Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИЗНАКИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ



2015-12-07 1221 Обсуждений (0)
ПРИЗНАКИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ: две группы зашитных механихмов: зрелые (интеллектуализация формирование реакций и сублимация) и незрелые (персеверация и проекция). ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ: Аффекты усиливаются. Наиболее характерные переживания: тревога, страх, одиночество, изоляция, непонимание, гнев, боль, вина, желание умереть. ПЕРЦЕПЦИЯ:все видится в отвратительном, печальном свете, все цвета бледнеют, жизнь кажется серой. Иногда восприятие наоборот обостряется: вещи, которые не замечались ранее, или казались привычными, вдруг обнаруживаются или представляются необычайно яркими и по новому привлекательными. Они могут послужить ресурсом, толчком к выходу из кризиса. Обостренное восприятие может также вызывать болезненные ощущения: звуки кажутся невыносимо громкими, радость других непозволительно бурной. Это вызывает желание побыть в одиночестве, наедине с собой, дает шанс разобраться в себе. МЫШЛЕНИЕ: Часто, по мере развития кризиса возникает ощущение, что обычный здравый смысл, и обычное логическое мышление нам изменяют. Мозг тщетно пытается найти объяснение происходящему. В разгар трагических переживаний человек особенно легко уходит в мир фантазий и грез. Творческий процесс, направленный на разрешение конфликта, разворачивается как никогда активно и наряду с ослабевающей памятью и суженным восприятием, продуцируют образы и фантазии, пугающие человека. СОСТОЯНИЕ ИЗМЕНЕННОГО СОЗНАНИЯ: изменения создают впечатление пребывания в «ином мире», «я живу как во сне», «все так нереально, что кажется, вот я проснусь и все окажется сном. Нередко чувство нереальности усиливается эффектами «дежа вю» и ощущением того, что вся собственная жизнь в считанные секунды проносится перед внутренним взором (панорамная память). Иногда возникает необычное ощущение времени (трудности в определении времени суток, кажется, что время остановилось или, наоборот, куда-то девалось. Нередко возникают нарушения сна. По сути человек целиком погружен в свою проблему, мир существует для него постольку-поскольку, он слышит исключительно свой внутренний голос. Все это приводит к многомерности сознания, человек как бы живет в двух мирах, имеет одновременно два «я».

СУИЦИД

СУИЦИД — самоубийство. САМОУБИЙСТВО — осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – осознанные действия, направляемые представителями о лишении себя жизни: 1.Суицидальные действия: а) Суицидальная попытка (парасуицид) – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, но не закончившиеся смертью; б) Завершенный суицид – действия, завершенные летальным исходом. 2. Суицидальные проявления: а) Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти; б) Суицидальные замыслы –разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Самоубийство является крайней формой саморазрушающего поведения. САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ — различные формы поведения человека, целью которых не является добровольная смерть, но ведущие к социальной, психологической и физической дезадаптации, деградации личности. Разновидностями саморазрушающего поведения являются такие заболевания как алкоголизм, наркомании, токсикомании; а также неоправданный риск; асоциальное, деликвентное поведение; анозогнозическое поведение при наличии жизнеопасной соматической патологии; любые другие намеренные (или неосознанные) действия, ведущие к разрушению физического или психического здоровья. ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:предшествующие попытки суицида; семейная история суицида; кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, смерть близкого человека, безработица и финансовые проблемы, развод); семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты, дисгармоническое воспитание); эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия); психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофрения); социальное моделирование. ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: Ситуационные индикаторы суицидального риска: смерть любимого человека, особенно супруги или супруга; развод; потеря работы; уход на пенсию; вынужденная социальная изоляция, особенно от семьи или друзей; сексуальное насилие; нежелательная беременность (у подростков); «потеря лица» — у подростков (позор, унижение). Когнитивные индикаторы суицидального риска: Разрешающие установки к суицидальному поведению; негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное; «Туннельное видение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Эмоциональные индикаторы суицидального риска: амбивалентность по отношению к жизни; депрессивное настроение; безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; переживание горя. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СУИЦИДИЕНТОВ:ЭТАПЫ: 1. Установление терапевтического контакта требует, чтобы суицидиент был выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. 2. Раскрытие суицидоопасных переживаний происходит при безусловном принятии клиента, что повышает его самооценку, сниженную в результате психологического кризиса. Сочувственное выслушивание облегчает отреагирование подавленных эмоций, уменьшает аффективную напряженность. 3. Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения производится путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для клиента областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса. Задачи кризисной поддержки считаются выполненными, когда купируются аффективные расстройства, что значительно снижает актуальность суицидоопасных тенденций и позволяет перейти к когнитивной перестройке, осуществляемой на втором этапе кризисной терапии. КРИЗИСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО: 1. Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы, как правило, включает поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми клиент мог бы сформировать новые, необходимые ему высокозначимые отношения, облегчающие его микросоциальную адаптацию. 2. Выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса. 3. Коррекция неадаптивных психологических установок осуществляется прежде всего в отношении суицидогенной установки – представления о большей, чем собственная жизнь, значимости той или иной ценности. 4. Активизация терапевтической установки необходима для переключения усилий клиента с попыток разрешения кризисной ситуации не оправдавшими себя методами на повышение собственных возможностей по ее разрешению.. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ: 1. Тренинг навыков адаптации начинается после того, как клиент принял решение об изменении своей позиции в конфликте (коммуникативный тренинг с использованием проблемных дискуссий, ролевого тренинга, психодрамы, аутогенной тренировки). 2. Выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок происходит посредством постепенного переноса функций контроля с терапевта на клиента, что становится возможным благодаря развитию у клиента навыков рефлексии, повышению чувства компетентности и ответственности за свою жизнь. 3. Расширение сети социальной поддержки суицидента путем привлечения к психокоррекционной работе значимых лиц из его микросоциального окружения.

ГОРЕ И УТРАТА

УТРАТА – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого. ГОРЕ – это чувство и проявление переживания утраты. ФАЗЫ ГОРЯ: 1) Начальная фаза горя – шок и оцепенение. Скорбящий скован, напряжен. Его дыхание затруднено, неритмично, частое желание глубоко вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному неполному вдоху. Обычны утрата аппетита и сексуального влечения. Нередко возникающие мышечная слабость, малоподвижность иногда сменяются минутами суетливой активности. В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. 2) фаза поиска – отличается нереалистическим стремлением вернуть утраченного и отрицанием не столько факта смерти, сколько постоянства утраты. 5-12 дней. 3) острого горя, длящаяся до 6-7 недель с момента трагического события. Иначе ее именуют периодом отчаяния, страдания и дезорганизации и – не очень точно – периодом реактивной депрессии. 4) "остаточных толчков и реорганизации". На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. 5) "завершения". образ умершего занял свое постоянное место в продолжающемся смысловом целом моей жизни.

СТРЕСС, ТРАВМА, ПТСР

СТРЕСС – это не просто нервное напряжение, это неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. СТАДИИ: 1. Тревоги: происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности, настороженности. Если воздействие стресса продолжается или оказывается слишком сильным, то наступает вторая стадия 2. Резистентности, когда признаки тревоги полностью исчезают, а уровень сопротивляемости организма становится значительно выше обычного. Если же стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или действует хронически, наступает третья стадия 3. Истощения. К этому времени энергия исчерпана, а система психологической защиты сломлена. Вновь появляются признаки тревоги, которые ведут не к раскрытию ресурсов, а к разрушению личности. ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС – особая форма общей стрессовой реакции, когда стрессогенный фактор перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАВМЫ: 1. происшедшее событие осознается; 2. это состояние обусловлено внешними причинами; 3. пережитое разрушает привычный образ жизни; 4. происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо делать или предпринять. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НА ТРАВМУ включает в себя: 1. фаза психологического шока – содержит два основных компонента: а) угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизацию деятельности; б) отрицание происшедшего (своеобразную охранительную реакцию психики). Кратковременна. 2. Воздействие – характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач. Критическая - после нее начинается либо процесс выздоровления (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), либо происходит фиксация на травме и последующая хронификация постстрессового состояния. 3. Нормального реагирования – знаменуется принятием факта свершившегося (ничего не будет как прежде), обнаружением новых смыслов происходящего, поиском новых способов поведения. ВИДЫ ПОСТСТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ:острое (до 3х месяцев), хроническое (более 3х месяцев) и отсроченное (проявившееся через 6 и более месяцев после травмы) постстрессовые расстройства. ШОКОВАЯ РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС: Острый эмоциональный шок развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 часов. Это фаза общего психического напряжения, предельной мобилизации психофизиологических резервов, обострением восприятия, увеличение скорости мышлении, проявление безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, возникновении ложных представлении о возможности преодолеть (исправить) случившееся. Это период ажиатации и повышенной работоспособности при ухудшении самочувствия. Постепенно наступает психофизиологическая демобилизация, связанная истощением ресурсов, ухудшается самочувствие (тяжесть в голове, тошнота), нарастает чувство растерянности, возникают панические реакции. Основная работа экстренной психологической службы – снижение симптомов. ПРАВИЛА ПЕРВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ: 1. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как скоро можно ожидать успеха. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается. 3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на томже уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.6. Расскажите о вашей квалификации и опыте.7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте этот факт, чтобы убедить его в его собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.12. Супервизии. ОКАЗАНИЕ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: 1. Бред и галлюцинации. Основные признаки бреда: ложные представления и умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить. Признаки галлюцинаций: пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и пр.) Необходимые действия: Обратитесь к медработникам, вызовите бригаду скорой помощи; До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность; Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного; Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить (это только может спровоцировать агрессию). 2. Апатия. Основные признаки: безразличное отношение к окружающему, вялость, заторможенность, медленная, с длинными паузами, речь. Наваливается ощущение усталости – слова и движения даются с большим трудом. Необходимые действия: Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»; Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь); Возьмите пострадавшего за руку или положите свою ладонь ему на лоб; Дайте возможность пострадавшему поспать или просто полежать; Если нет возможности отдохнуть, больше говорите с пострадавшим, вовлекайте в любую совместную деятельность (прогуляться, помощь окружающим. 3. Ступор. Это одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений, когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому если не оказать помощь и пострадавший будет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать. Основными признаками ступора являются: резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи; отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки); «застывание» в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц. В данной ситуации: Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу; Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками; Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания; Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. 4. Двигательное возбуждение. Человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. Основными признаками двигательного возбуждения являются: резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи); часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы). В данной ситуации: Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; Изолируйте пострадавшего от окружающих; Массируйте «позитивные» точки Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает; Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям; Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим; Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением. 5. Агрессия. Агрессивное поведение — один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим. Основными признаками агрессии являются: раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напряжение; повышение кровяного давления. В данной ситуации: Сведите к минимуму количество окружающих; Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку); Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой; Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий; Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями; Агрессия может быть погашена страхом наказания (если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения; если наказание строгое и вероятность его осуществления велика); Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим. 6. Страх. К основным признакам страха относятся: напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль над собственным поведением. В этой ситуации: Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!»; Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме; Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие; Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. 7. Нервная дрожь. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язв. Основные признаки данного состояния: дрожь начинается внезапно — сразу после инцидента или спустя какое-то время; возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету); реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов); потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе. В данной ситуации: Нужно усилить дрожь; Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10—15 секунд; Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение; После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать; Нельзя (обнимать пострадавшего или прижимать его к себе; укрывать пострадавшего чем-то теплым; успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки). 8. Плач. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе. Основные признаки данного состояния: человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики, нет признаков возбуждения. Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. В данной ситуации: Не оставляйте пострадавшего одного; Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом; Применяйте приемы «активного слушания»; Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду; Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать. 9. Истерика. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов. Основные признаки: сохраняется сознание; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания. В данной ситуации: Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас; Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить; Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном; Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием; Не потакайте желаниям пострадавшего. 10. Экстремальные ситуации. 1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа). 2. Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни. 3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию. 4. Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», то, есть использовать трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты»). ТРИ ГРУППЫ СИМПТОМОВ: 1. симптом повторного переживания: повторяющиеся вновь и вновь переживания травматического события ( повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления; повторяющиеся кошмарные сны о событии; действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы; интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие; физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли). 2. симптом избегания: травматический опыт вытесняется; Человек старается избегать мыслей и воспоминаний о пережитом, стремится не попадать в те ситуации, которые могли бы напомнить, вызвать эти воспоминания, пытается делать все так, чтобы не вызвать их снова. Он упорно избегает всего, что может быть связано с травмой: мыслей или разговоров, действий, мест или людей, напоминающих о травме; Возникает депрессия, человек начинает чувствовать себя никчемным и отвергнутым, у него развивается неуверенность в себе. В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых беспросветных глубин отчаяния, человек утрачивает смысл существования, и все это сопровождается истощением и апатией. 3. симптом физиологической гиперактивации: проявляется в трудностях засыпания (бессоннице), повышенной раздражительности, трудностях концентрации внимания, вспышках гнева и взрывных реакциях, немотивированной сверхбдительности и повышенной готовности к «реакции бегства». КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИКИ: 1.непатологические невротические проявления (адаптационные состояния);2.психогенные расстройства с непсихической симптоматикой (психогенные реакции, невротические состояния);3.психогенные расстройства с психотической симптоматикой (реактивные психозы — острые и затяжные);4.патохарактерологические расстройства (неврозоподобные, невротические, посттравматические стрессовые; невротическое и психопатоподобное развитие личности и др.).ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА:Пострадавший от травмы человек часто говорит себе: «Я стараюсь забыть то, что со мной произошло», «Мне надо взять себя в руки, мне надо успокоиться, отвлечься, и тогда все забудется». По сути дела, человек как бы отделяет их от себя, помещая их, условно говоря, в «контейнер»... В результате эмоциональные состояния не развиваются, оставаясь фиксированными на травме.В метафорический «контейнер» заключены травматические переживания чрезвычайно негативные, разрушительные: гнев, вина, страх и др. Он предпринимает все возможное, чтобы избежать эмоций, связанных с травматическим событием. Если же им удается вырваться наружу, травмированный человек, как правило, теряет контроль над собой. Зная это, он вынужден прилагать титанические усилия, чтобы «контейнер» не расконсервировался и разрушительные сверхсильные эмоции не вырвались наружу. Личность, имеющая подобный «контейнер», может казаться и себе и другим вполне благополучной, так как на первый взгляд полученная рана зажила и как будто не напоминает о себе. Однако любой стимул, напоминающий травматическую ситуацию (запах, звук и т. д.), мгновенно оживляет все переживания, и человек вновь и вновь вынужден погружаться туда, где меньше всего на свете хотел бы оказаться. Тогда возникает то, что называется «неконтролируемым опорожнением контейнера» — человек ощущает, что захлестнут чувствами и для окружающих выглядит в этот момент сумасшедшим. Иногда в эти моменты он может совершать непоправимые поступки, о которых будет сожалеть в дальнейшем.Поэтому человек вынужден защищать свой «контейнер» от того, чтобы случайно не наткнуться на соответствующий стимул, — он вынужден постоянно быть внимательным, избегать всего, что может напомнить травматическую ситуацию. Всякое переживание, похожее на травму, усугубляет положение. Сохранение «контейнера» со временем требует все больше и больше сил и, в конце концов, может получиться так, что вся энергия человека начнет уходить на это, истощая его. Отсюда переутомление, бессонница, раздражительность, нарушение внимания, памяти и другое. Человек истощается в борьбе с самим собой. Хроническое эмоциональное напряжение приводит к ухудшению физического здоровья. Возникают так называемые психосоматические нарушения, расстройства. Поэтому люди, перенесшие психологическую травму, часто имеют проблемы с физическим здоровьем, причем можно установить связь между телесными проблемами и типом травмы. «Контейнеры» имеют свойство объединяться и в итоге создается одна, но многокомпонентная, большая травма.ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ПТСР:акцентуация характера; социопатическое расстройство; низкий уровень умственного развития; наличие алкогольной или наркотической зависимости; генетическая предрасположенность; возрастной фактор;социальный контекст;изоляции человека; насколько ситуация субъективно воспринималась как угрожающая;насколько объективно реальна была угроза для жизни;насколько близко к месту трагических событий находился индивид (он не обязательно сам пострадал, но мог видеть последствия катастрофы, трупы жертв);насколько в это событие были вовлечены близкие, пострадали ли они, какова была их реакция. ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ И ТЕРАПИИ ПРИ ПТСР: 1. принцип нормализации:нормальный индивид, столкнувшись с ненормальными обстоятельствами, переживает экстраординарные чувства. 2. принцип партнерства и повышения достоинства личности: вызывает отторжение окружающих, усиливая ощущение собственной неадекватности и вины, приводит к снижению самооценки. 3. принцип индивидуальности: каждый человек проходит свой собственный путь восстановления после стресса.ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС УСЛОВНО РАЗДЕЛЕН НА ТРИ СТАДИИ: 1) установление доверительного, безопасного контакта с клиентом, дающего право на «получение доступа» к тщательно охраняемому травматическому материалу;2) терапия, центрированная на травме; с исследованием травматического материала, с работой с избеганием, отрешенностью и отчужденностью;3) помощь пациенту в «отделении» от травмы и воссоединении с семьей, друзьями и обществом.МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ И ТЕРАПИИ ПТСР: 1. Образовательные. Включают в себя обсуждение книг и статей, знакомство с основными концепциями физиологии и психологии. 2. Холистического (целостного) отношения к здоровью. Здоровый образ жизни с достаточной физической активностью, правильным питанием, отказом от злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков создает основу для быстрого и эффективного восстановления после травмирующих событий.3. Методы, которые увеличивают социальную поддержку и социальную интеграцию. Семейная и групповая терапия, развитие сети самопомощи, формирование и поддержка общественных организаций необходимы для социальной реабилитации.4. Собственно терапия. Она включает в себя работу с горем, страхами, психосоматикой, травмирующими воспоминаниями и т. д. и направлена на «переработку» проблемы и совладание с симптомами.



2015-12-07 1221 Обсуждений (0)
ПРИЗНАКИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИЗНАКИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)