До Октябрьской революции КП уделялось мало внимания
Уже в 1918 г. организовали специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Медико-педологическим институтом. Появилась новая профессия – клинический психолог (1918 г.). В 30-х и 40-х годах вышел в свет ряд ценных работ по · экспериментально -психологическому исследованию речи, мышления (Выготский Л.С., Лебединский М.С. и др. · эмоционально-волевой сферы (Лурия А.Р.), · по влиянию на работоспособность отношения нервно-психических больных к труду (Мясищев В.Н.). Московские учёные (Б.В.Зейгарник, К.К.Платонов, К.М.Гуревич, С.Я.Рубинштейн и др.) сосредоточили основные усилия на проведении фундаментальных исследований в области психодиагностики. Ими созданы: · отечественные варианты зарубежных психодиагностических методик ММР, · методика диагностики межличностных отношений Т. Лири и др.), · выполнен целый ряд работ по изучению пато- и нейропсихологических аспектов различных психических и неврологических заболеваний.
Ведущим направлением деятельности Ленинградской школы клинической психологии (М.М.Кабанов, А.Е.Личко, Б.Д.Карвасарский и др.) является: · разработка теоретических основ и практических моделей осуществления реабилитационного процесса в различных областях медицины.
Спектр конкретных научных исследований ленинградских учёных чрезвычайно велик и включает как: · проблемы психодиагностики (создание отечественных адаптаций методик диагностики интеллекта у взрослых Д.Векслера, · диагностики межличностных отношений у детей Р.Жиля и др.; · создание целого ряда оригинальных психодиагностических методик – патохарактерологического психодиагностического опросника для подростков (ПДО), · методики для диагностики типов отношения к болезни при соматических и пограничных нервно-психических заболеваниях – ЛОБИ и др., · проблемы организации медико-психологической службы и психосоциального обеспечения лечебно-реабилитационного процесса.
Представители киевской школы (В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук) занимаются вопросами теории и практики патопсихологической диагностики, рассматриваемой с общепатологических динамических позиций.
Деятельность клинических психологов вышла за пределы клинической медицины, охватывает людей, нуждающихся в психологической помощи (от психологии в медицине к психологии психических проблем личности, группы). Большое значение имеет повышение роли психопрофилактики.
Знания и методы клинической психологии используют в неспецифической (первичной) 'профилактике, направленной на внесение "культуры здоровья" в сознание людей, на широкую пропаганду психологически обоснованных способов борьбы с вредными для здоровья навыками и привычками.
23. Методы клинической психологии. Методы исследования в клинической психологии. В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения.
Выделяют следующие методы:
· Наблюдение (сбор психологического анамнеза (катамнеза)). · Беседа (сбор психологического анамнеза (катамнеза)) · Психофизиологические методы (например, ЭЭГ) · Биографический метод · Изучение продуктов творчества · Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства) · Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и не стандартизирован-ные методики). позволяет исследовать различные звенья психических процессов и состояний.
Различные авторы в настоящее время выделяют методики · качественные (направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности пациентов) · и психометрические (используемые для измерения тех или иных функций), · вербальные (использующие преимущественно словесный стимульный материал) · и невербальные (стимульный материал которых представлен в виде рисунков, схем, различно раскрашенных кубиков и т.п.), · направленные на исследование той или иной психической функции (внимания, памяти и т.п.).
Наиболее известными из методик типа функциональных проб являются методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, образования простых/сложных аналогий, выделения существенных признаков и т.д. Другим общепризнанным направлением в практической психодиагностике является тестовая диагностика, основателем которой считается американский психолог ДжМ. Кэтгэлл (1890). По определению Л.Ф. Бурлачука (1989), под тестом в психологической диагностике понимается стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Каждая психодиагностическая методика имеет 2 характеристики: 1. Валидность — это понятие, указывающее на то, что методика измеряет и насколько хорошо она это делает (А. Анастази, 1982). Выделяют несколько разновидностей валидности, например: содержательную, характеризующую степень соответствия содержания заданий методики исследуемой области психических свойств; прогностическую, характеризующую степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после определения; текущую, отражающую способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака и т.д. 2. Надежность отражает точность психодиагностического измерения и устойчивость результатов методики к действию посторонних случайных факторов.
24. Виды психологических воздействий в практике клинических психологов (психологическая реабилитация, психологическая коррекция, психотерапия). Виды и функции психологического воздействия в практике клинических психологов. «Нож, трава и слово» Психологическое воздействие - целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние одного человека на другого с определенными намерениями и целями. 1) как: психологическое воздействие осуществляется с помощью психологических средств - поведение, слово и т.п. 2) на что оказывает влияние: мотивацию, система отношений, эмоциональная сфера, самооценка и самосознание. 3) к чему приводит: изменение поведения человека в целом, саморегуляции, телесных функций, состояния здоровья. 4) каковы цели воздействия: профилактические; лечебные, восстановительно-адаптационные. 5) кто воздействует: психотерапевт или человек, ведущий психологическую коррекцию.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |