Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Автор: Нартова-Бочавер Софья Кимовна (Москва)



2015-12-07 649 Обсуждений (0)
Автор: Нартова-Бочавер Софья Кимовна (Москва) 0.00 из 5.00 0 оценок




НОРМА (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец)

В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются определения Всемирной Организации Здравоохранения, где оно сформулировано следующим образом: «Не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия».

Понятие п.н. не однородно по своему содержанию, на него оказывают влияние следующие факторы:

1. Норма - статистическое понятие. Нормальным признается то, что относится к середине распределения. субнормальные (область низких значений) и супернормальные (высокие значения). Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы.

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. В российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это не осуждается.

3. Норма ассоциируется с психическим здоровьем.

4. Субъективные переменные (ожидания, собственный опыт). 1 ребенок пошел в 1,2 месяца, а второй в 1, 5 - запаздывает.

Нормы - не застывшее явление, оно изменяется, обновляется. Должны регулярно пересматриваться стандарты психодиагностических методик.

 

Объективного ответа на вопрос «что является психологической нормой, а что не является», по мнению ряда исследователей, не существует, поскольку этот ответ «… зависит исключительно от критериев, принятых у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Речь идет о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от большинства, ведущего себя более или менее "нормально", окажутся люди соответственно "слишком" или "недостаточно" общительные, беспокойные, организованные и т.д.»

Есть определение социально-желаемой или культурной нормы - это тот уровень развития, который является социально-желаемым в данном обществе, стране (если ребенок не соответствует системе социально-культурных требований предъявляемых ему, то в данном случае необходима коррекция).

Психиатрами принято свое определение нормы: «нормой в психологии и поведении человека является состояние при котором он может функционировать без ущерба для себя или для третьих лиц».

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Изучением психического и психологического здоровья в настоящее время занимаются русские ученые: К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков, М. М.Орлова, А. А. Понукалин, П. С. Кузнецов, Р. Х. Тугушев, Р. М. Шамионов и другие.

Так, О. В.Хухлаева , считает, что нормой психического здоровья «отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе» [21, с. 13].

Таким образом, О. В.Хухлаева высшим уровнем, процессом жизнедеятельности считает адаптацию.

Для психологического здоровья норма – (по Хухлаевой) – «присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию» .

Альтернативой норме: в случае психического здоровья является болезнь

  • в случае психологического здоровья – «отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности»

ВОПРОС 6. Современное понимание среды и наследственности и их взаимодействие.

Наследственность -это видовая память индивида, она содержится в генах индивида. Понятие наследственности не тождественно врожденности (морфологические и функциональные дефекты новорожденного могут быть результатом воздействия среды на мать в период беременности, или результатом родовой травмы).

Среда - включает в себя совокупность всех стимулов, воздействующих на индивида с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти. Среда включает в себя огромное кол-во переменных, начиная от воздуха и пищи и до социального окружения.

Связь между наследственностью и средой лучше всего может быть описана как взаимодействие. Это означает, что тот или иной фактор среды будет по-разному проявляться в зависимости от специ­фики наследственного материала, на который он действует. Напри­мер, количество и качество симфонических грампластинок, имеющих­ся в доме, будет оказывать сильное влияние на развитие музыкаль­ного слуха ребенка, но не окажет никакого влияния на глухого ребенка. И наоборот, тот или иной наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды. Два близнеца одного пола будут заметно отличаться друг от друга в весе, если одного из них систематически в течение шести месяцев перекармливать, а другого содержать на полуголодной диете.



2015-12-07 649 Обсуждений (0)
Автор: Нартова-Бочавер Софья Кимовна (Москва) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Автор: Нартова-Бочавер Софья Кимовна (Москва)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)