Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование фитоценозов



2015-12-07 1234 Обсуждений (0)
Влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование фитоценозов 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Н.А. Лемеза

ГЕОБОТАНИКА

Тесты

Учебное пособие для студентов

Биологических специальностей ВУЗов

Минск

УДК 581.9 (072)

ББК 28. 58р. я 73

Л 44

 

Рецензент:

доктор биологических наук, зав. отделом геоботаники и картографирования растительности ГНУ «Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси» И.М. Степанович

 

Лемеза Н.А.

Л.44 Геоботаника: Тесты. Учебное пособие для студентов биологических специальностей ВУЗов./ Н.А. Лемеза.– Мн.: ООО «Юнипресс», 2004. – 128 с.

 

Пособие представляет собой сборник тестовых вопросов (около 400 тестов) по курсу геоботаники и ответов на них. Оно позволяет студентам в полной мере проверить, углубить и проанализировать свои знания по геоботанике и ряду смежных биологических дисциплин (морфологии, анатомии, экологии, физиологии и биохимии, систематике растений), а также носит обучающий характер, концентрируя внимание читателей на наиболее значимых вопросах, понятиях и терминах современной науки о растительности.

Пособие будет полезным для репетиторов, учителей средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей и абитуриентов высших учебных заведений биологического и сельскохозяйственного профиля.

 

УДК 581.9 (072)

ББК 28. 58р. я 73

© Лемеза Н.А., 2004

ISBN 985-474-412-2 ©Оформление ООО «Юнипресс», 2004

От автора

Данное пособие написано в соответствии с программой по геоботанике, предназначенной для студентов биологического факультета Белгосуниверситета.

Основная задача учебного пособия – помочь студентам дневного и заочного отделений усвоить необходимые знания по экологической ботанике (геоботанике) в таком объеме и на таком уровне, чтобы не только растительный покров в целом, но и любой биогеоценоз рассматривался ими как биологическая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями их строения и функционирования, с общностью природы различных биологическиз систем на организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях их организации. Такой методологический подход в изучении геоботаники будет способствовать выработке у студентов умения анализировать и обобщать явления и факты, устанавливать причинно-следственные связи в строении, составе и динамике растительных сообществ (фитоценозов) и биогеоценозов в целом, функционировании растений и других живых организмов различных экосистем в их взаимоотношениях друг с другом и с условиями окружающей среды. Это особенно важно, поскольку «все основные взаимодействия растений осуществляются через среду. Следовательно, изучение растительности, если имеется ввиду не только констатация ее состава, строения, разнообразия, но и выявление процессов, происходящих в ней, причин, приводящих к формированию тех или иных растительных сообществ и их изменению, без анализа прямых и обратных связей между растительностью и средой» (Ипатов, Кирикова, 1999).

Материал геоботаники самым тесным образом интегрируется со знаниями других биологических дисциплин (морфологии, анатомии и экологии растений, систематике, фитоценологии, географии растений и т.д.), что способствует более глубокому и прочному, а главное осмысленному усвоению предмета. Другими словами, представленный в пособии материал позволяет не только в полной мере проверить и проанализировать свои знания по геоботанике и ряду смежных ботанических дисциплин, но и носит обучающий характер, концентрируя внимание читателей на наиболее значимых, ключевых вопросах, понятиях и терминах современной геоботаники.

В тестовых заданиях чаще всего один правильный вариант ответа, но нередко могут быть верными и два ответа, поэтому необходимо внимательно прочесть условие тестового задания, прежде чем ответить на него.

При всей общей цельности данного пособия отдельно взятые разделы в нем в определенной мере независимы друг от друга, так что их можно изучать при самоподготовке практически в любой последовательности. Но при этом не следует забывать, что любое явление или теорию читателю легче понять, если ему уже хорошо известен и осмыслен предыдущий материал.

Автор будет признателен студентам и специалистам за их конструктивные замечания и пожелания, направленные на улучшение пособия.

 

ВВЕДЕНИЕ

(основные понятия геоботаники)

 

1. Геоботаника – это наука о:

а) растительном покрове Земли как совокупности растительных сообществ (фитоценозов);

б) организации фитоценозов (их составе, строении, особенностях биогеоценотической среды, механизмах авторегуляции и развития, а также продуктивности, использовании и преобразовании), их смене во времени и закономерностях распределения в пространстве;

в) закономерностях отношения растений к условиям среды в пространстве и во времени на уровнях от индивидуума и популяции до растительности крупных фитохорий;

г) а + б + в;

д) все ответы верны

2. Основными задачами геоботаники как науки являются:

а) изучение природных и искусственных фитоценозов (фитоценотического и флористического состава растительного покрова, особенностей строения фитоценозов).

б) познание зависимости организации растительного покрова и слагающих его фитоценозов от абиотических и биотических факторов среды обитания;

в) установление закономерностей формирования, изменчивости и смен фитоценозов во времени и пространстве;

г) выделение синтаксономических единиц различного ранга и систематизация (классификация) типов фитоценозов;

д) хозяйственная характеристика типов растительности и установление путей их улучшения, рационального использования и охраны;

е) а + в + г

ж) все ответы верны

3. В геоботанике выделяют следующие основные разделы:

а) фитоценологию – науку о фитоценозах, их организации, смене во времени и закономерностях распределения в пространстве, их классификации и взаимоотношениях растений сообщества между собой и другими компонентами окружающей среды;

б) фитоценохорологию (ботаническую географию), изучающую закономерности распространения растительного мира на Земле, а также распределения в пространстве разных таксономических единиц растительности;

в) экологию растений – науку о взаимоотношениях растений с абиотическими и биотическими факторами среды их обитания;

г) историческую геоботанику, которая изучает изменение растительности в геологических масштабах времени в связи с изменением климата и поверхности Земли и в течение столетий – под воздействием человека;

д) а + б;

е) а + б + в;

ж) все ответы верны

4. Геоботаника исследует закономерности отношения растений к условиям среды в пространстве и во времени на таких уровнях, как:

а) молекулярный;

б) клеточный;

в) организменный;

г) популяционно-видовой;

д) фитоценотический;

е) инфраценотический;

ж) в + г + д + е;

з) г + д +е;

и) все ответы верны.

5. Для геоботанических исследований на различных уровнях используются методы:

а) морфологии и анатомии растений;

б) физиологии, биохимии и генетики растений;

в) фитоценологии и географии растений;

г) систематики растений;

д) популяционной биологии;

е) все ответы верны.

6. Основными методами геоботанических исследований являются:

а) полевые (детально-маршрутные) и стационарные;

б) экспериментальные (опыты и наблюдения в лабораториях, где имеется возможность не только варьировать, но и строго контролировать влияние на живые организмы и их сообщества любых факторов по заданной специалистом программе);

в) моделирование биологических явлений, т.е. воспроизведение в искусственных экосистемах различных процессов, происходящих в живой природе;

г) математическое моделирование;

д) а + б;

е) все ответы верны.

7. Наибольший вклад в развитие геоботаники как науки внесли такие известные российские и белорусские ученые, как:

а) Г.И. Панфильев, А.Н. Краснов, Г.Н. Высоцкий;

б) В.В. Алехин, В.Н. Сукачев, А.П. Шенников, А.И. Толмачев,

Л.Г. Раменский;

в) Б.М. Миркин, Т.А. Работнов, В.С. Ипатов;

г) И.Д. Юркевич, В.С. Гельтман, Д.С. Голод., Л.М. Сапегин ,

В.И. Парфенов;

д) все ответы верны

8. Геоботаника своим развитием обязана таким известным зарубежным ученым, как:

а) Ф.Клементс, А. Тенсли, Р. Уиттекер, Дю Ри, К. Шретер;

б) Дж. Кертес, Р. Макентош, П. Грейг-Смит, Е. Варминг;

в) Ж. Браун-Бланж, А.К. Каяндер, Х. Раункиер;

г) а + б + в.

9. Геоботаника тесно связана с такими науками, как:

а) почвоведение, геоморфология и климатология;

б) экология растений и животных,

в) физиология и систематика растений;

г) генетика популяций;

д) морфология и анатомия растений;

е) все ответы верны.

10. Термин «геоботаника» впервые был предложен в 1866 году:

а) А. Гризебахом;

б) И.К. Пачоским;

в) Ф. Рупрехтом;

г) Р.М. Харпером.

11. В своем развитии геоботаника прошла три основных этапа:

а) предыстория (до 1910 г.)

б) история (1910 – 1960 гг.)

в)заключительный этап;

г) современный этап;

д) а + б + в;

е) а + б + г.

12. Третий этап развития геоботаники, открытый работами американских исследователей Дж. Кертиса и Р. Уиттекера, характеризуется широким распространением парадигмы:

а) дискретности;

б) автономности;

в) континуума;

г) гомеостаза.

13. Основными тенденциями развития геоботаники являются:

а) объединение усилий ученых различных геоботанических школ и стран для решения важнейших научных и практических задач;

б) выработка единых принципов и методов исследования;

в) сужение объема фитоценологии в силу бурного развития экологии (биогеоценологии);

г) все ответы верны

14. Развитие современной геоботаники идет в нескольких направлениях:

а) структурном (структура растительных сообществ или фитоценозов);

б) географо-картографическом (геоботаническое картографирование);

в) классификационном (классификация растительности);

г) динамическом (изменение растительного покрова);

д) экологическом;

е) продукционно-энергетическом (биологическая продуктивность)

ж) все ответы верны.

15. Любое сочетание автотрофных макроскопических растений, пространственная однородность которого такова, что внутри него нельзя провести никакой существенной границы, подразделяющей его на группировки такого же ранга, называется:

а) парцеллой;

б) микрофитоценозом;

в) растительной группировкой;

г) ценоячейкой.

16. Элементарной единицей растительности является:

а) фитоценоз;

б) растительная группировка;

в) ценоквант;

г) ассоциация;

д) микрофитоценоз.

17. Фитоценоз, или растительное сообщество, это:

а) совокупность растений и других эукариотных организмов, существующих на однородном участке территории;

б) совокупность популяций растений, связанных условиями среды и тесными взаимоотношениями друг с другом в пределах более или менее однородного участка территории;

в) конкретный участок растительности, однородный по видовому составу, ярусному строению, сложению и характеру взаимоотношений со средой;

г) растительная часть биогеоценоза (экосистемы) с определенным видовым составом и структурой, четко ограниченной административными границами;

д) всякая совокупность растений на данном участке территории, находящуюся в состоянии взаимозависимости и характеризующаяся как определенным составом и строением, так и определенным взаимоотношением со средой;

е) б + в + д;

ж) а + в + г;

18. Фитоценозы – часть более сложных природных систем – биоценозов и биогеоценозов (экосистем). Биоценозом называется:

а) совокупность растений и животных, населяющих определенный биотоп;

б) однородный участок земной поверхности с определенным видовым составом живых организмов и определенными условиями среды обитания, которые объединены обменом веществ и энергии в единый природный комплекс;

в) исторически сложившаяся устойчивая совокупность популяций растений, грибов, протистов и бактерий, приспособленных к совместному обитанию на однородном участке территории или акватории.

19. Понятие «экосистема» в отличие от понятия «биогеоценоз»:

а) отличается определенностью объема, т.е. ее границы обусловлены характером растительного покрова (определенным фитоценозом);

б) не имеет ранга и размерности, поэтому оно применимо как к простым и искусственным, так и к сложным естественным комплексам организмов и их средой обитания;

в) эти понятия тождественны.

20. Конституционная структура любой экосистемы определяется прежде всего составом этой системы. Состав растительных сообществ, или фитоценозов, характеризуется рядом признаков; основные из них следующие:

а) флористический состав и количественные соотношения между видами;

б) экобиоморфный состав сообщества (спектр жизненных форм);

в) общая численность , состав и структура ценопопуляций видов;

г) ценотипы и их соотношения (различия в ценотической значимости видов);

д) а + б + г;

е) все ответы верны.

21. Для фитоценоза как системы характерны следующие важнейшие свойства:

а) непрерывность, или континуум;

б) динамичность;

в) обмен веществ и энергии с внешней средой;

г) эмергентность и стохастичность;

д) относительная устойчивость (гомеостаз) к неблагоприятным условиям среды;

е) а + б + г;

ж) б + г;

з) все ответы верны.

22. Значение фитоценоза, как центрального компонента биогеоценоза, определяется тем, что он:

а) образует границы биогеоценоза;

б) служит экотопом для всех гетеротрофных организмов;

в) является главным аккумулятором вещества и энергии, о чем свидетельствует то, что фитомасса составляет 95-98 % всей биомассы нашей планеты;

г) а + б;

д) а + б + в.

23. Фитоценозы подразделяются на :

а) устойчивые (климаксовые);

б) неустойчивые (серийные);

в) естественные и антропогенные;

г) а + в;

д) а + б + в.

24.Для биогеоценоза (экосистемы) характерна …………… структура:

а) видовая;

б) пространственная;

в) экологическая;

г) трофическая;

д) б + в + г;

е) все ответы верны.

25. Высокое видовое разнообразие биогеоценоза:

а) является гарантом сложности пространственной структуры ценоза;

б) обеспечивает более полное использование ресурсов среды;

в) обеспечивает высокую стабильность (устойчивость) экосистемы;

г) а + б;

д) а + б + в.

26. Доминантные виды, которые играют главную роль в определении состава, структуры и свойств экосистемы путем создания среды для всего сообщества, называются:

а) антропохорами;

б) апофитами;

в) ассектаторами;

г) эдификаторами.

27. В Беларуси основными эдификаторами наземных экосистем являются такие растения, как:

а) ель, дуб, граб;

б) ольха, осина, клен;

в) кислица, майник двулистный;

г) многие виды осок и сфагновых мхов.

28. Эдификаторы (например, ель обыкновенная) в процессе своей жизнедеятельности настолько изменяют условия среды, что данный биотоп становится непригодным для существования многих видов живых организмов. Эти изменения проявляются в:

а) ослаблении освещенности под пологом леса и обеднении фотосинтетически активной радиации (ФАР);

б) подкислении почвы дождевыми водами, стекающими с крон ели;

в) обеднении почвы минеральными элементами;

г) образовании под пологом елового леса мощной подстилки с очень низким содержанием необходимого для всех растений гумуса;

д) а + б + г;

е) все ответы верны.

29. Викарирующие виды – это:

а) близкородственные виды растений, географически или экологически заменяющие друг друга;

б) виды, выполняющие одни и те же функции в сходных экосистемах;

в) сходные по экологии, но далеко не родственные виды, занимающие одни и те же экологические ниши в различных экосистемах;

г) а + б;

д) все ответы верны.

30. Эфемероиды – это:

а) однолетние травянистые растения, завершающие полный цикл своего развития за очень короткий и обычно влажный период (от 2-6 недель до 5-6 месяцев);

б) многолетние травянистые растения, для которых характерна осенне-зимне-весенняя вегетация;

в) одно- и многолетние растения, вегетация которых начинается ранней весной и заканчивается поздней осенью;

г) многолетние травянистые растения с коротким периодом вегетации (4-6 недель).

31. Сложные взаимоотношения, существующие между компонентами фитоценоза, определяют такие его свойства:

а) состав и структуру;

б) фиксацию и трансформацию энергии;

в) биологический круговорот веществ;

г) влияние растительного сообщества на биотоп;

д) а + б;

е) все ответы верны.

32. «Единица структуры биоценоза, основная ячейка трансформации энергии в экосистеме включающая отдельную особь или популяцию автотрофного растения и популяции видов, связанных с ним трофически и топически», называется:

а) ценоячейкой;

б) ценоквантом;

в) консорцией;

г) фитогенным полем;

д) катенацией

33. Важнейшей отличительной чертой консорции является:

а) связь консортов с центральным ядром (детерминантом консорции);

б) общность эволюционной судьбы консортов;

в) взаимное приспособление консортов друг к другу (коадаптация);

г) все ответы верны.

