тоталитарные, фашистские). Ключевые понятия: форма правления, монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, конституционная монархия, дуалистическая монархия, парламентарная монархия, президентская республика', парламентарная республика, смешанная (полупрезидентская) республика, форма государственного устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, государственный режим, демократический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим. Тема № 20 Функции государства Объяснить функции государства - значит раскрыть стоящие перед ним задачи и способы их осуществления. Функции государства - это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Необходимо иметь в виду, что в современной литературе используется понятие «генеральная функция государства». Это понятие должно объяснить предназначение государства по отношению к обществу (гражданскому обществу). Традиционно в теории государства выделяют внутренние и внешние функции государства. Следует иметь в виду, что и внутренние, и внешние функции осуществляются по отношению к одному и тому же субъекту - гражданскому обществу, обществу, в котором существует государство. К внутренним функциям государства традиционно относят следующие: защиту и охрану прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка; экономическую; социальную; развитие культуры, науки, образования; налогообложение и взимание налогов; экологическую. К внешним функциям государства относятся: оборона страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем. Важно понимать, что содержание функций государства изменяется по мере развития государственности. В этой связи в рамках современных правовых теорий выделяются минимальные функции государства -это те из них, которые существовали на всех этапах исторического развития государственности. К ним относятся: 1) обеспечение свободы, безопасности и неприкосновенности собственности; 2) создание системы коммуникаций. Определенное внимание следует уделить анализу вопроса о формах осуществления функций государства. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, специфические виды государственной деятельности; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная; 4) контрольно-надзорная. В рамках второго подхода выделяются две формы осуществления функций государства: правовая (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная) и организационная (организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая). Дискуссионные вопросы. При определении функций государства необходимо отталкиваться от их социального назначения. Известный французский философ правовед Шарль Луи Монтескье ввел понятие «верховная функция государства», которое выражает социальное назначение государства в обществе и достижению которой должна быть подчинена вся деятельность государства. В чем состоит верховная функция государства в условиях современной России ? Как должны быть определены остальные функции государства и формы их осуществления? Ключевые понятия:функции государства;, генеральная функция государства, внутренние функции государства, внешние функции государства, минимальные функции государства, формы осуществления функций государства. Тем№21Механизм7 государства Вопрос о механизме государства является довольно сложным и многоаспектным. Здесь необходимо уяснить: различие категорий «механизм государства» и «аппарат государственной власти»; содержание и значение механизма государства; понятие органов государственной власти и их классификацию; сущность и значение принципа разделения властей; смысл системы сдержек и противовесов. Под механизмом государства принято понимать совокупность средств, с помощью которых государство реализовывает свои функции и задачи. Перечисляя конкретные средства, с помощью которых государство реализует свои функции, некоторые авторы непосредственно переходят к государственному аппарату как к одному из основных таких средств. Иногда механизм государства полностью сводят к его государственному аппарату, то есть совокупности его органов и должностных лиц. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой понятие «механизм государства» шире понятия «государственная власть». Кроме государственного аппарата, в механизм государства входит еще целый ряд средств (государственные предприятия, государственная казна и др.). Рассматривая содержание механизма государства, необходимо уяснить понятие и классификацию органов государства. Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Из определения органа государственной власти можно вывести следующие его признаки: 1) все органы государства образуются в законодательном порядке, определяющем их компетенцию, порядок образования, функциональную деятельность; 2) орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов; 3) органы государства тесно взаимодействуют между собой, образуя единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества. Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых задач. По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные органы. Рассматривая вопрос о механизме государства, необходимо остановиться на таких понятиях, как принцип разделения властей и система сдержек и противовесов. Принцип разделения властей, превратившийся в учениях англичанина Джона Локка (1632-1704) и французского философа Шарля Луи Монтескье (1689-1775) в целую теорию, сводится к следующему: единая государственная власть должна функционировать в системе сдержек и противовесов. Эта система направлена на то, чтобы, во-первых, государственная власть не сосредоточивалась только в одной ветви власти; во-вторых, она предполагает взаимовлияние трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Выясняя теоретические основы механизма государства, необходимо определиться с таким понятием, как бюрократия. Буквальный перевод этого термина с французского языка означает «господство канцелярии». Поэтому главная черта бюрократии - это формализм. Вопрос о формализме и, следовательно, о бюрократии является весьма актуальным. С одной стороны, формализм, ведущий к четкому следованию закону, есть позитивный формализм. С другой стороны, при любой государственной службе могут быть злоупотребления, деградация ее поло-Ф жительной сути. Ключевые понятия: механизм государства, аппарат государственной власти, орган государства, государственная служба, принцип разделения властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, бюрократия. Тема № 22 Государство в политической системе общества Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-экономических факторов, влияющих на определение места государства и его роли в политической системе общества. Для раскрытия данной проблемы необходимо сначала определить понятие и содержание политической системы общества. Под политической системой общества принято понимать совокупность взаимосвязанных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти. Следует обратить особое внимание, что содержание понятия политической системы общества является предметом дискуссий. Одни авторы полностью отождествляют политическую систему общества с его политической сферой, считая, что последняя объединяет политические отношения и организациюГобщеетва, которая выступает по отношению к первым как их материальный результат. Другие полагают, что политическую систему государства следует рассматривать в качестве составной части политической организации общества. Третьи придерживаются мнения, что понятие политической системы общества тождественно понятию государства. Наиболее радикальная позиция заключается в том, что политическая система общества и государство различаются и последнее не входит в состав политической системы общества как его элемент. Ключевые понятия:политика, политическая система общества, функции политической системы, политические институты, политические партии. Тема № 23 Правовое государство: история и современность Для правильного понимания сущности и значения категории «правовое государство» необходимо обратить особое внимание на то, что правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в трудах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и в дальнейшем получил широкое распространение. Однако в содержательном смысле ряд идей правовой государственности появляется уже в античном мире (Гераклит, Протагор, Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и в средневековой Европе (Фома Аквинский, М.Падуанский, РЛуллий), а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя (Г.Гроций, Д.Локк, Ш.Л.Монтескье, Д.Адамс, Д.Мэдисон, Т.Джефферсон, И.Кант, Г.Гегель, Д.Дайси, Г.Еллинек, Р.Иеринг и др.). Обобщение опыта правовой мысли свидетельствует о том, что правовое государство имеет следующие признаки: признание и соблюдение неотчуждаемых прав человека (гуманитарно-правовой компонент); верховенство права и правовых законов (нормативно-правовой компонент); правовая организация системы государственной власти, основанная на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (институционально-правовой и организационно-властный компоненты). Причем все эти компоненты тесно взаимосвязаны. В соответствии с этим правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-правовой власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека. Ключевые понятия: правовое государство, признаки правового государства, верховенство права, правовой закон. Тема № 24 Гражданское общество Начиная исследование вопросов, относящихся к сфере гражданского общества, следует прежде всего определить понятие общества. Дело в том, что гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество включает в себя всю общность людей, включая государство со всеми его атрибутами. А гражданское общество - это часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество - это сфера автономной активности человека, преследующего свои частные цели. Оно представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти отношения основаны на равенстве и личной инициативе. Особое внимание при рассмотрении темы гражданского общества следует уделить раскрытию соотношения категорий гражданского общества и государства. Центральное место в данном'вопросе занимает проблема пределов государственного вмешательства в сферу гражданского общества. Существует две основные модели соотношения гражданского общества и государства: в рамках либерализма и этатизма. С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для последнего. Классический либерализм (Дж.Локк, А.Смит), отстаивавший максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимуму. «Минимальное государство» изображалось в образе ночного сторожа, полностью предоставляющего гражданскому обществу саморегулироваться. Этатизм (происходит от французского слова etat - государство) занимает противоположную либерализму позицию в вопросе соотношения государства и гражданского общества: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного) в сферу гражданского общества, тем лучше для последнего. В рамках зтатйзШ различаются два варианта воздействия государства на общество - авторитарный и демократический. Согласно авторитарному этатизму государство задает общее направление социально-экономического развития, блокирует действие механизмов саморегулирования в обществе. Демократический этатизм воплощен в теории и практике «государства всеобщего благоденствия», или социального правов
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |