Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схема изучения лекарственных средств



2015-12-07 3470 Обсуждений (0)
Схема изучения лекарственных средств 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство сельского хозяйства и

Продовольствия республики беларусь

 

 

Витебская ордена “Знак Почета” государственная академия ветеринарной медицины

Кафедра фармакологии и токсикологии

Учебно-методическое пособие и задания к

Выполнению контрольных работ по

Фармакологии

 

 

Предназначено для студентов факультета заочного обучения по

специальности “Ветеринарная медицина”

 

 

Витебск 2000

 

Учебно-методическое пособие и задания к выполнению контрольных работ по фармакологии подготовлено: доцентом Толкачем Н.Г., профессором Арестовым И.Г., доцентами: Голубицкой А.В., Жолнерович З.М., ассистентами: Сосновской Т.А., Ятусевичем И.А., одобрено на заседании кафедры и методической комиссии ФВМ, протокол № 6 от 23.06.2000 г.

 

Учебно-методическое пособие и задания к выполнению контрольных работ рецензировали: И.М. Карпуть, член корреспондент академии аграрных наук республики Беларусь, зав.кафедрой внутренних незаразных болезней ВГАВМ, И.С. Шевченко, доцент кафедры внутренних незаразных болезней ВГАВМ, Р.Г. Кузьмич, доктор ветеринарных наук, доцент кафедры акушерства гинекологии и биотехнологии размножения животных.

 

 

ОБЩИЕ сведения

настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой по фармакологии для сельскохозяйственных высших учебных заведений по специальности с.0202 “Ветеринарная медицина”.

Учебно-методическое пособие служит для объективного контроля самостоятельного изучения студентами учебного материала курса “Ветеринарная фармакология” методом проведения контрольных работ.

В курсе фармакологии студент изучает особенности действия лекарственных средств на здоровых и больных животных разного вида и возраста, находящихся в неодинаковых условиях содержания и кормления. В результате изучения студент должен из большого арсенала фармакологических средств выбрать необходимые при данных обстоятельствах, назначить их в соответствующей дозе и форме.

Фармакология на ФВМ является основой для изучения клинических дисциплин. В свою очередь, фармакология базируется на биологической химии, физиологии и патологической физиологии животных и др. дисциплинах.

Самостоятельная работа студента-заочника по фармакологии немыслима без целенаправленного изучения теоретического материала и практического использования лекарственных средств в своей повседневной работе.

Предлагается следующий порядок изучения курса фармакологии:

1. Ознакомление с требованиями учебного плана и программы по фармакологии.

2. Изучение специальной литературы и краткое конспектирование материалов.

3. Наблюдение за животными при практическом использовании фармакологических средств.

4. Прописывание рецептов и изготовление лекарственных форм под руководством опытного ветеринарного врача.

5. Самопроверка знаний по вопросам программы и выполнение контрольных работ.

Работать со специальной литературой надо систематически, поскольку курс фармакологии содержит много материала. Вначале целесообразно ознакомиться со всем материалом учебника, после этого надо переходить к работе над отдельным разделом.

После изучения раздела для самоконтроля, закрепления и углубления пройденного материала необходимо ответить на вопросы программы по данной теме.

Изучать фармакологические средства следует по следующей схеме:

схема изучения лекарственных средств

1.Общая характеристика и классификация лекарственных средств.

2. Название лекарственного средства (русское и латинское), синонимы.

3. Физико-химические свойства ( с учетом хранения, применения и действия).

4. Фармакокинетика.

5. Фармакодинамика.

6. Механизм действия.

7. Условия, влияющие на действие лекарственного вещества.

8. Токсичность и побочные действия вещества.

9. Показания и противопоказания для применения, дозы, лекарственная форма, способ и особенности применения.

Обязательным элементом является изучение лекарственных препаратов, запоминание их латинских названий, терапевтических доз и лекарственных форм, в которых данные вещества применяются в ветеринарной практике. Поэтому, по каждой теме курса фармакологии методические указания предусматривают определенный перечень лекарственных препаратов и приводятся примеры для упражнения в прописывании рецептов.

По плану предусмотрены две контрольные работы. Первая контрольная работа (№1) включает вопросы рецептуры и общей фармакологии. Кроме того, предусматривает изучение противомикробных и противопаразитарных средств, веществ действующих на ЦНС.

Вторая контрольная работа (№2) предусматривает изложение материала по средствам, действующим на эфферентную и афферентную иннервацию, регулирующим функции исполнительных органов и систем (сердечно-сосудистые, влияющие на кровь, диуретические, слабительные, желчегонные, маточные) и средствам, влияющим преимущественно на процессы тканевого обмена (витаминные, ферментные, гормональные препараты и минеральные вещества).