34. По В.В. Мазингу (1966), организмы (консорты), связанные трофически или топически с детерминантом консорции, образуют ряд концентров. В первый из них входят консорты, непосредственно связаные с автотрофом – детерминантом консорции:

а) только трофически;

б) трофически и топически;

в) только топически;

г) а + б + в.

35. Трофически связанные с детерминантом консорты получают от автотрофного растояния:

а) органические вещества и энергию;

б) минеральные вещества;

в) ростактивирующие вещества и ферменты;

г) все ответы верны.

36. В состав консортов первого концентра входят:

а) автотрофы;

б) биотрофы (организмы, питающиеся другими живыми организмами);

в) сапротрофы;

г) эккрисотрофы (использующие прижизненные выделения растений);

д) б + в + г;

е) все ответы верны.

37. В процессе длительной сопряженной эволюции возникли виды, обладающие:

а) экологической и биологической индивидуальностью;

б) совокупностью приспособлений, обеспечивающих им возможность существовать в определенных условиях среды;

в) свойственной им стратегией жизни;

г) способностью к совместному обитанию;

д) а + б + г;

е) все ответы верны.

38. Т.А. Работнов и А.А. Корчагин различают следующие формы динамики консорций:

а) суточную;

б) сезонную;

в) флюктуационную;

г) сукцессионную;

д) онтогенетическую;

е) эволюционную;

ж) б + в + г + д + е;

з) б + в + г;

и) все ответы верны.

39. В состав группы биотрофных консортов входят:

а) автотрофные протисты и цианобактерии;

б) фитопатогенные бактерии, грибы, вирусы, актиномицеты и др;

в) животные-фитофаги;

г) мутуалисты;

д) б + в + г;

е) а + б + в;

ж) все ответы верны.

40. Главное значение эккрисотрофов (бактерий, грибов, протистов и др.) сводится к тому, что они:

а) способствуют детоксикации корневых выделений и некоторых метаболитов сапротрофов:

б) играют важную роль в обеспечении зеленых растений азотом и некоторыми органическими веществами (например, витаминами);

в) усиливают восходящий и нисходящий токи у растений;

г) заметно повышают устойчивость растений к болезням и их конкурентную способность;

д) а + б + г;

е) б + в + г.

41. Флора – это:

а) совокупность растительных сообществ (фитоценозов) на определенной территории;

б) исторически сложившаяся совокупность видов растений, обитающих ( или обитавших в прошлые геологические эпохи) на определенной территории или в составе конкретного растительного сообщества;

в) список видов растений, произрастающих на определенной территории (акватории для водных растений);

г) совокупность всех видов растений и растительных сообществ Земли.

42. Знание флоры является необходимым условием для:

а) построения классификации растительности;

б) геоботанического районирования;

в) определения структуры и функции сообщества, эффективности использования им ресурсов среды;

г) оценки экологических условий, в которых находится сообщество, степени и характере его нарушенности и т.д.

д) а + б;

е) а + б + г;

ж) все ответы верны.

43. Растительный покров (растительность) – это:

а) совокупность растительных сообществ (фитоценозов), а также сопутствующих им группировок растений, населяющих Землю или отдельные её регионы;

б) исторически сложившаяся совокупность видов растений, обитающих на Земле или отдельных ее регионах;

в) совокупность особей растений, представленных на какой либо территории;

г) все ответы верны.

44. В отличие от флоры растительность характеризуется не только видовым составом, но и :

а) обилием видов, их физиономическими признаками;

б) определенным сочетанием видов;

в) экологическими связями между видами;

г) а + в;

д) все ответы верны.

45. Наиболее характерной чертой растительности Беларуси является ее четкая зональная выраженность. На ее территории выделяют следующие геоботанические подзоны:

а) дубово-темнохвойных лесов;

б) грабово-дубово-темнохвойных лесов;

г) березово-осиновых лесов;

в) широколиственно-сосновых лесов;

д) а +б + г;

е) все ответы верны.

46. Виды (и другие таксоны растений) или сообщества (фитоценозы), сохранившиеся от исчезнувших, широко распространенных в прошлом флор, сообществ или ландшафтов, называются:

а) эндемиками;

б) резерватами;

в) реликтами;

г) палеоэндемиками.

47. Обширная охраняемая природная территория, на которой сохранились природные комплексы, представляющие собой экологическую, историческую и эстетическую ценность, называются:

а) заказником;

б) заповедником;

в) национальным парком;

г) резерваном.

48. На 1.01.2004 г. в Беларуси число заповедников составило:

а) 1;

б) 2;

в) 4;

г) 5.

49. На территории Беларуси расположены следующие национальные парки:

а) Беловежская пуща;

б) Налибокская пуща;

в) Березинский;

г) Нарочанский;

д) Припятский;

е) Браславские озера

ж) а + г + д + е;

з) а + б + г + е.

50. Красная книга – это официальный документ, содержащий:

а) систематизированные сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах живых организмов;

б) краткие данные об их распространении, биологии и др.;

в) точные сведения о количестве особей каждого вида и всех их местанахождений;

г) предположения о возможных причинах резкого сокращения их численности и даже исчезновения видов растений и животных;

д) а + б + г;

е) а + б;

ж) все ответы верны.

51. Мониторинг (комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий) дет возможность:

а) судить о состоянии среды в данный промежуток времени;

б) выявлять изменения среды, предвидеть и прогнозировать их направления;

в) выяснять причины и своевременно предотвращать возникновение критических ситувций в природе;

г) выявить динамику генетических последствий загрязнений биосферы, в первую очередь мутагенами;

д) а + б + в + г;

е) все ответы верны.


ГЛАВА 1.

Влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование фитоценозов

1. Среда обитания – это:

а) совокупность жизненно необходимых факторов, вызывающих приспособительные реакции у организмов того или иного биоценоза;

б) часть природы, непосредственно окружающая живые организмы (растения, животные, грибы, бактерии) и оказывающая прямое или косвенное влияние на их жизнедеятельность;

в) совокупность абиотических факторов (свет, температура, влага, воздух, почва), оказывающих прямое воздействие на живые организмы любой экосистемы;

г) совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает та или иная особь, популяция или вид;

д) б + в.

2. Совокупность жизненно необходимых факторов среды (света, тепла, влаги, воздуха), без которых живые организмы не могут существовать, называется:

а) средой обитания;

б) окружающей средой;

в) природной средой;

г) условием существования;

д) а + б + в;

е) б + в.

3. На нашей планете живые организмы освоили следующие среды обитания:

а) водную;

б) наземно-воздушную;

в) почвенную;

г) тело другого организма;

д) все ответы верны.

4. Экологическими факторами являются:

а) физические, эдафические, орографические, химические;

б) разнообразные формы влияния одних организмов на жизнедеятельность других;

в) все формы хозяйственной деятельности человека, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь;

г) а + б;

д). а + б +в.

5. Назовите, какие из перечисленных факторов среды можно отнести к абиотическим:

а) вырубка лесов;

б) осушение болот;

в) весеннее половодье;

г) внесение в почву удобрений

6. Назовите, факторы среды, которые могут оказывать существенное влияние на живые организмы, но не являются для них жизненно необходимыми:

а) тепло и воздух;

б) ветер и атмосферное электричество;

в) ионизирующее излучение;

г) рельеф местности;

д) магнитное поле Земли;

е) б + в + д;

ж) в + д.

7. Одним из фундаментальных биологических принципов является то, что для каждого вида живых организмов по отношению к любому фактору окружающей среды существуют:

а) зона нормальной жизнедеятельности;

б) оптимум;

в) пределы выносливости;

г) пессимальные зоны;

д) б + в + г;

е). а + б + в + г.

8. Организмы, способные жить в узком диапазоне изменчивости величины того или иного экологического фактора, называются:

а) толерантными;

б) эврибионтными;

в) стенобионтными;

г) стенотопными.

9. Способность организмов адаптироваться к определенному диапазону изменчивости важнейших факторов среды называют:

а) вариабельностью;

б) выносливостью;

в) экологической пластичностью;

г) гомеостазом.

