Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Селье употребляли этот термин



2015-12-07 1030 Обсуждений (0)
Стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Селье употребляли этот термин 0.00 из 5.00 0 оценок




Стресс – это состояние беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких, как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.

Стресс – это психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию или к агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.

В современной научной литературе термин «стресс» используется в трех значениях.

Стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс – фактор».

Стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение.

стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Селье употребляли этот термин .

Поэтому общепринятого понятия «стресса» не существует.

Стресс понимают как реакции индивидов на ситуацию, как создающее помехи состояние, являющееся внутренней реакцией на стрессоры, как категория напряжения.

В момент возникновения стрессовой ситуации в организме происходит ряд психофизиологических изменений, что может привести к расстройствам физической, психической и социальной составляющих целостности человека.

Стресс может носить различный характер:

1) дистресс - носит негативный характер (эмоционально–стрессовые состояния, характеризуется отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований и приводящие к патологическим нарушениям).

2) эустресс - носит позитивный и мобилизующий характер (положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам

Некоторые авторы считают, что стресс зачастую является причиной возникновения различных психических заболеваний.

 

 

7. Специфические реакции человека на заболевание. Типы личностного реагирования на болезнь.

Г. Селье выделил две реакции на вредные воздействия внешней среды:

1. Специфическая - определенное заболевание со специфической симптоматикой.

2. Неспецифическая (проявляется в общем адаптационном синдроме).

Специфические реакции зависят в большей степени от типа личности человека, эти реакции индивидуализированы и значительно в меньшей степени предсказуемы. Те основания и мотивации, которые есть у личности, чтобы организовать стрессор в болезнь именно данного органа, составляют предмет изучения психосоматической медицины

Реакции личности на соматическую болезнь у больных носять патологический характер и проявляться в виде психогенных невротических тревожно-депрессивных реакций. У других больных эти реакции выражаются психологически адекватными переживаниями факта болезни. Нервно-психические нарушения при соматических заболеваниях обычно складываются из психических соматогенных расстройств и из реакции личности на болезнь.

В структуре психических нарушений выраженность этих факторов различна. Например: при сосудистых заболеваниях, гипертонической болезни, атеросклерозе, эндокринных заболеваниях, решающая роль принадлежит соматогенным факторам. При других заболеваниях главная рольпринадлежит личностным реакциям, это такие болезни и следствия их как обезображивающие операции, дефекты лица, потеря зрения, слуха и др.

Среди множества причин, определяющих тип реагирования на болезнь,

*Л.Л. Рохлин считает основными три:

а) особенности личности и нервной системы больного;

б) специфику заболевания;

в) социальные факторы, действующие в момент заболевания (повышенная зависимость от отношения окружающих, вынужденная изоляция от деятельности, переживание ответственности за судьбу других членов семьи и т.д.).

*По В. В. Ковалеву влияние соматической болезни на личность складывается из двух факторов — реакции личности на болезнь и соматогенных изменений личности.

На реакцию личности на болезнь оказывает влияние:

1) характер диагноза,

2) изменение физической полноценности и внешности,

3) изменение положения в семье и обществе,

4) жизненные ограничения и лишения, связанные с болезнью,

5) необходимость лечения (амбулаторного, стационарного), операции и т.д.

*Существуют различные варианты реакции личности на болезнь , в основном определяемые особенностями личности больного человека. В качестве примера можно привести некоторые из них: астено-депрессивный, психастенический, ипохондрический, истерический и эйфорически-анозогнозический.

1) Депрессивно-астенический (астено-депрессивный). Наиболее частый, так как астенизация сопровождает большинство существующих заболеваний. Она проявляется в ослаблении побуждений к деятельности, эмоциональной невыносливости, ощущении общей разбитости, подавленности, беспредметной удрученности.

2) Психастенический. Больной полон тревоги и страхов за будущее, он уверен в ее неблагоприятном исходе, полон навязчивых страхов — фобий, вопреки реально существующему положению дел и предсказаниям врача.

3) Ипохондрический. Проявляется мрачной углубленностью в мельчайшие детали проявления своего заболевания с изучением соответствующей медицинской литературы. А также самостоятельным толкованием своих «симптомов», настойчивым обращением за помощью к врачам разных специальностей и требованием непрерывного лечения.

4) Истерический. Связан с преувеличенной оценкой своей болезни, стремлением так сказать «жить» болезнью, поставить ее в центр внимания своего и окружающих людей. Связан с требованием особой заботы, возмущением «недооценкой», «недопониманием» страданий больного со стороны медперсонала и родных. Внешнее поведение таких больных характеризуется чрезмерной эмоциональностью, театральностью и сверхтрагичностью.

5) Эйфорически-анозогнозический. Больной игнорирует имеющийся недуг, не выполняет назначений врача, грубо нарушает режим и часто наносит ущерб своему здоровью. Больные либо вообще игнорируют заболевание, либо придают значение менее тяжелым симптомам и ими же объясняют свое состояние. Лечатся от той болезни, которой сами придают значение. Реакция отрицания болезни может также наблюдаться у близких родственников больного.

Типы личностного реагирования на болезнь

Типология реагирования на заболевание создана А.Е. Личко и Н*Я. Ивановым на основе оценки влияния трех факторов.

1. Природы соматического заболевания.

2. Типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера.

3. Отношение к данному заболеванию в референтной для больного группе.

Эти типы объединены по блокам.

Первый блок - при которых социальная адаптация существенно не нарушается, включает типы отношения к болезни:

1. гармоничный, 2. эргопатический и 3. анозогнозический типы.

Во второй и третий блок включаются типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием.

Второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихической направленностью, то есть это

1. тревожный, 2. ипохондрический, 3. неврастенический, 4. меланхолический и 5. апатический тип.

Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении и реакциях по типу раздражительной слабости, а также в тревожном, подавленном, угнетенном состоянии. Характеризуется «уходом в болезнь», отказом от борьбы за здоровье, выздоровление.

Третий блок — типы реагирования с интерпсихической направленностью. Включает типы с таким сенсибилизированным отношением к болезни. Оно в большей степени зависит от преморбидных особенностей личности больных — это

1. сензитивный, 3. эгоцентрический, 4. паранойяльный и 5. дисфорический. Пациенты с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь характеризуются и дезадаптивным поведением, которое может приводить к нарушению их социального функционирования.

Отношение к болезни, обладая характеристиками, присущими психологическим отношениям, содержит в себе хар-р:

Когнитивный включает знание о болезни, ее осознание, понимание роли болезни и влияния на жизненное функционирование больного и предполагаемый прогноз.

Эмоциональный — ощущение и переживание болезни и всей ситуации, связанной с ней.

Поведенческий — это связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней, а также выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью. Принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.

 

Тринадцать типов психологического реагирования на заболевание по А.Е. Личко.

1. Гармоничный. Свойственна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, без оснований видеть все в мрачном свете. Однако, и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбу близких, своего дела.

2. Тревожный. Тревожный тип психического реагирования на заболевания базируется на появляющейся в связи с заболеванием тревоге, также изменением обыденного течения жизни. Тревога проецируется в будущее, вызвана опасениями, что болезнь может надолго и существенно изменить привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, перепроверка получаемых от врачей сведений о болезни.

3 .Ипохондрический. Он сосредоточен на субъективных болезненных и других неприятных ощущениях. Характеризуется стремлением постоянно рассказывать о них окружающим. Преувеличение действительных и выискивание не существующих болезней и страданий. Также преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, при требовании тщательного обследования, боязни вреда и болезненности процедур.

4. Меланхолический. Характеризуется удрученностью болезнью, неверием в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все окружающее. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Меланхолический, или депрессивный тип реагирования на болезнь обусловлен имеющейся у пациента негативной информацией о возможности излечения от недуга. Он встречается и у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обучения и практики. Нацеленность на худший исход приводит к пессимистической оценке будущего, неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.

5. Апатический. Характерен полным безразличием к своей судьбе, к исходу болезни и результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Часто происходит утрата интереса ко всему, что ранее волновало. Полного безразличия у пациента не отмечается, а обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии. Пропадает интерес и активность в отношении всех сторон жизни за исключением здоровья. Собственно апатический — с утратой интереса ко всему встречается крайне редко.

6. Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Раздражение, особенно при болях, при неприятных ощущениях, неудачах лечения и неблагоприятных данных обследования. Раздражение часто направленно изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Неврастенический — астенический тип реагирования является наиболее распространенным и неспецифическим ответом организма и личности на различные заболевания. Его основой является раздражительность, которая охватывает — яркий свет, громкие звуки, резкие запахи, а также отношение окружающих. Пациент становится капризным, требовательным. Он ищет ласки, участия, успокоения. Склонен к вспышкам гнева, если его ожидания в отношении поведения окружающих не оправдываются.

7. Обсессивно-фобический. Характерна тревожная мнительность касается опасений нереальных. Маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных, но малообоснованных неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревог часто становятся приметы и ритуалы. Например, расценивает шансы своего излечения в зависимости от того, в каком порядке войдут в его палату врач и медицинская сестра; от того, троллейбус какого маршрута подойдет к остановке раньше.

8. Сензитивный. Высокая озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным. Боязнь стать обузой для близких. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность.

9. Эгоцентрический. Можно сказать — «уход в болезнь». Это выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Этот тип реакции личности на болезнь иногда обозначают истерическим, поскольку основным мотивом поведения человека становится привлечение к собственной персоне внимания

10. Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья. Пациент становится наигранно весел, болтлив, суетлив. Подобное реагирование может носить защитный характер, отражать характерологические особенности.

11. Анозогнозический. Характерно активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отказ от обследования и лечения. Например, при алкоголизме, поскольку способствует уклонению от лечения.

12. Эргопатический. «Уход от болезни в работу». При тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Некоторые пациенты расценивают любой недуг как вызов своему «Я». Такие пациенты часто являются принципиальными противниками лекарств.

13.Паранойяльный. У пациента присутствует уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечению. Этот тип возникает преимущественно на базе личностных особенностей.

 

8. Понятие нейропсихологического синдрома.

Нейропсихологический симптом - (клинический признак - температура, кашель)

- нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга

Нейропсихологический синдром - (устойчивые сочетания симптомов которые проявляются вместе)

- слияние нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Нейропсихологические синдромы — устойчивые сочетания нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга. При этом нейропсихологическим симптомом будет одно из таких нарушений.

Синдром объединяет в себе связку нарушений, вызванных одним повреждением.

При локальных поражениях головного мозга нарушается не одна, а целая совокупность функций, составляющих единый нейропсихологический синдром. Это не случайное, а закономерное сочетание симптомов.

Применяется синдромный (факторный или системный) анализ этих нарушений.

Он составлен на трех положениях:

1. Тщательная квалификация характера нарушений, а не просто констотация. Является ли нарушение специфическим или неспецифическим, страдает ли звено непосредственного или отсроченного воспроизведения и т.д.

2. Заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций.

3. Синдромный анализ заключается в необходимости изучения состава не только нарушенных, но и сохранных функций. Их дифференциация - окончательный шаг к постановки топического диагноза.

Классификация синдромов построена по топическому принциу (выделения области поражения мозга)

I. Синдромы поражения корковых отделов больших полушарий и ближайшей подкорки (исследованы лучше). Они делятся на синдромы поражения:

1. Латеральной

2. Базальной

3. Медиальной коры больших полушарий.

II. Синдромы поражения Глубинных подкорковых структур. Они делятся на поражения:

1. Срединных неспецифических структур мозга, проявляющиеся в виде нарушений памяти, внимания и эмоциональных процессов;

2. Срединных структур (мозолистого тела и др.) Проявляются в виде нарушения координации движений, затруднения в назывании предметов, попавших в левое поле зрения, а также в форме дископии - дисграфии;

3. Структур, находящихся в глубине полушарий (базальных ядер и др.) спектр нарушений, которых характерен для поражения как передних, так и задних отделов мозга.

 

Категории синдрома и фактора в клинической психологии связаны с общим подходом к мозговой локализации ВПФ. В отличие от представления, когда определенный психический процесс соотносится с определенной морфологической зоной, в клинической психологии используется более системное представление: звено (компонент) в структуре психического процесса связано с функцией определенной зоны мозга (фактором).

Факторы - функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.

 

 

9. Принципы построения патопсихологического исследования.

Выбор экспериментальных приемов зависит от той задачи, которую ставит клиника (1. дифференциально – диагнотическая, 2. психокоррекционная, 3. экспертная и т.д.)

Перед проведением исследования необходимо изучение истории болезни:

1. Для установления психологического контакта.

2. Для избежания дополнительной психотравмы.

3. Для выяснения задач психодиагностического исследования.

История болезни:

1. Анамнез – история жизни пациента (со слов Больного и близких, родственников, знакомых и т.д.).

2. Психологический статус – лечащий врач описывает клинико-психикопатологическую симптоматику, а также свои предположения о ведущем синдроме психопатологическом.

3. Данные объективного исследования (невропатолог и др.).

Принцип патопсихологического исследования

1. Организация по типу функциональной пробы. Была взята из медицины. Для того что-бы посмотреть его работу (при нагрузке). Пример: проверить память: запоминание.

2. Обязательное учитывание личностного отношения Больного к ситуации исследования, реакции на собственные ошибки, на результат, замечания со сторны психолога. В целом на ситуацию успеха и неуспеха. Реакция на исследователя.

3. Обязательный качественный анализ результатов исследования:

· оценка восприятия инструкции;

· организация Деятельности на начальном этапе (быстро ли человек усваивает новые задания и т.д.);

· когда, какие и где ошибки (Пример: 10 слов на запоминание. Предъявляется всего 5 раз. Когда произошла ошибка.). Качества ошибок оцениваются. Учитываются лекарственные препараты. Критичность Больного и использование им помощи.

· реакция Больного на оценки экспериментатора. Интересуется ли сам человек результатами (эксперимента) исследования.

Количественный анализ.

4. Обязательное применение нескольких методик, направленных на исследование одной сферы, даже при однократном исследовании Больного.

5. Желательность повторных исследований.

Важный этап в патопсихологическом исследовании - беседа.

Ознакомительная: жалобы Больного, уровень критичности и т.д. Вырабатываем стратегию личностного поведения.

Сопутствующая: проводится при проведении проб.

Заключительный этап. Результаты, оценка работы, рекомендации.

По мере возможностей желательно проводить исследование в динамике.

Принципы построения ППС эксперимента.

ППС эксперимент направлен на исследование человека совершающего реальную деятельность. На качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления.

Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, следует так построить эксперимент, чтобы он отражал сохранность или нарушение этих параметров. Результаты должны дать не столько количественную, сколько качественную характеристику распада психики.

Экспериментальные данные должны быть надежны, именно анализ ошибок возникающий у больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой особый интересный и показательный материал для оценки того или иного нарушения псих. Деятельности больных. Хар-тер нарушений не является патогномоничным, т.е. специфическим, для того или иного заболевания или формы его течения, он является лишь типичным для них и должен быть оценен в комплексе с данными целостного психологического исследования.

Роль «функциональной пробы» могут играть те эксперимент. Задачи, которые актуализируют умственные операции, которыми пользуется человек в жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие деятельность. Эксперимент должен актуализировать не только умственные операции, но и его личностное отношение.

ППС эксперимент – взаимная деятельность, общение экспериментатора и испытуемого. => его построение не может быть жестким.

Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности. Это особенно важно при решении вопросов восстановления нарушенных функций. Построение экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решений больного, дать возможность экспериментатору вмешаться в стратегию э. чтобы обнаружить как больной воспринимает помощь, может ли ей воспользоваться.

Беседа психолога с больным.

Состоит из 2-х частей:

1. Беседа, до экспериментальной работы и после эксперимента. Когда экспериментатор не проводит никаких экспериментов.

2. Беседа во время эксперимента. Эксперимент всегда предполагает общение с больным, оно может быть: вербальным и невербальным (мимика экспериментатора).

Беседа всегда зависит от поставленной задачи. Соответственно задаче проводится эксперимент.

Наблюдение. Экспериментальное ППС включает и наблюдение за больным, его поведением, мимикой. Наблюдение при этом не должно носить навязчивый характер. Оно является не отдельным а дополняющим экспериментальным приемом, включено в структуру самого эксперимента.

Интерпретация полученных данных. В ее основе лежит та или иная теоретическая концепция. Интерпретация проводится на основании системного анализа.При решении практических задач клиники таких, как трудовая или судебная экспертиза, и др. исследования психолога должно носить индивидуальный характер. Психологическое исследование обнаруживает реальный пласт жизни больного. Поэтому программа исследования не может быть принципиально единообразной, она зависит от клинической задачи (научной или практической).

10. Психологическое заключение в клинической психологии. Его форма и содержание.

Подобно тому, как не может быть стандартного построения исследования, стереотипного набора методик,

не может быть и стандарта в составлении заключений.

 

Каждое заключение составляется психологом с учетом поставленного клиникой перед психологом вопроса.

 

1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.

3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.

4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:

- состояние респондента;

- характер контакта испытуемого с психологом;

- нестандартные условия тестирования; др.

 

Могут быть даны некоторые рекомендации относительно общей схемы подобных заключений, содержание же их не поддается строгой унификации.

 

1. В начале заключения кратко описываются жалобы больного, но не вообще жалобы на здоровье в целом, а лишь жалобы на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания.

2. Следующую часть заключения составляет описание того, как работал больной в ситуации психологического исследования: понимал ли смысл исследования, старательно или неохотно выполнял задания, проявлял ли интерес к успеху своей работы, мог ли критически оценить качество своих достижений. Все эти данные могут быть описаны как подробно, так и кратко; в любом случае они составляют важную часть заключения, позволяют судить о личности больного. Эту часть заключения можно дополнить результатами исследования с помощью проектных методов или материалами специально организованной направленной беседы с больным.

3. Следующая часть заключения должна содержать сведения о характере познавательной деятельности больного.

Желательно при этом начинать подробную характеристику с описания центрального нарушения, которое выявлено у больного в ходе исследования.

 

Требуется показать также, в комплексе, каких нарушений выступает это ведущее нарушение, т.е. следует вести описание не по методикам исследования и не по психическим процессам, а необходимо описать психологический синдром нарушений психической деятельности.

В этой же части заключения описываются сохранные стороны психической деятельности больного. Последнее необходимо для решения вопросов трудоустройства больного, а также рекомендаций родственникам в отношении больного.

При характеристике познавательной деятельности больного может возникнуть необходимость в иллюстрации отдельных положений выписками из протоколов исследования.

Такие примеры приводить нужно, но только в краткой формулировке; следует приводить лишь наиболее яркие выписки из протокола, не вызывающие сомнений в квалификации нарушения.

 

В конце заключения дается резюме, отражающее наиболее важные данные, полученные при исследовании.

 

Эти данные должны выражать структуру основного психологического синдрома, выявившегося при исследовании. Резюме может содержать данные о диагнозе заболевания, но опосредованно, через описание структуры нарушений, выявленных в эксперименте.

 

11. Нарушения восприятия. Агнозии.

Зрительные агнозии - расстройства зрительного гнозиса, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).

 

Выделяют шесть основных форм нарушений зрительного гнозиса, а именно:

1) предметная агнозия, когда больной, правильно оценивая отдельные элементы изображения, не может понять смысл изображения объекта;

2) лицевая агнозия, когда больной не различает человеческие лица

3) оптико-пространственная агнозия, при которой больной плохо ориентируется в пространственных признаках изображения;

4) буквенная агнозия, когда больной, правильно копируя буквы, не может их читать;

5) цветовая агнозия, когда больной различает цвета, но не может сказать, какие предметы окрашены в данный цвет;

6) симультанная агнозия, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, вследствие резкого сужения возможности видеть целое.

 

Форма нарушения зрительного гнозиса связана как со стороной поражения мозга, так и с локализацией поражения внутри "широкой зрительной сферы" конвекситальной коры затылочных и теменных отделов мозга.

 

Слуховая агнозия - гностическое слуховое расстройство, при котором больной не способен определить значение различных бытовых, предметных и природных звуков и шумов (обширное поражение правой височной области);

дефекты слуховой памяти - нарушение способности запоминания звуков (пораж. левой височной обл.);

аритмия - гностическое слуховое расстройство, при котором больные не могут правильно оценить и воспроизвести ритмические структуры, предъявляемые им на слух (при лево- и правостороннем поражении);

амузия - нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, оценивает ее как болезненное и неприятное переживание (при поражении правой височной области);

нарушение интонационной стороны речи (просодии) - отсутствие способности различать интонацию в речи других, отсутствие таковой в собственной речи (поражения правой височной области).

Тактильная агнозия - нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, то есть при сохранении сенсорной основы тактильного восприятия.

Астереогноз - нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта. Известны две формы астереогноза:

1-я форма - больной воспринимает отдельные признаки предмета, но не может их синтезировать в единое целое;

2-я форма - нарушено опознание и этих признаков.

"Пальцевая агнозия" - нарушение возможности называния пальцев руки - контралатеральной очагу поражения, способность узнавать пальцы с закрытыми глазами - (синдром Герштмана).

У больных с поражениями нижнетеменных отделов коры больших полушарий опознание цифр, букв, написанных на коже, нарушается.

Этот феномен получил название "тактильная алексия».

Некоторые авторы выделяют, как специальную форму "тактильную асимболию" - специфическую форму тактильно-амнестической афазии.

При этом наблюдается невозможность больного назвать ощупываемый с закрытыми глазами объект при сохранности правильного описания объекта и его назначения.

Соматоагнозия (нарушение «схемы тела») - нарушение способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу.

Обычно больной плохо ориентируется в одной левой половине тела - гемисоматоагнозия (сопровождает поражение правой теменной области мозга). При этом часто возникают ложные соматические образы - соматопарагнозия - в виде ощущений "чужой" руки, уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей и т.п.

В целом и предметная тактильная агнозия (астереогноз), пальцевая агнозия и соматоагнозия более глубоко выражены при поражении правого полушария мозга.

Тактильная алексия чаще связана с левосторонним поражением теменной коры.

Особую группу симптомов составляют симптомы поражения задних отделов теменной коры, примыкающей к затылочным и задневисочным областям мозга.

Эти отделы принимают непосредственное участие в анализе и синтезе пространственных признаков среды, их поражение ведет к различным формам

 

оптико-пространственных нарушений - оптико-пространственной агнозии, апрактоагнозии или к нарушениям сложных символических пространственных функций (счета, ориентации в карте, рисунках и т.д.), которые входят в синдром поражения зоны ТРО, о чем речь будет ниже.

 

12. Нарушения двигательной сферы. Апраксии.

Поражение коркового уровня двигательных функциональных систем вызывает особый тип нарушений двигательных функций – апраксии.

 

Апраксии – это нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами. Не сопровождаются элементарными двигательными расстройствами.

 

Классификация апраксий по А.Р. Лурия (1962).

 

1 форма.Кинестетическая апраксия — форма апраксии, при которой движения больных становятся плохо управляемыми (симптом: «рука—лопата»). Нарушаются движения при письме, апраксия позы (больные не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие - закуривание, наливание чая в стакан). Возникает при поражениях нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий (задних отделов коркового ядра двигательного анализатора: полей 1,2, частично 40 преимущественно левого).

2 форма.Пространственная апраксия (апрактоагнозия) - форма апраксии, в основе которой лежит расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений ("верх-низ", "правое - левое"), апраксия позы; трудности выполнения пространственно—ориентированных движений (больные не могут одеться, застелить постель). Возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и 39-го полей, особенно при поражении левого полушария или при двусторонних очагах.

3 форма.Кинетическая апраксия - форма апраксии, проявляющаяся в нарушении последовательности, временной организации двигательных актов. Связана с поражениями нижних отделов премоторной области коры больших полушарий (6, 8-го полей передних отделов коркового ядра двигательного анализатора). Проявляется в форме распада "кинетических мелодий» - нарушения последовательности, временной организации двигательных актов. Для этой формы апраксии характерны двигательные персеверации, то есть бесконечное продолжение раз начавшегося движения.

4 форма.Регуляторная апраксия - форма апраксии, проявляющаяся в виде нарушений программирования движений, отключении сознательного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и стереотипами. Возникает при поражениях конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов; протекает на фоне сохранности тонуса и мышечной силы. Д



2015-12-07 1030 Обсуждений (0)
Стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Селье употребляли этот термин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Селье употребляли этот термин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1030)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)