Контрольную работу №1 студенты выполняют на 3 курсе. Работу следует оформлять в соответствии с нижеприведенными требованиями:

Вопрос 1. Ответ на этот вопрос описывается согласно схемы, приведенной в теме №1 “Рецептура и технология лекарственных форм”.

Вопрос 2. Дается ответ по общей фармакологии.

Вопрос 3. Дается общая характеристика, классификация и действие препаратов конкретной группы. Перечисляется название всех препаратов группы на русском и латинском языках (характеристика отдельных препаратов не дается).

Вопрос 4. Описывается конкретный препарат по схеме изучения фармакологии лекарственных средств, начиная с пункта 2.

Выполненная работа высылается в академию строго по графику.

На сессии студенты сдают зачет по фармакологии.

На 4 курсе студенты выполняют контрольную работу №2. В работе дают ответы на 1-й, 2-й и 3-й вопрос по схеме ответа в контрольной работе №1 (вопрос 3 и 4).

На сессии студенты сдают экзамен по всему курсу фармакологии.

В каждом варианте контрольных работ имеется задание по фармакотерапии. Задание предусматривает выписывание трех рецептов на вещества, относящиеся к разным фармакологическим группам, в разных лекарственных формах, различным видам животных. В задании также указывается, что необходимо провести фармакотерапевтический анализ, т.е. надо обосновать целесообразность применения прописанного вещества, исходя из механизма действия, фармакодинамики, дозы и концентрации. Обосновать частоту и количество приемов лекарства.

Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена с достаточно широкими полями для замечаний рецензента. Вопросы и условия рецептов в работе должны быть поставлены в том порядке, в котором они указаны в задании. Ответы должны быть полными и четкими. При выписывании рецептов сигнатура должна быть полной.

Для изучения курса фармакологии может быть использована следующая литература:

В.Н. Жуленко, О.И.Волкова, Б.В.Уша и др. Общая и клиническая рецептура.-М.: Колос, 1998. -55 с.

Соколов В.Д., Рабинович М.И., Горшков Г.И. и др.; Фармакология. Под ред. В.Д. Соколова. М.: Колос, 1997.-445 с.

Мозгов И.Е. Фармакология. - М.: Агропромиздат, 1985, - 445 с.

Червяков Д.К., Евдокимов Д.П., Вишкер А.С. Лекарственные средства в ветеринарии. - М.: Колос, 1977 - 496 с.

Рабинович М.И. Практикум по ветеринарной фармакологии и рецептуре. - М.: Агропромиздат, 1988. - 239 c.

И.Е. Мозгов. Ветеринарная рецептура с основами терапии и профилактики. -.: Агропромиздат, 1988. - 384 с.

Дополнительный

1. М.Д. Машковский. Лекарственные средства в 2-х ч., Беларусь, 1994. - 1 т. 736 с.; 2 т. -685 с.

2. Д.А. Харкевич. Фармакология, - М. Медицина, 1996. - 544 с.

3. А.Д. Третьяков. Ветеринарные препараты. 1 и 2 том. М., Агропромиздат, 1985, 307 с. и 1988. -318 с.

4. Д.М. Вовк. Справочник по ветеринарной рецептуре и технологии изготовления лекарственных форм - Киев “Урожай” - 1989.-224 с.

5. В.М. Субботин. Общая фармакология. г.Каменец-Подольский, 1991. -117 с.

6. С.С. Абрамов, И.Г. Арестов, М.И. Карпуть. Профилактика незаразных болезней молодняка. - М.: Агропромиздат, 1990. -175 с.

7. В.Ф. Ковалев, И.Б. Волков. Б.В. Виолин и др. Антибиотики, сульфаниламиды и нитрофураны в ветеринарии. М.: Агропромиздат, 1988. - 223 с.

8. Справочник по импортным ветеринарным препаратам. - М.: Колос, 1998. - 272 с.

9. Учебно-методическое пособие к проведению занятий по ветеринарной рецептуре часть 1, часть 2 . / Н.Г. Толкач , И.Г. Арестов, В.А. Голубицкая, Т.А. Сосновская, Б.Я. Ульянский, В.В. Петров. - Витебск, 1997 г. - 58 с. 37 с.

10. Учебно-методическое пособие по выписыванию рецептов. / Толкач Н.Г. Жолнерович З.М. - Витебск -1999. -47 с.

11. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по общей и частной фармакологии / Толкач Н.Г., Арестов И.Г., Голубицкая А.В., Жолнерович З.М. и др. - Витебск - 2000. -37 с.

 

Примерный план изучения фармакологии

№ п/п   Тема   Лекции   ЛПЗ Самост. работа
1. Рецептура и технология лекарственных форм -
2. Предмет и задачи фармакологии - -
3. Краткий исторический очерк - -
4. Общая фармакология - -
5. Вещества, угнетающие центральную нервную систему
6. Вещества, возбуждающие центральную нервную систему - -
7. Вещества, действующие в области окончаний эфферентных нервов
8. Вещества, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов
9. Вещества, действующие на сердечно-сосудистую систему, мочегонные, маточные
10. Вещества с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена
11. Противомикробные и противопаразитарные средства
Всего:

 

ТЕМА 1. рецептура и технология лекарственных форм

План изучения рецептуры

Рецептура врачебная и фармацевтическая. Значение рецептуры в плане подготовки ветеринарного врача и ее место в его практической деятельности. Понятие о лекарственной форме. Лекарственные формы официнальные и магистральные. Фармакопея. Аптека. Рецепт и его структура. Вес и мера лекарственных веществ. Объемные и весовые единицы измерения. Зависимость действия лекарственных веществ от пути, способа введения и лекарственных форм. Дозирование лекарственных средств. Несовместимость лекарственных веществ. Изучение лекарственных форм.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я

При изучении общей рецептуры следует уяснить задачи врачебной и фармацевтической рецептуры, их отличия и взаимосвязь. Ознакомиться с источниками получения лекарственных веществ, лекарственным сырьем и лекарственными препаратами. Получить представление о типах аптек, устройстве аптеки. Знать правила отпуска лекарств из аптеки, хранения и выдачи ядовитых и сильнодействующих веществ. Ознакомиться с содержанием фармакопеи.

При изучении раздела о рецепте следует уяснить врачебное значение рецепта, общий план построения рецепта и его составные части, последовательность расположения лекарственных веществ в сложном рецепте, обозначение доз лекарств, и их количества, необходимость правильного заполнения сигнатуры. Обратить внимание на прописывание срочных рецептов, прописывание веществ из списка “А”, назначение в рецепте доз, превышающих фармакопейные, а также на отличие прописей магистральных от прописей официнальных.

В целях более быстрого выписывания рецептов допускаются сокращения. В связи с этим необходимо знать, как производятся сокращения слов, не имеющих общих корней, слов с общими корнями, какие слова можно сокращать максимально и почему ядовитые и сильнодействующие вещества рекомендуется прописывать без сокращений.

При прописывании рецептов, в которые входит несколько лекарственных веществ, врач должен учитывать свойства отдельных ингредиентов. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о лекарственной несовместимости: физической, химической и фармакологической.

Название лекарственных веществ в рецепте приводится на латинском языке.

При работе над изучением отдельных лекарственных форм следует понимать, каково их значение для проявления действия фармакологического вещества, почему при выборе лекарственной формы следует учитывать свойства лекарственного вещества, способ применения, целевое назначение, вид животного.

Лекарственные формы. Твердые: порошки, дусты, таблетки, драже, гранулы, брикеты, премиксы, сборы, карандаши, пилюли, болюсы, свечи, шарики, палочки, капсулы, пластыри. Мягкие: мази, пасты, линименты, кашки. Жидкие: растворы, глазные капли, микстуры, эмульсии, суспензии, настои, отвары. Газообразные - аэрозоли. Галеновые и новогаленовые препараты: настойки, экстракты, сиропы, спирты, мыла, слизи, воды.

При изучении отдельных лекарственных форм следует придерживаться следующей схемы:

Название лекарственной формы (русское, латинское).

Определение лекарственной формы.

Состав лекарственной формы.

Свойства лекарственной формы.

Классификация.

Назначение.

Правила прописывания.

Технология приготовления.

Правила упаковки, этикетирования, хранения, отпуска.

Применение лекарственной формы.

Прорабатывая данную тему, необходимо освоить общие принципы работы в аптеке. Для этого под руководством опытного ветеринарного врача научитесь готовить ряд лекарственных форм. Ознакомьтесь с принципами заводского изготовления таблеток, капсул, суппозиториев, с наполнением ампул и др.

Перед тем как изготовить лекарственную форму по прописанному рецепту, необходимо проверить правильность написанного рецепта, установить совместимость медикаментов, составить план изготовления лекарственной формы, взвесить и подготовить лекарственные вещества. Лекарство должно быть правильно упаковано и снабжено соответствующей сигнатурой. Особое внимание следует обратить на достоинства и недостатки той или иной лекарственной формы, запомнить технологию ее изготовления. Научитесь пользоваться соответствующими приборами и оборудованием. Напишите латинские названия лекарственных форм в именительном падеже единственного и множественного числа, в родительном падеже единственного числа.

Выпишите в рецептах и приготовьте лекарственные формы:

1. Теленку 12 порошков, содержащих 0,5 висмута субнитрата. Внутреннее. По 1 порошку 3 раза в день.

2. Жеребенку 12 пилюль, содержащих по 0,2 экстракта белладонны. Внутреннее. По 1 пилюле через каждые 6 часов.

3. Лошади 3 болюса, содержащих по 20,0 сабура. Внутреннее. По 1 болюсу в день.

4. Поросенку 50,0 мази, содержащей 0,5% преднизолона. Наружное. Для смазывания пораженных участков кожи.

5. Теленку 100,0 пасты, содержащей по 10% резорцина и кислоты салициловой. Наружное. Для нанесения на пораженные участки кожи.

6. Собаке 6 вагинальных суппозиториев, содержащих по 0,2 ихтиола. По 1 суппозиторию в день.

7. Собаке 100,0 эмульсии из 20,0 касторового масла. Внутреннее. На 1 прием.

8. Козе 720,0 настоя из 24,0 травы горицвета. Внутреннее. По 1 столовой ложке на прием.

9. Лошади 300,0 отвара из 30,0 коры дуба. На 1 прием.

10. Собаке микстуру, содержащую из 3,0 натрия бромида, 6,0 экстракта валерианы жидкого в 100 мл дистиллированной воды. Внутреннее. По 1 десертной ложке на прием.

11. Корове 200 мл изотонического раствора натрия хлорида для внутривенного введения.

 

ТЕМА 2. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

Приступая к работе над темой, необходимо подробно рассмотреть вопрос, что следует понимать под лекарственным средством, лекарством и что следует называть ядом. При изучении лекарственных веществ большое внимание уделяется сущности их действия. Обязательным для ветеринарного врача является глубокое знание путей введения, фармакокинетики, понимание механизма действия лекарственного средства, поскольку на основе этих знаний базируется научное применение фармакологических средств.

Быстрота, сила и характер действия лекарственных веществ во многом зависят от путей введения (энтеральный и парентеральный) и способа введения (орально, ректально, подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутриартериально, ингаляционно, нанесение на кожу и слизистые оболочки). Раскройте положительные стороны и недостатки каждого из них в зависимости от задач терапевтического вмешательства, особенности действия веществ при разных путях введения их.

Фармакологический эффект зависит также от того, как быстро и в каком количестве резорбируется лекарственное вещество и поступит в различные органы и ткани. Дайте понятие фармакокинетики. Резорбция, распределение по организму, факторы, влияющие на распределение, превращение лекарственных веществ в организме ( биотрансформация) и выделение их из организма.

Важным в фармакологии является знание механизма действия лекарственных средств. Основные принципы механизма действия лекарственных веществ подкрепите примерами из частной фармакологии. Здесь же необходимо рассмотреть определение понятия фармакодинамики и уяснить, какие возможности открываются при изучении лекарственных веществ по клиническим явлениям, физиологическим изменениям и биохимическим показателям.

При изучении видов действия рассмотрите действие лекарственных веществ по направлению (возбуждение или угнетение функции), месту действия (местное, рефлекторное, резорбтивное), реализации (общее, избирательное), значимости (главное, второстепенное), обратимости (обратимое, необратимое), влиянию на патологический процесс (симптоматическое, этиотропное, патогенетическое). Теоретические положения о разных видах действия лекарственных веществ подкрепите конкретными примерами.

Действие фармакологических веществ зависит от дозы. Дайте понятие о дозах (лечебных, токсических, летальных). Осветите особенности действия веществ в различных лечебных дозах (минимальных, оптимальных, максимальных). Дозы лечебные, профилактические и стимулирующие; на один прием, суточные и на весь курс. Дозирование веществ с учетом вида, возраста, пола, состояния животного, пути введения и других факторов. Что такое терапевтическая широта?

Особенности действия нескольких одновременно применяемых веществ. Показания для одновременного применения двух и более фармакологических веществ: усиление или ослабление действия основного вещества, увеличение или уменьшение периода его действия, включение в процесс новых физиологических и биохимических систем, ослабление побочного и токсического влияния. Механизм синергизма, потенцирования и антагонизма.

Особенности действия фармакологических веществ при повторном применении. Пролонгирование действия. Явления кумуляции (материальная и функциональная), сенсибилизации, привыкания и тахифилаксии, их практическое значение.

Учитывая, что лекарственные вещества могут оказывать на организм не только лечебное, но и неблагоприятное действие, необходимо знать о токсических и побочных эффектах вещества, правилах хранения веществ сильнодействующих и ядовитых; возможные причины отравлений; основные принципы первой и последующей помощи при интоксикациях лекарственными веществами.

 

ТЕМА 3. ВЕЩЕСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ



2015-12-07 3470 Обсуждений (0)
Схема изучения лекарственных средств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Схема изучения лекарственных средств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)