Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


юридическая ответственность



2015-12-07 322 Обсуждений (0)
юридическая ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматривая данную тему, важно осознавать, что принципиаль­ным фактором, определяющим место личности в обществе, является ее отношение к праву. Действия личности в сфере правового регулирова­ния традиционно подразделяются на два вида: правомерное и противо­правное.

Правомерное поведение представляет собой осознанное поведе­ние участника общественного отношения в соответствии с требова­ниями правовых норм. По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды право­мерного поведения: маргинальное, конформистское, привычное, соци­ально-активное.

Антиподом правомерного поведения является правонарушение, которое представляет собой противоправное виновное деяние, нанося­щее вред обществу и влекущее за собой юридическую ответственность.

Необходимо понимать, что правонарушение характеризуется стро­го определенными признаками, отличающими его от нарушений непра­вовых правил поведения:

1) правонарушение - это поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданам;


2) правонарушение - это поведение человека, которое выражается в его действии или бездействии;

3) правонарушение - это такое поведение человека, которое про­тиворечит предписаниям норм права;

4) правонарушением признается только виновное поведение субъ­екта права;

5) правонарушение влечет за собой применение к правонарушите­лю мер государственного воздействия.

Под юридической ответственностью понимается применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуж­дения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке.

Важно усвоить, что для всех видов юридической ответственности общими являются следующие признаки. Во-первых, основанием ответ­ственности является состав правонарушения. Ответственность всегда конкретна: это ответственность определенного лица за доказуемое на­рушение. Во-вторых, все виды ответственности осуществляются на ос­нове нормативных конструкций, представляющих единство норм мате­риального и процессуального права. Признаки правонарушения и санк­ции за его совершение предусмотрены нормами материального права; порядок доказывания, определение того, было или не было правонару­шение и кто его совершил, а также назначение конкретной меры госу­дарственного принуждения в пределах санкции нарушенной нормы -все это строго регламентировано нормами процессуального права.

Ключевые понятия: правомерное поведение, виды правомерного поведения, маргинальное поведение, конформистское поведение, при­вычное поведение, социально-активное поведение, юридическая ответ­ственность, принципы юридической ответственности, виды юридиче­ской ответственности, правонарушение, состав правонарушения, виды правонарушений, преступление, проступок, обстоятельства, исключаю­щие юридическую ответственность. Тема № 13 Механизм правового регулирования

Усвоение понятия механизма правового регулирования необходи­мо для того, чтобы выявить способы и методы, с помощью которых право как система норм может влиять на общественную жизнь.

Право влияет на общественную жизнь в основном двумя путями: посредством правового воздействия и правового регулирования. Поэто-


му принципиально важно представлять различие данных категорий. Ес­ли правовое воздействие представляет собой влияние права на сознание и поведение людей на основании самого факта наличия правовых требо­ваний, то правовое регулирование - это влияние на поведение людей с помощью определенных юридических средств.

Учение о механизме правового регулирования включает в себя множество специальных правовых категорий, без уяснения которых трудно стать профессиональным юристом:

1) предмет п])авовбгттрёгулир6вания - это пределы и возможности права в процессе его воздействия на общественную жизнь;

2) метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения;

3) тип правового регулирования - это режим правового регулиро­вания, который бывает двух типов: а) общедозволительный, то есть раз­решено все, что прямо не запрещено законом; б) разрешительный, то есть запрещено все то, что прямо не разрешено законом;

4) способ правового регулирования - конкретный прием права, используемый для воздействия на участника общественных отношений. В рамках теории права выделяется в основном три способа правового регулирования: дозволение, обвязывание, запрет.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общест­венных отношений в соответствии с целями и задачами правового госу­дарства. Важное значение для раскрытия понятия механизма правового регулирования имеют его структурные элементы. Структурные эле­менты механизма правового регулирования - это конкретные правовые средства, из которых складывается влияние права на общественную жизнь, к ним относятся: 1) правотворчество; 2) нормы права; 3) юриди­ческие факты; 4) правоотношения; 5) акты реализации юридических прав и обязанностей.

Эффективность правового регулирования определяется как сте­пень реализации социальной ценности правовых стимулов и правовых ограничений: как они удовлетворяют интересы людей и как, в конечном счете, упорядочивают общественные отношения.

Ключевые понятия: механизм правового регулирования, право­вое воздействие, правовое регулирование, предмет правового регулиро­вания, метод правового регулирования, механизм правового регулиро­вания, правовые стимулы, правовые поощрения, правовые режимы, эф­фективность правового регулирования.


Тема № 14 Правосознаниеи правоваякультура

Существуют различные формы общественного сознания, посред­ством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Правосоз­нание представляет собой отражение в сознании людей правовой дейст­вительности.

Особое внимание при изучении темы следует уделить структуре правосознания, которая включает в себя два элемента: правовую идео­логию и правовую психологию. При этом под правовой идеологией как научным правосознанием понимается система взглядов и представле­ний, которые в теоретической форме отражают правовые явления обще­ственной жизни. Под правовой психологией как обыденным правосозна­нием понимается совокупность чувств, привычек, настроений, тради­ций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, закон­ности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

... Для успешного усвоения категории правосознания принципиально важно различать его виды и уровни. С точки зрения субъекта правосоз­нание подразделяется на три вида: индивидуальное, групповое, общест­венное. По глубине отражения правовой действительности выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоре­тическое) и профессиональное.

Необходимо понимать, что правосознание тесно взаимодействует с правовой культурой общества. Правовая культура представляет собой составную часть духовной культуры общества. Правовая культура - это качественное состояние использования права в жизни общества, своего рода барометр спроса и использования права в разрешении проблем.

Правовой нигилизм - это антипод правовой культуры. Под ним по­нимают отрицательное отношение к правовым установлением, неприня­тие ценности права.

Правовое воспитание - это многоаспектная деятельность, направ­ленная на распространение ценности права и разъяснение смысла пра­вовых положений. Правовое воспитание включает в себя проведение целого ряда мер: от распространения знаний о праве - до резкого подня­тия общего уровня правовой культуры, от преодоления правового ниги­лизма до налаживания безотказной системы гарантий незыблемости правопорядка, от изживания скептического отношения к праву - до вос­питания общей непримиримости к нарушениям законности.

Правовое образование представляет собой распространение пра­вовых знаний посредством различных форм образовательного процесса


(лекций, семинаров, тренингов и др.). Следует иметь в виду, что право­вое образование и правовое воспитание соотносятся как часть и целое.

Дискуссионные вопросы. Как соотносятся понятия правовой ни­гилизм и нарушение законности?

Ключевые понятия:правовая идеология, правовая психология, виды и уровни правосознания, субъекты правосознания, индивидуаль­ное правосознание, групповое правосознание, общественное правосоз­нание, профессиональное правосознание, научное правосознание, обы­денное правосознание^-«равевее- "воспитание, правовое образование, правовая культура, правовой нигилизм. Тема15 Система права

Приступая к изучению темы, необходимо уяснить, что система права является развивающимся правовым явлением, содержание кото­рого зависит от развития общественных отношений. Система права представляет собой внутреннее строение действующего права, отра­жающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрас­ли, подотрасли и институты.

Перед рассмотрением составных частей системы права представ­ляется целесообразным определить ее значение. Значение системы пра­ва заключается в следующих моментах. Во-первых, система права необ­ходима для правотворческих целей. Для того, чтобы получить беспро­бельную систему норм, контролировать эффективность правового регу­лирования, необходимо получить целостную систему норм, соответст­вующую состоянию общественных отношений и отвечающую потреб­ностям их развития. Во-вторых, система права позволяет увидеть роль механизма правового регулирования в обществе. В-третьих, система права облегчает правоприменительную практику. Хорош не тот юрист, который знает много конкретных статей закона, а тот, который хорошо знает систему права, ориентируется в ней и быстрее других находит нужную норму.

Особое внимание следует уделить определению и содержанию по­нятия структура права. Структурный аспект системы права состоит в том, что все правовые нормы, входящие в действующие позитивное право, составляют единое целое, разделяемое по содержанию различных норм на соответствующие части. Основанием для классификации права служит разнообразие общественных отношений (предмет правового ре­гулирования). Кроме предмета правового регулирования, основанием


классификации в рамках системы права выступает метод правового ре­гулирования. В наиболее общем виде систему права можно представить как две подсистемы - частного и публичного права. При этом частное право - это право, которое регулирует отношения обмена, участники ко­торого выступают как формально равные независимые субъекты. Публичное право, в свою очередь, устанавливает правомочия публично-властных институтов, необходимость соблюдения правовых запретов.

Основным элементом системы права является отрасль права, под которой права понимается относительно самостоятельное подразделе­ние системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих каче­ственно специфический вид общественных отношений. В свою очередь, отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Институт права представляет собой обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфиче­ской частью отрасли права и регулирующих разновидность определен­ного вида общественных отношений. Родственные институты одной и той же отрасли в своей совокупности образуют подотрасль права. Нор­мы подотрасли права регулируют группы близких отношений опреде­ленного вида.

Дискуссионные вопросы. Право представляет собой многоуровне­вое системное образование. Поэтому при его изучении понятие «систе­ма» используется неоднократно и в разных значениях. Какие системные понятия используются для характеристики права и как они взаимодей­ствуют между собой?

Ключевые понятия: система права, структура права, публичное право, частное право, отрасль права, подотрасль права, институт права, комплексный институт права, система законодательства. Тема № 16 Законность и правопорядок

Анализ общих положений о законности (правозаконности) пред­ставляется целесообразным начать с определения момента возникнове­ния этой категории.

Проблема возникновения законности (правозаконности) как кате­гории юриспруденции не получила в отечественной правовой науке од­нозначного разрешения.

Одни авторы считают, что законность свойственна любому классово­му обществу (О.С.Иоффе, М.С.Строгович, М.Д.Шаргородский, П.М.Раби-


нович и др.). Другие правоведы связывают возникновение законности с по­явлением демократического режима (С.Л.Зивс, А.Б.Лисюткин, Н.И.Мату-зов, А.В.Малько, В.М.Чхиквадзе, И.С.Самощенко и др.). Третьи утвер­ждают, что законность как требование подчинения определенным прави­лам и нормам поведения существовала с момента появления человечест­ва (А.Ф.Ефремов, В,В,Лазарев, В.Н.Хропанюк, А.С.Шабуров и др.). Ин­тересна позиция А.Б.Лисюткина, который, пытаясь примирить противо­положные точки зрения, полагает, что становление идеи законности на­чинается с утгерждення-г-ееуяаретвеннрстии права, а представления о необходимости следования конкретным правилам существовали еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса. С его точки зрения, сам термин «законность» появляется с наступлением Нового времени, когда для этого складываются соответствующие соци­ально-экономические и мировоззренческие предпосылки.

В настоящее время большинство авторов понимают под законно­стью (правозаконностью) строгое и неуклонное осуществление пред­писаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Следует иметь в виду, что сущность понятия законности (правоза­конности) получает наиболее полное освещение посредством раскрытия ее основных признаков: 1) обеспечение общеобязательности права;

2) требование выражения в позитивном законодательстве идеи права;

3) распространение требований правозаконности на всех субъектов пра­ва; 4) широкое понимание ее объекта, включение в него, помимо зако­нов, других источников права.

Необходимо обратить особое внимание на раскрытие гарантий законности (правозаконности), которые выступают необходимыми ус­ловиями реализации ее положений в практической сфере. Традицион­но выделяют три вида гарантий законности (правозаконности): по­литические, экономические, специально-юридические.

Дискуссионные вопросы. Объектом законности (правозаконно­сти) являются законы. Но право по форме (законы) и право по содер­жанию (принцип формального равенства) не всегда соответствуют друг другу- Исторический опыт свидетельствует, что и в рамках закона мо­жет закрепляться произвол. Такие законы в теории права и государства называются антиправовыми. Потому в определение понятия законно­сти вкладывается требование соблюдения только правовых законов. Объясните, что такое правовая законность. Приведите примеры право-нарушающего законодательства, которые были приняты в различных странах.


Ключевые понятия: законность, принципы законности, гарантии законности, политические гарантии законности, экономические гаран­тии законности, специально-юридические гарантии законности, право­порядок. Тема № 17 Понятие и сущность государства

При изучении этой темы необходимо четко осознавать, что в со­временной науке накоплено достаточно много подходов к пониманию сущности государства. Это обусловливается как сложностью проблемы, так и наличием в обществе многочисленных социальных групп с раз­личными интересами по отношению к государству.

Так, В.Е.Чиркин выделяет пять основных подходов к пониманию и определению государства: классический (государство как слагаемое трех основных элементов - власти, территории, населения), теологиче­ский (государство как продукт божественной власти; широко использу­ется в, мусульманских учениях в связи с концепцией халифата), юриди­ческий (государство - юридическая персонификация народа), социоло­гический (государство как инструмент осуществления политической власти доминирующей социальной группой; представлен небольшим количеством школ, в том числе материалистическим направлением в го-

сударствоведении), кибернетический (государство как особая система связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).

Следует уделить особое внимание изучению признаков государст­ва, то есть тем основным факторам, лишь при наличии которых можно говорить о государстве. Признаки государства позволяют отличить го­сударство не только от всех иных существующих в обществе организа­ций в целом, но и от организаций, которые близки или сходны с госу­дарством (протогосударство, государственное образование и др.).

К признакам госуДа^ствЪ^традащионно относят: наличие террито­рии, публичной власти, суверенитета, законотворческую деятельность, аппарат принуждения.

Таким образом, государство - это форма организации политиче­ской власти определенного общества.

Ключевые понятия: государство, признаки государства, сущ­ность государства, государственная власть. Тема № 18 Типология государств

Приступая к рассмотрению этой темы, прежде всего следует усво­ить, что типология государств (их классификация по типам) представ­ляет собой основной прием или способ познания исторического процес­са развития государства и права. Однако в зависимости от того, какие критерии берутся за основу подобной типологии, могут быть определе­ны различные типы государств (совокупность существенных черт, ха­рактерных для множества различных государств).

Современная наука теории права и государства выделяет два ос­новных подхода к типологии государств: формационный и цивилизаци-онный. Принципиально важно понимать различие между данными под­ходами к типологии государств, уметь разграничивать критерии, кото­рые положены в основу каждого из них.

Формационный подход к типологии государств основывается на том, что любое общество в своем развитии проходит определенные об­щественно-экономические формации, которых всего в истории челове­чества насчитывается пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Государство как элемент надстройки над экономическим базисом полностью зависит от него, и поэтому государства одной общественно-экономической формации су­щественно отличаются от государств другой общественно-экономичес­кой формации.


В соответствии с формационным подходом все государства под­разделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские; выделяется че­тыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, со­циалистическое.

Цившизационный подход к типологии государств базируется на истории развития цивилизации. Согласно этому подходу вся история развития человечества подразделяется на четыре цивилизации: древ­нюю, средневековую, новую, новейшую. Соответственно этому выде­ляется четыре типа государств: раннее, классовое, политическое, пра­вовое.

Ключевые понятия:типология государств, тип государства, фор-мационный подход, общественно-экономическая формация, цивилиза-ционный подход, цивилизация, раннее государство, классовое государ­ство, политическое государство, правовое государство. Тема № 19 Форма государства

Под формой государства традиционно понимают внешнюю орга­низацию государственной власти.

Форма государства включает в себя три основных элемента:

1) форму правления;

2) форму государственного устройства;

3) государственный режим.