10. Часть поверхности суши или акватории, в пределах которой распространены и проходят полный цикл своего развития особи данного вида (рода, семейства или определенного типа сообщества), называется:

а) экотопом;

б) биотопом;

в) ареалом;

г) биоценозом;

д) биогеоценозом.

11. Принято различать следующие виды ареалов:

а) аутэкологический;

б) синэкологический;

в) сплошной;

г) прерывистый, или дизъюнктивный;

д) популяционный;

е) фитоценотический;

ж) все ответы верны

12. По характеру распределения местонахождений видов и по своей конфигурации ареалы бывают:

а) сплошными;

б) замкнутыми;

в) прерывистыми;

г) разорванными;

д) дизъюнктивными;

е) а + в + д;

ж). а +б + в +г + д.

13. Максимальное пространство, которое может быть занято видом, называется:

а) потенциальным ареалом;

б) аутэкологическим ареалом;

в) синэкологическим ареалом;

г) фитоценотическим ареалом

14. Синэкологическим (фактическим) ареалом называется:

а) область распространения вида, в пределах которой наблюдается его совместное обитание с другими видами;

б) пространство, занимаемое видом в биоценозе;

в) область распространения вида, в пределах которой отсутствует его конкуренция с другими видами;

г) максимальное пространство, которое может быть занято тем или иным видом высших растений.

15. Главными причинами, влияющими на формирование и особенности ареала, являются:

а) экологическая пластичность видов;

б) способность вида к размножению и расселению;

в) исторический возраст;

г) скорость видообразования;

д) а + б;

е) а+б+г;

ж) все ответы верны.

16. Если ареал распадается на несколько разобщенных территорий, настолько удаленных друг от друга, что обмен спорами, семенами или другими зачатками между растениями невозможен, его называют:

а) первичным;

б) сплошным;

в) прерывистым;

г) стабильным;

д) ограниченным.

17. Чаще всего эндемизм встречается:

а) в густонаселенных районах различных континентов;

б) в горных районах;

в) в изолированных водоемах;

г) на океанических островах;

д) б + в + г;

е) все ответы верны.

18. Развитию эндемизма способствуют:

а) географическая изоляция;

б) климатические и почвенно-грунтовые условия;

в) биотические факторы (конкуренция, хищничество, симбиоз);

г) а + в;

д) все ответы верны.

19. Типичными космополитами среди растений являются:

а) водные и болотные виды (виды ряски, рдеста, рогоза и др.);

б) сорняки (подорожник, пастушья сумка, горец птичий и др.);

в) орляк обыкновенный и виды крапивы;

г) тюльпанное дерево, карликовая береза;

д) а + б + в;

е) а + б;

ж) все ответы верны.

20. Лимитирующим называется фактор, величина которого:

а) выходит за пределы оптимума;

б) близка или выходит за пределы толерантности (выносливости);

в) выходит за пределы зоны нормальной жизнедеятельности;

г) нет правильного варианта ответа.

21. Лимитирующие факторы среды определяют географический ареал вида. Так, продвижению вида растений в районы пустынь и степей может лимитироваться:

а) экстремально высокими температурами воздуха и почвы;

б) недостатком влаги;

в) недостатком опылителей для цветковых растений;

г) занятостью территории более сильным конкурентом;

д) а + б + г;

е) все ответы верны.

22. Живая природа не может существовать без света, так как солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, является:

а) практически единственным источником энергии, используемой фототрофными организмами для синтеза первичного органического вещества;

б) основным поставщиком тепла для подавляющего большинства живых существ;

в) основным источником энергии для поддержания теплового баланса планеты;

г) а + б;

д) все ответы верны.

23. Преобладающая часть энергии солнечного света, достигающая земной поверхности, приходится на долю:

а) ультрафиолетовых лучей;

б) видимой области спектра;

в) инфракрасных лучей;

г) тепловых лучей

24. Роль озонового экрана состоит в поглощении:

а) жесткой ультрафиолетовой радиации (до 290 нм);

б) ультрафиолетовых лучей в области 290-380 нм;

в) инфракрасных лучей;

г) видимых лучей в области 380-710 нм.



2015-12-07 1234 Обсуждений (0)
Влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование фитоценозов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование фитоценозов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)