Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 23: Интеллектуальные способности



2015-12-07 642 Обсуждений (0)
Вопрос 23: Интеллектуальные способности 0.00 из 5.00 0 оценок




В истории психологии известен смешной случай, когда председатель был вынужден закрыть научное заседание, поскольку ни докладчик, ни присутствующие не смогли ответить на вопрос: "Что такое интеллект?" Этот случай произошел в 90-х годах XIX (18) в.

Продуктивность познавательной деятельности личности определяется уровнем ее интеллекта. Латинское слово "intellektus" переводится, как "познание, понимание".

 

В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:

  • Биологическая трактовка: "способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации"
  • Педагогическая трактовка: "способность к обучению, обучаемость"
  • Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как "способность адаптации средств к цели". С точки зрения структурного подхода, интеллект-это совокупность тех или иных способностей.

 

Векслер писал "это сущность, которую нельзя познать", но дал рабочее определение:

"Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами" (Векслер в60-х годах XX в. в своей книге "Измерение и оценка интеллекта взрослых"), т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

 

С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

 

Терстоун, с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями.

 

Он выделил семьтаких потенций:

1.счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2.вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3.вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4.пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5.память;

6.способность к рассуждению;

7.быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

 

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим). Это попытка свести интеллект к мышлению.

По мнению Кэттела , у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Задатки интеллектуальных, способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей - т.е. в том, что И.П. Павлов назвал генотипом (врожденными особенностями нервной системы).

 

Развитие интеллектуальных способностей связано также с кровоснабжением мозга. Обильное снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости, а в целом - большей интеллектуальной работоспособности. В тех случаях, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается раннее утомление при напряженной умственной работе, а соответственно - и меньшая ее продуктивность.

 

Первые попытки измерения интеллекта принадлежат двум исследователям А. Бине и Фр. Гальтону. 1905 году Альфред Бине по поручению министерства образования Франции разработал методики, с помощью которых можно измерять уровень умственного развития ребенка. Бине впервые подобрал ряд задач на проверку уровня проявления особенностей восприятия, памяти, понимания. Этот ряд задач получил название тестов (испытание). Приписывая за правильный ответ определенное количество баллов, Бине ввел количественную меру интеллекта IQ (коэффициент интеллекта). Американский ученый Термен(работал в Стенфордском университете) усовершенствовал тест Бине, возникла шкала Стенфорд—Бине, в которой стал использоваться показатель — коэффициент интеллектуальности, представляющий собой частное получаемое при делении умственного возраста на хронологический и умноженный на 100.

 

Критика тестов. Коэффициенты интеллекта измеряют не уровень самого интеллекта, а уровень осведомленности, знаний и опыта, или уровень независимых способностей, которые имеет данный субъект на момент тестирования.

Вместе с тем, применение тестов на больших выборках индивидов в разных историко-социальных и культурных средах на протяжении столетия, позволяет обнаружить практически одинаковые распределения субъектов с разными значениями IQ относительно среднестатистической нормы. Распределение имеет вид нормальной кривой Гаусса.

Фрэнсис Гальтон был первым, кто обнаружил, что различия в интеллекте мо­гут быть измерены количественно через установление сте­пени выраженности этих характеристик у разных людей. Он предположил, что эти различия нормально распре­делены в популяции, то есть небольшие группы людей обладают высоким или низким уровнем интеллекта, а большая часть выборки занимает положение в середине (Galton, 1869), Кривая нормального распределения стала одним из основных постулатов дифференциальной психологии.

 

 

Распределение показателей IQ в человеческой популяции по стандартизированному тесту

Стенфорда-Бине.

 

 

 

 

За среднестатистическую норму принят IQ= 100 баллов, а стандартное отклонение с = ± 20 баллов.

В диапазоне 80 < IQ < 120 баллов находится практически большинство индивидов (84%). Эти так называемые границы нормы интеллекта.

Вправо в диапазоне 120 < IQ< 140 баллов находятся умственно способные индивиды, а индивиды с

IQ > 140 баллов считаются умственно одаренными.

На противоположной стороне (слева) в диапазоне 60 < IQ< 80 баллов находятся индивиды с интеллектом ниже нормы. Это тот контингент, который в области специальной психологии и педагогики рассматривается как контингент с задержкой психического развития (ЗПР). Индивиды с IQ < 60 баллов составляют патологический контингент умственно отсталых в человеческой популяции. По стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВООЗ) количество умственно одаренных и умственно отсталых одинаковое.

М.А. Холодная (доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии способностей Института психологии Российской академии наук) определяет интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта субъекта.

В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума субъективной картины происходящего.

 

С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

Также как и к темпераменту, к интеллекту нельзя при­менить оценочно-содержательные характеристики. Интел­лект не может быть "порядочным", " моральным» "злым" или "добрым". Все эти определения связаны с личностной направленностью субъекта, характеризуя содержательную сторону его мировоззрения, ценностных ориентации, эти­ческого поведения. Можно сказать, что темперамент — это характеристика инструментальной сферы индивидуально­сти со стороны активности, энергии, а интеллект — со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией.




2015-12-07 642 Обсуждений (0)
Вопрос 23: Интеллектуальные способности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 23: Интеллектуальные способности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)