Форма правления - это организация высших органов государст­венной власти. По форме правления все государства можно подразде­лить на две основные группы: монархии и республики.

Монархия - это форма правления, при которой высшие полномо­чия государственной власти приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Монархии подразделяются на две группы: неограниченные (абсолюти­стские) и ограниченные (конституционные). В свою очередь, ограни­ченные (конституционные) монархии подразделяются на дуалистиче­ские и парламентарные. Следует иметь в виду, что парламентарная - это номинальная монархия, в которой у правителя нет реальных властных полномочий, в то время как в дуалистической монархии у него есть ре­альные прерогативы. Поэтому в современных условиях целесообразно классифицировать монархии как реальные (абсолютистские, дуалисти­ческие) и номинальные (парламентарные).


Республика - это форма правления, при которой высшие полномо­чия государственной власти осуществляются должностными лицами, избираемыми на определенный срок. Признаками реальной республики являются выборность, коллегиальность, законность, краткосрочность легислатур и замещение высших должностей исполнительной власти. В настоящее время "принято выделять три вида республик: президент­ские, парламентарные и смешанные (полупрезидентские).

Форма государственного устройства - это территориальное строение государст^ЗТ^антгоёТтотш^ие^характеризует уровень централи­зации государственной власти, соотношение компетенции центральных и региональных органов государства.

Унитарное государство - это единое государство, состоящее из ад­министративно-территориальных единиц. Федеративное государство -это сложное составное государство, предполагающее разграничение ком­петенции между органами власти федерации и субъектов федерации.

Государственный режим - совокупность методов осуществления государственной власти. Различаются режимы демократические и анти­демократические (авторитарные, тоталитарные, фашистские).

Ключевые понятия: форма правления, монархия, абсолютная мо­нархия, сословно-представительная монархия, конституционная монар­хия, дуалистическая монархия, парламентарная монархия, президент­ская республика', парламентарная республика, смешанная (полупрези­дентская) республика, форма государственного устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, государственный режим, демо­кратический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим. Тема № 20 Функции государства

Объяснить функции государства - значит раскрыть стоящие перед ним задачи и способы их осуществления. Функции государства - это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач.

Необходимо иметь в виду, что в современной литературе исполь­зуется понятие «генеральная функция государства». Это понятие долж­но объяснить предназначение государства по отношению к обществу (гражданскому обществу).

Традиционно в теории государства выделяют внутренние и внеш­ние функции государства. Следует иметь в виду, что и внутренние, и внешние функции осуществляются по отношению к одному и тому же


субъекту - гражданскому обществу, обществу, в котором существует государство.

К внутренним функциям государства традиционно относят сле­дующие: защиту и охрану прав и свобод граждан, всех форм собствен­ности, правопорядка; экономическую; социальную; развитие культуры, науки, образования; налогообложение и взимание налогов; экологиче­скую.

К внешним функциям государства относятся: оборона страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; интеграция в ми­ровую экономику и сотрудничество с другими странами в решении гло­бальных проблем.

Важно понимать, что содержание функций государства изменяется по мере развития государственности. В этой связи в рамках современ­ных правовых теорий выделяются минимальные функции государства -это те из них, которые существовали на всех этапах исторического раз­вития государственности. К ним относятся: 1) обеспечение свободы, безопасности и неприкосновенности собственности; 2) создание систе­мы коммуникаций.

Определенное внимание следует уделить анализу вопроса о фор­мах осуществления функций государства. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, специфические виды государственной деятельности; во-вторых, одно­родная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Согласно первому кри­терию основными формами осуществления функций государства явля­ются: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная; 4) контроль­но-надзорная. В рамках второго подхода выделяются две формы осуще­ствления функций государства: правовая (правотворческая, правопри­менительная, правоохранительная) и организационная (организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая).

Дискуссионные вопросы. При определении функций государства необходимо отталкиваться от их социального назначения. Известный французский философ правовед Шарль Луи Монтескье ввел понятие «верховная функция государства», которое выражает социальное назна­чение государства в обществе и достижению которой должна быть под­чинена вся деятельность государства.

