Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЦВЕТ И СВОЙСТВА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЫ



2015-12-07 1879 Обсуждений (0)
ЦВЕТ И СВОЙСТВА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Действие цвета в объемно-пространственной форме вызывает зрительное ощуще­ние новой формы и ослабляет значимость других. Последовательно рассмотрим изменения под действием цвета всех свойств формы в отдельности: величины, геометрического вида, массы, фактуры, положения в пространстве и светотени. Анализ носит условный характер, так как, прослеживая взаимодействие цвета с одним из свойств формы, мы временно абстрагируемся от других.

Изменение сочетаний цветов в объемно-пространственной форме приводит к зрительному изменению ее величины. Полихромия, построенная на темных, хо­лодных цветах, скрадывает величину формы; напротив, полихромия светлых теп­лых цветов будет эту форму увеличивать. Из литературы известно, что правиль­ность оценок размера формы с многоцветной структурой снижается по сравне­нию с оценками одноцветной формы. Установлено, что закономерности зритель­ного восприятия форм с различной цветовой структурой идентичны закономерно­стям зрительного восприятия монохромных форм с различной пластической об­работкой.

Рассмотрим взаимодействие цветов объемно-пространственной формы и ее гео­метрического вида. Для шара, например, обладающего непрерывной, единообраз­ной поверхностью, характерна одноцветность; у цилиндра кривая и плоская по­верхности уже дают возможность развития двух- трехцветной полихромии. Па­раллелепипед может характеризоваться полихромией из шести цветов, а много­гранник позволяет развить полихромию из многих цветов по количеству граней. При этом, однако, чрезмерное увеличение количества цветов вновь приводит к монохромности. Геометрический вид формы оказывает воздействие на восприя­тие сочетаний цветов. Если, к примеру, в параллелепипеде и многограннике раз­вита одна и та же нюансная полихромия, то при равных условиях освещения (в основном, диффузного) на гранях параллелепипеда она воспринимается более контрастной, чем на гранях многогранника, образующих тупые углы и тяготеющих к непрерывной шарообразной поверхности.

Между цветом и геометрической формой ряд исследователей обнаруживают не­которые ассоциативные связи. Например, И. Иттен считает, что тяжесть и не­прозрачность красного цвета ассоциируются со статикой и тяжелой формой квадрата, невесомому характеру треугольника соответствует желтый цвет, а кру­гу— синий. Производным же цветам — оранжевому, зеленому и фиолетово­му— соответствуют трапеция, сферический треугольник и эллипс. Такое сочета­ние цвета и формы, по его мнению, оказывает наибольшее воздействие на зрите­ля. Эту взаимосвязь цвета и формы можно продолжить. Красный, желтый и си­ний цвета согласуются с геометрическими телами — кубом, пирамидой и шаром [б]. Таким образом представляли себе взаимосвязь цвета и формы в Баухаузе, где И. Иттен вел пропедевтический курс.

Несмотря на всю условность этих ассоциаций и известную субъективность, неред­ко возникает необходимость творчески использовать их в практической работе. Выбор соответствия противопоставления геометрического вида формы и ее цве­товой характеристики зависит от функции, масштаба и условий освещения, т.е. может быть продиктован лишь замыслом конкретной цвето-пространственной композиции.

Взаимодействие цветов объемно-пространственной формы и ее массы может пре­терпевать различные состояния. Если характер формы меняется от плотного, ком­пактного (куб) до значительно расчлененного, рыхлого с включением пространст­ва (каркас), то по мере расчленения средняя по цветовому контрасту полихромия формы имеет тенденцию восприниматься сначала нюансной, затем контрастной и снова нюансной. Масса формы оказывает влияние на восприятие полихромии этой формы следующим образом: компактная форма умаляет значение цвета, сводит нюансную полихромию к монохромности; форма со средней степенью расчленения придает ей более активный характер, эта же полихромия почти не воспринимается в расчлененной пространственной форме.

