Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 13: Темперамент, как совокупность психических свойств



2015-12-07 516 Обсуждений (0)
ВОПРОС 13: Темперамент, как совокупность психических свойств 0.00 из 5.00 0 оценок




Не смотря на определенные отличия в разных теоретических подходах в понимании природы темперамента, все исследователи сходятся на том что:

1. свойства психики, которые к нему относятся, есть формально-динамическими, а не содержательными, то есть они не определяют содержание деятельности (поведения, действия, поступка).

2. эти свойства остаются неизменными на протяжении очень продолжительного периода жизни.

3. эти свойства психики составляют онтогенетическую "первичность" и проявляются еще в раннем детстве. Некоторые исследователи даже говорят про генетическую (наследственную) обусловленность этих свойств.

4. свойства психики, которые относятся к темпераменту, нельзя изменить путем воспитания.

Темперамент- это формально-динамическая совокупность психических свойств индивида, которые одинаково проявляются в разных жизненных ситуациях и на протяжении жизни остаются неизменными.

Наиболее полный перечень свойств психики был сделан в исследованиях В. С. Мерлина.

Он считал, что составными темперамента являются:

Сентизитвность (чувствительность) является психическим свойством органов ощущений, точнее анализаторов. Выделяют абсолютную чувствительность, как величину, обратную нижнему порогу ощущений, и дифференциальную чувствительность, как величину, обратную порогу различения. Именно из-за чувствительности Б. М. Теплов и В. Д. Небылицин выделяли общие и парциальные свойства нервной системы. Обозначим ее буквой "Ч".

Реактивность характеризует силу и скорость соответствующих реакций индивида. Реактивность зависит от продолжительности латентного периода сенсомоторной реакции, поэтому показателем служит величина, обратная латентному периоду (обознач. буквой "R").Латентный период маленький – реактивность высокая.

Темп и ритм моторики, как составные темперамента, определяют временную структуру поведения. Темп характеризуется количеством движений за единицу времени, а ритм указывает на равенство и регулярность промежутков между однородными движениями (обозначаются буквами "Т + Р").

Пластичность и ригидность являются свойствами, которые показывают степень гибкости психики индивида при резком изменении обстоятельств в будничном поведении. Так, пластичные индивиды очень быстро адаптируются к изменениям, а ригидные, наоборот, медленно. Поэтому "пластичность - ригидность" (обозначим буквами "П-Р") являются полярными факторами степени гибкости психики.

Экстраверсия и интроверсия, как составные темперамента, тоже являются полярными факторами степени ориентированности психики на внешние раздражители, или на собственные мысли и переживания. Эти факторы обозначаются буквами "Э-И".

Стабильность и тревожность указывают на степень стойкости или изменчивости эмоциональных состояний индивида (обозначаются буквами "С-Т").

У любого из четырех классических типов присутствуют все психические свойства, которые относятся к темпераменту. Но любая составная имеет свою качественную степеньвыраженности. Именно смесь составных в надлежащем отношении частей создает тип темперамента.. Лишь совокупность свойств определяет тип холерика, тип сангвиника, тип меланхолика и тип флегматика.

 

Составная темперамента Тип
Холерик Сангвиник Меланхолик Флегматик
R(реактивность) очень высокая высокая низкая очень низкая
Ч (сензитив.) низкая высокая очень высокая очень низкая
Т+Р (темп.ритм мотор.) очень высокий высокий низкий очень низкий
П-Р(пласт.ригид.) пластичный очень пластичный ригидный очень ригидный
Э-И(экстрав.интрав) экстраверт экстраверт интроверт интроверт
         
С-Т(стаб.тревож.) тревожный стабильный тревожный (глубокая) стабильный

 

ВОПРОС 14. Функциональные асимметрии больших полушарий мозга,

как задатки специальных способностей.

 

Восприятие предметов окружающего мира обеспечивается парной работой анализаторов (бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное ощупывание).

Каждый анализатор, имеет свое центральное представительство в коре больших полушарий головного мозга.

Левый глаз, левое ухо, левая рука имеют свои представительства в правом полушарии(контрлатеральные отношения), а правый глаз, правое ухо, правая рука - в левом полушарии.

В парной работе один из анализаторов выполняет функцию ведущего, а второй ведомого. Соответственно с представительством анализаторов можно говорить о ведущем и ведомом полушариях головного мозга.

 

несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов.
  • доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление.
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди-амбидекстеры).

 

Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое.

 

Задаткиявляются необходимым условием для развития способностей. Природа задатков скрыта во врожденных конструктивных и функциональных особенностях головного мозга человека.

 

К специальным способностям относятся музыкальные, художественные, математические, литературные, поэтические.

 

Стараясь объяснить отличие между высшей нервной деятельностью человека и животного, Павлов подчеркивал, что в психике человека имеет место "чрезвычайное приложение" - речь. Это прибавление Павлов назвал второй сигнальной системой в отличие от первой сигнальной системы (образы ощущений и восприятия).

В высшей нервной деятельности человека существует относительное преобладание одной сигнальной системы над другой. По этому преобладанию люди могут быть разделены на три специальных типа: "художественный", "мыслительный" и "средний".

 

 

І СС > ІІ СС - "художник" І СС = ІІ СС - "средний" І СС < ІІ СС - "мыслитель"

 

Основные отличия художественного типа от мыслительного:

проявляются в сфере восприятия, где для "художника" характерно целостное восприятие, а для "мыслителя" - дробление ее на отдельные части,

в сфере воображения и мышления у "художников" отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время, как для "мыслителей" характернее абстрактное, теоретическое мышление;

в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Представители среднего типа сочетают в себе черты художественного и мыслительного типов, что является предпосылкой проявлений способностей в разных сферах человеческого знания. Исследования показали тесную связь обеих типологий. Люди с преобладанием первой сигнальной системы обычно имеют более сильную и лабильную нервную систему, тогда как лица с преобладанием второй сигнальной системы чаще оказывались более слабыми и инертными.

 

 

Дальнейшее направление таких исследований получило название "нейропсихология". Одним из основателей этого направления был профессор Лурия А. Р.

(Большой вклад в понимание функций правого и левого полушарий внесли наблюдение за пациентами в условиях нейрохирургического вмешательства. Для проведения операций использовался метод торможения функций одного из полушарий головного мозга. При заторможенности одного полушария, второе полушарие начинало вести себя в режиме максимума собственных функциональных возможностей).

Так, повреждение правого полушария вызывает нарушения в перцепции и внимании и затруднениями в пространственной ориентации.

Повреждения левого полушария связаны с нарушениями контроля за вербальной активностью.

В каждой личности находятся два человека: левополушарный и правополушарный.

 

В левом полушарии сосредоточены центры речи. Оно отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией, за чтение и счет. Мышление аналитично.Левополушарный человек очень говорлив, находится в эйфоричном состоянии положительных эмоций, целенаправлен в будущее, левое полушариеобеспечивая однозначное, линейное восприятие мира, формально-логические компоненты мышления организуют любой знаковый материал так, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна.

 

Правое полушарие обеспечивает образное отражение объектов окружающего мира, непосредственно-чувственное восприятие, ориентацию в пространстве, различение звуков и мелодий, продуцирование сновидений, художественное мышление, творчество. Правополушарный человек, молчалив.

Функция «правополушарных» компонентов мышления — это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки.

 

Электрошок делается на одно полушарие и после оно на несколько минут отключается.

 

При отключении правого полушария человек не может оценить интонацию и меняется голос самого человека. Мелодика речи связана с правым полушарием.

 

У Японцев 2 языка: кона и канзи. Один (как наш) лаколизован слева, другой (иероглифы) справа. Они в большей степени двуполушарные, чем европейци.

 

Зоны речи Брока, Вернике, расположены слева, но у 15% левшей справа. У ребенка меньше дифференцировано.

 

Декстрастресс – давление праворукой среды, это игнорирование индивидуальных особенностей ребенка.

 




2015-12-07 516 Обсуждений (0)
ВОПРОС 13: Темперамент, как совокупность психических свойств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 13: Темперамент, как совокупность психических свойств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)