В чем состоит верховная функция государства в условиях совре­менной России ? Как должны быть определены остальные функции го­сударства и формы их осуществления?


Ключевые понятия:функции государства;, генеральная функция государства, внутренние функции государства, внешние функции госу­дарства, минимальные функции государства, формы осуществления функций государства. Тем№21Механизм7 государства

Вопрос о механизме государства является довольно сложным и многоаспектным. Здесь необходимо уяснить: различие категорий «ме­ханизм государства» и «аппарат государственной власти»; содержание и значение механизма государства; понятие органов государственной вла­сти и их классификацию; сущность и значение принципа разделения властей; смысл системы сдержек и противовесов.

Под механизмом государства принято понимать совокупность средств, с помощью которых государство реализовывает свои функции и задачи. Перечисляя конкретные средства, с помощью которых госу­дарство реализует свои функции, некоторые авторы непосредственно переходят к государственному аппарату как к одному из основных таких средств. Иногда механизм государства полностью сводят к его государ­ственному аппарату, то есть совокупности его органов и должностных лиц. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой поня­тие «механизм государства» шире понятия «государственная власть». Кроме государственного аппарата, в механизм государства входит еще целый ряд средств (государственные предприятия, государственная каз­на и др.).

Рассматривая содержание механизма государства, необходимо уяснить понятие и классификацию органов государства. Орган государ­ства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответ­ствии с законом собственную структуру, строго определенные полно­мочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и орга­нически взаимодействующая с другими частями государственного ме­ханизма, образующими единое целое.

Из определения органа государственной власти можно вывести следующие его признаки: 1) все органы государства образуются в зако­нодательном порядке, определяющем их компетенцию, порядок образо­вания, функциональную деятельность; 2) орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует спе­циализированно в системе других органов; 3) органы государства тесно взаимодействуют между собой, образуя единый социальный организм,


главной задачей которого является обеспечение нормального функцио­нирования общества.

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых задач. По указанным признакам государствен­ные органы можно подразделить на три основные группы: представи­тельные органы; исполнительные органы; судебные органы.

Рассматривая вопрос о механизме государства, необходимо оста­новиться на таких понятиях, как принцип разделения властей и система сдержек и противовесов. Принцип разделения властей, превратившийся в учениях англичанина Джона Локка (1632-1704) и французского фило­софа Шарля Луи Монтескье (1689-1775) в целую теорию, сводится к следующему: единая государственная власть должна функционировать в системе сдержек и противовесов. Эта система направлена на то, чтобы, во-первых, государственная власть не сосредоточивалась только в одной ветви власти; во-вторых, она предполагает взаимовлияние трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Выясняя теоретические основы механизма государства, необходи­мо определиться с таким понятием, как бюрократия. Буквальный пере­вод этого термина с французского языка означает «господство канцеля­рии». Поэтому главная черта бюрократии - это формализм. Вопрос о формализме и, следовательно, о бюрократии является весьма актуаль­ным. С одной стороны, формализм, ведущий к четкому следованию за­кону, есть позитивный формализм. С другой стороны, при любой госу­дарственной службе могут быть злоупотребления, деградация ее поло-Ф жительной сути.

Ключевые понятия: механизм государства, аппарат государст­венной власти, орган государства, государственная служба, принцип разделения властей, законодательная власть, исполнительная власть, су­дебная власть, бюрократия. Тема № 22 Государство в политической системе общества

Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с оп­ределением соотношения политической системы общества и государст­ва, выявление экономических и социально-экономических факторов, влияющих на определение места государства и его роли в политической системе общества. Для раскрытия данной проблемы необходимо снача­ла определить понятие и содержание политической системы общества.


Под политической системой общества принято понимать сово­купность взаимосвязанных организаций, призванных развивать органи­зационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.

Следует обратить особое внимание, что содержание понятия по­литической системы общества является предметом дискуссий. Одни авторы полностью отождествляют политическую систему общества с его политической сферой, считая, что последняя объединяет политиче­ские отношения и организациюГобщеетва, которая выступает по отно­шению к первым как их материальный результат. Другие полагают, что политическую систему государства следует рассматривать в качестве составной части политической организации общества. Третьи придер­живаются мнения, что понятие политической системы общества тож­дественно понятию государства. Наиболее радикальная позиция за­ключается в том, что политическая система общества и государство различаются и последнее не входит в состав политической системы общества как его элемент.

Ключевые понятия:политика, политическая система общества, функции политической системы, политические институты, политиче­ские партии. Тема № 23 Правовое государство: история и современность

Для правильного понимания сущности и значения категории «пра­вовое государство» необходимо обратить особое внимание на то, что правовое государство как определенная теоретическая концепция и со­ответствующая практика имеет долгую и поучительную историю.

Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердил­ся в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в трудах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и в дальнейшем получил широкое распростра­нение. Однако в содержательном смысле ряд идей правовой государствен­ности появляется уже в античном мире (Гераклит, Протагор, Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и в средневековой Европе (Фома Аквинский, М.Падуанский, РЛуллий), а теоретически развитые концепции и доктри­ны правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-полити­ческого строя (Г.Гроций, Д.Локк, Ш.Л.Монтескье, Д.Адамс, Д.Мэдисон, Т.Джефферсон, И.Кант, Г.Гегель, Д.Дайси, Г.Еллинек, Р.Иеринг и др.).


Обобщение опыта правовой мысли свидетельствует о том, что пра­вовое государство имеет следующие признаки: признание и соблюдение неотчуждаемых прав человека (гуманитарно-правовой компонент); верхо­венство права и правовых законов (нормативно-правовой компонент); правовая организация системы государственной власти, основанная на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную (институционально-правовой и организационно-властный компо­ненты). Причем все эти компоненты тесно взаимосвязаны.

В соответствии с этим правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-правовой власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, но­сителями прав и свобод человека.

Ключевые понятия: правовое государство, признаки правового государства, верховенство права, правовой закон. Тема № 24 Гражданское общество

Начиная исследование вопросов, относящихся к сфере граждан­ского общества, следует прежде всего определить понятие общества. Дело в том, что гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество включает в себя всю общность людей, включая госу­дарство со всеми его атрибутами. А гражданское общество - это часть общества за исключением государства как организации его политиче­ской власти.

Гражданское общество - это сфера автономной активности чело­века, преследующего свои частные цели. Оно представляет собой гори­зонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти отношения основаны на равен­стве и личной инициативе.

Особое внимание при рассмотрении темы гражданского общества следует уделить раскрытию соотношения категорий гражданского об­щества и государства. Центральное место в данном'вопросе занимает проблема пределов государственного вмешательства в сферу граждан­ского общества.

Существует две основные модели соотношения гражданского об­щества и государства: в рамках либерализма и этатизма.

С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для последнего. Классический либерализм (Дж.Локк, А.Смит), отстаивавший максимальную свободу


индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимуму. «Минимальное государство» изображалось в об­разе ночного сторожа, полностью предоставляющего гражданскому об­ществу саморегулироваться.

Этатизм (происходит от французского слова etat - государство) за­нимает противоположную либерализму позицию в вопросе соотношения государства и гражданского общества: чем больше вмешательство государ­ства (в пределах разумного) в сферу гражданского общества, тем лучше для последнего. В рамках зтатйзШ различаются два варианта воздействия госу­дарства на общество - авторитарный и демократический. Согласно авто­ритарному этатизму государство задает общее направление социально-экономического развития, блокирует действие механизмов саморегулиро­вания в обществе. Демократический этатизм воплощен в теории и прак­тике «государства всеобщего благоденствия», или социального правов



2015-12-07 322 Обсуждений (0)
юридическая ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: юридическая ответственность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)