Цвета объемно-пространственной формы и ее фактура также находятся во взаи­мосвязи. Поскольку грубая фактура имеет тенденцию нейтрализовать действие полихромии, она предусматривает развитие нюансной полихромии. Гладкая фак­тура согласуется с более контрастной полихромией, так как оставляет неизмен­ным ее действие. Зеркальная фактура снижает насыщенность цветов и уменьшает количество различимых оттенков. В свою очередь фактура может оказать опре­деленное воздействие на полихромию: нюансная полихромия может быть значи­тельно усилена прямым действием фактур (когда светлому цвету соответствует грубая фактура, темному — гладкая) или же нейтрализована обратным их дей­ствием.

В зависимости от положения формы в пространстве полихромия может значи­тельно менять свою активность. При увеличении дистанции наблюдения актив­ность полихромии понижается, и ее цвета приобретают холодный оттенок; при уменьшении дистанции активность полихромии возрастает, и ее цвета приобрета­ют теплый оттенок. В свою очередь определенная активность полихромии может говорить о соответствующей дистанции между наблюдателем и воспринимаемой полихромной формой: контрастная теплая полихромия скорее осмысливается как воспринятая с меньшей дистанции, а нюансная холодная полихромия — с боль­шей дистанции.

Ощущение взаимодействия цветов объемно-пространственной формы и светотени тесно связано с характером светотени. Сильная светотень разрушает полихромию, которая теряет свою активность, так как на освещенных местах формы цвета ни­велируются вследствие высвечивания, а в тени ощущение цвета пропадает вслед­ствие слабой освещенности. Слабая светотень не нарушает полихромии формы. Существует и обратная связь полихромии и условий освещения: полихромия светлых ненасыщенных цветов скорее воспринимается как принадлежащая фор­ме, освещенной слепящим светом; полихромия темных ненасыщенных цветов — как принадлежащая форме, находящейся в условиях пониженной освещенности. Контрастная полихромия чаще всего воспринимается принадлежащей форме, на­ходящейся в условиях дневного рассеянного освещения, когда не создаются рез­кие светотеневые эффекты.

Упомянем о явлении цветового восприятия, которое носит название феномена Пуркинье. Оно заключается в том, что при изменении уровня освещенности ме­няются светлотные отношения цветов полихромии. Например, при дневном ос­вещении синий цвет воспринимается более темным, чем красный; при переходе же к низкому уровню освещенности (сумерки) красный цвет воспринимается темно-серым, а синий — светло-серым. Это явление может оказывать значи­тельное воздействие на формообразующие эффекты полихромии, что необходи­мо учитывать.

Свойства объемно-пространственной формы имеют бесконечное количество со­стояний по мере своего изменения в определенных пределах. В предельных со­стояниях эти свойства максимально или минимально активны. Рассмотренные особенности взаимодействия полихромии объемно-пространственной формы с другими ее свойствами позволяют выдвинуть гипотезу о том, что зрительное ощущение суммарной активности всех свойств данной объемно-пространственной формы есть постоянная для этой формы величина. Это значит, что активизация одного из свойств формы ведет к зрительному уменьшению активности других ее свойств. Например, если сравнивать белый куб на черном фоне, освещенный бо­ковым светом, с кубом, обладающим активной полихромией, состоящей из круп­ных чередующихся диагональных полос красного и синего цветов, также поме­щенным на черный фон, то станет очевидным, что цветовая активность второй формы умаляет значение ее геометрического вида (требуется усилие, чтобы убе­диться в истинности этого куба), массы (она теряет монолитность и становится рыхлой), светотени (она ослабевает из-за активных контрастных цветов) и других свойств формы. А геометрический вид пространственной формы, состоящей из тонких линейных элементов, сводит к минимуму значение массы, полихромии и фактуры этой формы.



2015-12-07 1879 Обсуждений (0)
ЦВЕТ И СВОЙСТВА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЦВЕТ И СВОЙСТВА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1879)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)