Понятие «конкурентоспособности товаров» в современных условиях
Понятие и цель «конкуренции» в современных условиях. Отдельные аспекты конкуренции и конкурентоспособности, которые рассматриваются Законодательством РФ. Таким образом, под конкуренциейследует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя. Важными в этом определении являются следующие аспекты: 1) рыночная конкуренция есть непосредственное взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар; 2) конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом; 3) рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Конкуренция является движущей силой развития общества.[6] Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке. По степени интенсивности конкуренция может быть: – привлекательная, в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте; – умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка; – ожесточенная, когда один субъект конкуренции поглощает, уничтожает либо вытесняет другого из данного сегмента. По формам удовлетворения потребностей различается конкуренция: – функциональная – обусловлена тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами; – видовая – является следствием того, что существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга по каким-то существенным параметрам и, соответственно, имеющие разные виды; – предметная – заключается в том, что организации выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления, а иногда, и одинаковые по качеству.
Характеристика совершенной, несовершенной и монополистической конкуренции. Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка Совершенная конкуренция- конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке. Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка. Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика). Понятие «конкурентоспособности товаров» в современных условиях. Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными показателями первого уровня – качеством товара, его ценой, затратами на эксплуатацию товара за его жизненный цикл, качеством сервиса товара. Значения перечисленных четырех интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара. Внешние факторы конкурентного преимущества товара включают: – уровень конкурентоспособности страны; – уровень конкурентоспособности отрасли; – уровень конкурентоспособности региона; – уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар; – силу конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов; – силу конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов и комплектующих компонентов; – силу конкуренции среди товаров-заменителей; – появление новых потребителей; – уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров; – активность контактных аудиторий. Внутренние факторы конкурентоспособности товара: – патентоспособность (новизна) структуры или состава товара; – рациональность организационной и производственной структур системы; – конкурентоспособность персонала системы; – прогрессивность информационных технологий; – прогрессивность технологических процессов и оборудования; – научный уровень системы управления; – обоснованность миссии системы. Конкурентоспособность продукции зависит также и от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы. Технико-экономические факторывключают качество, продажную цену, затраты на эксплуатацию и зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции. Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке и включают конъюнктуру рынка, предоставляемый сервис, имидж фирмы (популярность торговой марки и репутация фирмы). Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке, а также, патентно-правовые требования.
4.Конкурентоспособность товаров как фактор национальной безопасности страны. Конкурентоспособность — это фактор национальной безопасности и прежде всего экономической, социальной, демографической и экологической безопасности. В условиях открытой экономики высокая конкурентоспособность производимой отечественной продукции позволяет поставлять ее на мировые рынки в таком объеме, который обеспечивает поступление иностранной валюты в размерах, достаточных для оплаты растущего импорта. Большая широта ассортимента экспортируемой продукции — одно из условий экономической независимости. Дело в том, что большую опасность для страны представляет ситуация, когда на два-три вида товара приходится более половины экспорта. Достаточно указать на огромную зависимость экономики России от колебаний цен на нефть. Конкурентоспособность производства должна содействовать не только экспорту, но и успешному соперничеству с иностранными поставщиками на внутреннем рынке. Вытеснение с рынка отечественного товаропроизводителя оборачивается потерей рабочих мест в России. Например, каждые непроданные 10 тыс. т птичьего мяса (по данным известного предпринимателя С. Ф. Лисовского) означает ликвидацию 1000 рабочих мест в стране. Россия в 2005 г. ввезла 1 млн т курятины, а значит подарила 100 тыс. рабочих мест странам-импортерам: США, Аргентине, Бразилии. Поскольку среднестатистический гражданин страны ежемесячно тратит примерно 53% зарплаты на продукты питания, то конкурентоспособность отечественных продовольственных товаров определяет степень продовольственной зависимости от стран-поставщиков, которая может стать рычагом политического давления. Ведущие экономисты мира считают, что страна утрачивает продовольственную безопасность, если объем импорта продовольствия превышает рубеж 20%. В России доля импорта продовольствия приближается к 50%. В крупных городах она еще выше. От качества и цены отечественной продукции зависит способность России противостоять агрессивному импорту дешевого и некачественного продовольствия. Степень утраты продовольственной безопасности характеризуется не только количественными показателями, но и качеством продукции. Ни для кого не секрет, что страны, имеющие избытки продукции, пытаются избавиться от низкокачественных товаров, потому что на своем внутреннем рынке они не имеют спроса. А наши предприниматели в погоне за прибылью не гнушаются ничем.
5. Объекты и субъекты оценки конкурентоспособности и их характеристика Объекты оценки. Исходным моментом, по Ф. Котлеру , могут быть желания-конкуренты, объектом которых являются товары разного рода, удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателя. Например, потребитель, желающий пользоваться очищенной водой, должен принять решение либо о покупке и использовании бытового фильтра, либо о систематической покупке бутилированной воды. Могут возникать ситуации, когда потребитель, желающий истратить определенную сумму денег, поэтапно детально анализирует объекты покупки. На каждом этапе он сопоставляет конкурентные преимущества и последовательно принимает решения в отношении сравниваемых объектов. Марки-конкуренты являются главным объектом сравнительного анализа показателей качества товаров-аналогов, проводимого изготовителями и экспертами. Именно между марками-конкурентами происходит наиболее жесткое соперничество. Марки-конкуренты также являются объектами оценки в торговле по таким показателям конкурентоспособности, как объем продаж, уровень реализации. Конкурентоспособность марок-конкурентов оценивается потребителем в процессе окончательного принятия решения. Что касается укрупненных объектов оценки, то они выбираются не только потребителем на начальных этапах принятия решения о покупке (поставщиками), но и в следующих основных случаях: • при формировании стратегических планов повышения конкурентоспособности (допустим, изготовитель фотоаппаратуры решает, когда свернуть производство пленочных аппаратов и перейти на выпуск цифровых); • анализе рынка товаров (в разрезе их групп, видов, подвидов с целью определения показателя «доля товара на рынке»); • оценке уровня рентабельности, уровня реализации отдельных групп (видов, подвидов) товаров как показателей конкурентоспособности в условиях торговли. Субъекты оценки. В оценке конкурентоспособности участвуют следующие категории субъектов: · потребители, · поставщики, · эксперты, · специализированные организации, а также · рекламные, страховые и финансовые организации. Наиболее «массовым» субъектом оценки является потребитель. Посещая магазины и принимая решение о покупке товара, он подтверждает его конкурентоспособность практически каждый день. Потребители, исходя из личностных характеристик (прежде всего компетентности) и статуса пользователя (физическое лицо, юридическое лицо), могут быть разделены: • на неосведомленных и малоосведомленных, когда они не имеют представления о товаре вообще или оно поверхностное. • осведомленных, когда они имеют представление об ассортименте и свойствах товара, являясь регулярными пользователями. У них есть свое суждение о конкурентных преимуществах товара. • понимающих, когда они способны оценить конкурентные преимущества благодаря длительному опыту применения товара, образовательной подготовке, знаниям, полученным из публикаций в средствах массовой информации (СМИ). • квалифицированных, когда они способны оценить конкурентоспособность благодаря большому опыту использования товара в профессиональной деятельности (музыканты, программисты, фоторепортеры и др.), умению ремонтировать товары
6.Понятие жизненного цикла товаров. Основные стадии жизненного цикла товаров и их характеристика. Организации и предприятия все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. Однако новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Жизненный цикл товара (Life cycle product) – это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1768)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |