Роль цвета, звука, запаха в раскрытии образа любви
Общеизвестна бунинская способность обостренно воспринимать мир через краски, звуки, запахи. Исследуемые нами произведения являются подтверждением тому. Различные «оттенки» образа любви в анализируемых рассказах И.А. Бунина создается благодаря целой гамме запахов. Таблица 2.
?????????????????????????????????????
Особое значение для создания образа любви имеет звукопись: - «Солнечный удар» – «Так, например, утром (до отъезда женщины) и плеск воды, и стук каната о причал, и звуки…, и звон церковных колоколов - все было жарким, солнечным, счастливым. Все это воспринималось героем как музыкальные ноты, созвучные романтическому настроению сердца» [2] – музыка любви гармонирует с «музыкой» окружающего мира, пока он не омрачен тоской разлуки; - «Чистый понедельник» – «Темнел московский зимний, серый день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающая от дневных дел московская жизнь: гуще и бодро неслись извозчичьи санки, тяжелее гремели переполненные, ныряющие трамваи, в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды», «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам». –Героиня данного рассказа, несмотря на любовь, уходит в монастырь. Ночь, проведенная в объятьях любимого, подтверждает правильность принятого ею решения. Эти походы в рестораны, на концерты вовсе не нужны были ей, внутри она понимала это, но не хотела причинять боль любимому человеку. Звук монастырских колоколов был ей куда ближе, чем шумный, грязный город. - «Поздний час» – «одни сады чуть слышно, осторожно трепетали листвой от ровного тока слабого июльского ветра», «а из какого-то другого сада одинокую зеленую звезду, теплившуюся бесстрастно и вместе с тем выжидательно, что-то беззвучно говорившую». - Возвратившись в родные места, герой вспоминает свою возлюбленную, те ночи, когда они проводили в саду, природу, окружавшую их. Все это было самым дорогим воспоминанием в его жизни. ??????????????????????????????????
Практически во всех анализируемых рассказах автор использует цветопись (56), так как цвет в произведениях И.А.Бунина играет очень важную роль: он создает общую тональность и связан с лейтмотивом. Доминирует, в основном, черный цвет, желтый, в отдельных рассказах красный. Словесная цветовая палитра имеет достаточно много вариаций, но особое значение имеет контраст желтого и черного, как огни и тьма. Так, например, в портрете влюбленных чаще всего выделяются именно эти два цвета, следовательно, автор с самого начала предвещает беду, грозящую любящим сердцам: любовь горит ярким огнем в сердцах героев, но она ведет их во тьму, к трагической разлуке. Желтый цвет символизирует счастье, великую радость, ему противопоставляются ему черные и серые тона, имеющие различные значения. Слова «черный», «темный» принимают в рассказах Бунина особое звучание. В портрете почти каждой из героинь присутствует черный цвет: - «Руся» – «она сама была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови…. Волосы сухие и жесткие, слегка, слегка курчавились. Все это, при желтом сарафане и белых кисейных рукавах сорочки, выделялось очень красиво»; - «Натали» – «Представьте себе: прелестная головка, так называемые «золотые» волосы и черные глаза. И даже не глаза, а черные солнца, выражаясь по-персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже черные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего». - «Чистый понедельник»– «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком». ????????????????????????????????? В рассказе «Чистый понедельник» автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие темные оттенки. Заметим, что с первых строк И.А.Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей и в описании героини автор так же использует черный цвет: «зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови черные, как бархатный уголь, глаза…». Возможно, такое описание девушки указывает на ее греховность. Черты ее внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа. Описание одежды сходно по цветовой гамме с чертами ее внешности: «Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью...». Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героини, как о существе загадочном, таинственном, живущем одновременно в нескольких мирах. Также в рассказе используется лунный свет, который является знаком несчастной любви. Луна, освящающая влюбленных, предвещает им разлуку или даже смерть. В последнем абзаце рассказа «Чистый понедельник» слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, те есть на перерождение души – переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. ?????????????????????????? Пожалуй, ни в одном другом произведении не используется такое количество темных оттенков, тем более, когда речь идет о любви. Но Бунин знал истинную цену любви. Он говорил, что любовь – такая материя, что ни в сильных женских, ни в умелых мужских руках не удерживается. Оттого каждый рассказ – это рассказ о смерти любви, буквальной или метафорической. ????????????????????????????? Таблица 3.
В анализируемых произведениях цветопись используется, в основном, в портретах героев, потому что именно благодаря портрету мы можем увидеть те черты характера, которые явно не показаны автором: мимика, жесты и даже определенный цвет одежды не только передают настроение героя, но и раскрывают его чувства, мысли, переживания. Так же во многих случаях используются автором портретные зарисовки, представляющие собой поэтические миниатюры, созданные целой палитрой красок. Живопись словом позволяют Бунину «оживлять» картины.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3031)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |