Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЕЙСТВИЕ ПОЛИХРОМИИ В ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЕ



2015-12-07 1427 Обсуждений (0)
ДЕЙСТВИЕ ПОЛИХРОМИИ В ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Проанализируем с помощью метода моделей действие полихромии в объемно-пространственных формах трех видов: плоскостной, объемной и пространствен­ной.

Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по двум координатам при подчиненной величине третьей координаты. Наиболее типичное выражение плоскостной формы — квадрат, где измерения по двум координатам равны, а третье измерение предельно мало (фактически отсутствует). В реальном окружении это точка объекта — экран, рекламный щит, фасад здания, рельеф.

Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем коор­динатам. Наиболее типичные объемы формы — куб, шар, в которых измерения по всем трем координатам равны. Это — телевизор, автомобиль, компактное здание.

Пространственная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам и включает как плоскостные, так и объемные формы вместе с пространством, заключенным между ними. Типичные пространственные формы — каркасы куба или других объемных форм, а также различные сочетания пло­скостных, объемных и линейных форм. Развитие трех координат пространствен­ной формы обуславливает множественность точек ее восприятия, причем они мо­гут находиться как вне, так и (при достаточных размерах, например, в архитекту­ре) внутри самой формы. Эта форма, таким образом, имеет множество точек ее восприятия, с которых зрителю раскрываются ее самые характерные черты. Интерьер здания или открытое пространство города — характерные проявления пространственных форм.

Согласуясь с другими свойствами объемно-пространственной формы, цвет способ­ствует ее большей выразительности. Полихромия, развитая в объемно-простран­ственной форме, может обладать известной самостоятельностью относительно не­которых свойств этой формы, может вступать с ней в противоречие, в результате чего возникает ощущение новой формы. Степень самостоятельности полихромии формы относительно ее структуры и характера, выраженных ее геометрическим видом, массой и другими свойствами, создает величину зрительного изменения первоначальной формы. Увеличение степени самостоятельности полихромии от­носительно структуры и характера взятой формы приводит зрителя к ощущению принципиально новой объемно-пространственной формы.

Каковы возможности полихромии в плоскостной форме? Белая фронтальная плоскость квадратного очертания воспринимается нами как цельная однородная плоскостная форма. Если мы придадим частям этой формы желтый, оранжевый, синий и зеленый цвета, то плоскость утратит цельность и однородность и в силу пространственного действия цветов станет восприниматься нами как расчленен­ная поверхность. Поместив ее на черный фон мы убедимся, что все части этой поверхности выступают относительно фона: расположенной ближе других нам кажется желтая часть, за ней — оранжевая, зеленая и, наконец, синяя, которая едва отрывается от черного фона. Используя метод выражения полихромной формы через монохромную, мы сможем представить данную полихромную по­верхность как белый рельеф. Высота рельефа будет определяться соотношением свойств цветовых элементов.

Изменение цветовых элементов, хотя бы по одному из свойств, приводит к рас­членению плоскости. Например, четыре равных одинаково синих квадрата обра­зуют цельную поверхность. Если мы изменим эти элементы, скажем, по светлоте, и получим четыре градации синего цвета, то плоскость, составленная из этих эле­ментов, будет восприниматься уже как расчлененная поверхность. Эту поверх­ность можно будет условно выразить монохромным рельефом, самый высокий элемент которого будет соответствовать наиболее светлому синему элементу, а самый низкий — наиболее темному. Аналогичное действие можно обнаружить, рассматривая плоскость, образованную из элементов, изменяющихся только по цветовому тону или только по насыщенности. Обычно каждый из цветовых эле­ментов, составляющих полихромную плоскость, потенциально может быть изме­нен одновременно по двум—трем характеристикам. Кроме того, эти элементы мо­гут меняться по величине, фактуре, конфигурации и т.д. Широкий диапазон из­менений элементов в различных направлениях дает бесконечное множество ва­риантов полихромии плоскостной формы, вызывающей разнообразнейшие фор-мообразующие эффекты.

Установлены причины, обуславливающие различные степени расчленения пло­скости цветовыми сочетаниями: а) высокая степень расчленения может быть достигнута только при помощи цветов, сильно контрастирующих один с другим по светлоте; различие по цветовому тону и по насыщенности не увеличивает расчлененности сколько-нибудь заметно; б) малая степень расчленения дости­гается с помощью различия по цветовому тону и насыщенности, однако, рас­членение становится надежным при условии хотя бы небольшого различия по светлоте.

Иначе проявляется действие полихромии в объемной форме. Белый куб воспри­нимается как цельная однородная объемная форма. Если представить ее как сум­му восьми кубов желтого, оранжевого, синего и зеленого цветов, то первоначаль­ная форма утратит свою цельность и однородность и в силу явления хроматиче­ской стереоскопии, проявляющейся одновременно по трем координатам (объем воспринимается при его обзоре со всех сторон), полихромный куб станет воспри­ниматься нами как новый, более сложный объем. Поместив его на черный фон, мы убедимся, что желтый и оранжевый элементы представляются большего раз­мера, чем зеленый и, особенно, синий. Конкретным соотношением состояний цветов элементов будет определяться окончательный характер полихромного куба. Пользуясь методом выражения полихромной формы через монохромную, мы сможем представить данный полихромный куб как белый объем типа куба с рельефными гранями.

Возможные случаи действия полихромии в объемной форме — кубе или парал­лелепипеде — таковы: а) полихромия развивается в плоскости грани и воспри­нимается как рельеф; б) полихромия развивается в двух смежных гранях, пере­ходя ребро между ними; ее пространственное действие обнаруживается одновре­менно в двух перпендикулярных направлениях, и элемент формы, несущей эту полихромию, может восприниматься самостоятельным объемом, утопленным в ос­новную форму; в) полихромия развивается на стыке трех смежных граней, ее пространственное действие проявляется одновременно в трех перпендикулярных направлениях; элемент формы, отмеченный этой полихромией, воспринимается самостоятельным объемным элементом, находящимся на одной из вершин парал­лелепипеда.

,Для зрительного восприятия многоцветной объемной формы большое значение имеет цвет фона, на котором она находится. Мы не можем оценивать изолиро­ванно цвета объемной формы и цвета фона. Они воспринимаются как единое це­лое и оказывают влияние друг на друга. Цвет фона может изменять восприятие полихромии объемной формы. Помещая эту форму в различные цветовые усло­вия, можно разнообразить результаты формообразующего действия одной и той же полихромии.

В пространственной форме одни элементы могут служить фоном для других, при перемене точек зрения ситуации меняются, что значительно обогащает полихро­мию пространственной формы, сообщает ей множество новых "прочтений", со­здает разнообразие формообразующих эффектов.

Четыре белых параллелепипеда, симметрично размещенных на белом квадратном основании, образуют вместе с ним пространственную форму. Мы воспринимаем ее в результате движения вокруг ее отдельных элементов и вокруг всей формы в целом. Если придать параллелепипедам желтый цвет и поместить их на основа­ния синего и красного цветов, то первоначальная форма в силу действия цветов одновременно в плоскостной и объемной формах будет восприниматься как но­вая пространственная форма. Пользуясь методом выражения полихромной формы через монохромную, можно представить ее как белую форму с рельефным осно­ванием и объемами несколько больших размеров.

Как было отмечено, самостоятельность полихромии по отношению к структуре формы в значительной мере определяет но-визну ощущения новой формы. В представленной выше полихромной пространственной форме некоторая самостоятельность полихромии относительно структуры формы приводит к возникнове­нию новой формы, зафиксированной белой моделью. В другом случае действие цвета в той же пространственной форме направлено для организации в ней но­вого центра путем преодоления ее симметрии. Наконец, полихромия той же про­странственной формы может быть совершенно независимой от ее структуры. Цветом самостоятельно организуются две крупные зоны: красная и желтая, в ре­зультате возникает ощущение новой сложной пространственной формы. Это мно-гоцветие мы называем суперграфикой.

При восприятии полихромной объемно-пространственной формы глаз человека различает и оценивает, с одной стороны, форму, в которой цвет выступает как органически присущее ей свойство, распространяющееся в глубину на всю мас­су формы; с другой — форму, у которой цвет проявляется на поверхности лишь как окраска. В первом случае цвет является средством, формирующим в нашем сознании впечатление новой формы, во втором — средством обработки поверхности существующей формы. Это происходит потому, что любой зритель­ный акт включает узнавание и оценку. Осмысленность неотделима от восприя­тия и присутствует в любом его элементарном акте, который опосредован физи­ологическими процессами и прошлым опытом зрителя. Так, если мы убеждены, что действие цвета проникает в глубину формы, то эффект формообразования проявляется наиболее очевидно; если же мы видим, что формы окрашена, то можем воспринять отдельно форму, находящуюся под окраской, и отдельно цвет окраски. В этом случае формообразующее действие полихромии может быть значительно ослаблено. Разумеется, было бы неверным отрицать исполь­зование поверхностного цвета в целях формообразования, ведь именно поверх­ностный цвет (окраска, живопись) находит в архитектуре и дизайне весьма ши­рокое применение. Заметим, что в целях гарантированного формообразующего действия цветной окраски архитектурно-пространственных форм к ее цветам желательно предъявлять требование глубинности (ощущение цветового матери­ала). Известно, что при увеличении дистанции наблюдения возникает тенден­ция иллюзорного перехода поверхностного цвета в глубинный в связи с умень­шением фактурности поверхности формы.

Естественное восприятие объемно-пространственной формы — это не автомати­ческая фиксация ощущения новой формы с изменением ее цвета. Здесь могут быть своего рода несоответствия. Например, установлено, что одна и та же форма, меняющая цвет в зависимости от условий освещения, может визуально не изменяться, т.к. важнейшей задачей цветового зрения является правильное узнавание окраски предметов, а не просто излучений разного спектрального состава. Это делает необходимым участие в цветовом зрении механизма кон­стантности восприятия, т.е. способности зрительного анализатора идентифици­ровать предметы по их отражательным свойствам в изменяющихся условиях ос­вещения.

Таким образом, чтобы "преодолеть" действие механизма константности при вос­приятии полихромной формы в целях прочтения формообразующего эффекта цвета, к полихромии этой формы предъявляются требования определенной актив­ности. Как было отмечено выше, активность полихромии обуславливается вели­чиной контраста ее цветовых элементов. Полихромия обладает двумя предельны­ми состояниями по активности. При незначительных контрастах цветов полихро­мия стремится к монохромности, ее активность близка к нулю. При значительных контрастах цветов полихромия достигает максимума своей активности. Полихро­мия двух дополнительных цветов (например, желтый и фиолетовый), взятых на плоскости в равных количествах, значительно меняет свою активность при изме­нении этих цветов по светлоте и насыщенности. Число ясно различимых ступе­ней активности примем равным 5. Активность полихромии будем оценивать чис­лом ступеней по пятибальной системе.

Установим понятие порога формообразующего действия полихромии в объемно-пространственной форме. Таким порогом мы будем считать наименее контрастную полихромию, в результате развития которой в объемно-пространственной форме возникает ощущение новой формы. Заметим, что величины порогов формообра­зующего действия полихромии для плоскостной, объемной и пространственной форм неодинаковы и могут быть определены лишь эмпирически для каждой кон­кретной формы. Наблюдения показали, что цветовые нюансы и незначительные цветовые контрасты способны расчленить плоскостную форму и создать иллюзию рельефа, вследствие чего порог формообразующего действия полихромии в плос­костной форме равен одной—двум ступеням. Объемная форма в силу своего мо­нолитного характера гораздо труднее поддается, формообразующему воздействию полихромии, поэтому для создания ощущения новой объемной формы с помощью цвета необходима полихромия трех—пяти ступеней активности. Лишь сильные цветовые контрасты в полихромии объемной формы способны к реальному фор­мообразующему действию и, наконец, в пространственной форме порог формооб­разующего действия полихромии может быть несколько ниже, чем в объемной, но выше, чем в плоскостной форме: три—четыре ступени. Это объясняется тем, что пространственная форма, хотя и содержит в себе объемы, более расчленена, чем объемная.

Итак, для заметного формообразующего действия полихромии в объемно-про­странственной форме эта полихромия должна отвечать двум основным требова­ниям: ее цвета должны восприниматься глубинными, и она должна быть активнее порога формообразующего действия полихромии в данной форме.

Цветовая среда, создаваемая архитектором-дизайнером, во многом зависит от свойств материально-пространственного окружения, которое является своеобраз­ным каркасом, обуславливающим структуру и динамику этой среды. Материально-пространственное окружение может быть относительно монолитным или про­странственным, и это обстоятельство предполагает монохромность или полихром-ность создаваемой цветовой среды. Это связано с рассматриваемыми выше фун­даментальными закономерностями взаимодействия цвета и геометрического вида объемно-пространственной формы. Монолитные формы скорее предполагают мо-нохромию или полихромию низкой активности, формы средней расчлененно­сти — наиболее активную полихромию, а формы значительно расчлененные, как бы растворяющиеся в пространстве, снова предполагают низкую активность по­лихромии, приближающуюся к монохромии. Это — подтверждение аксиомы "цвет — свойство формы". Целостная монолитная форма обладает цветовым единством. Расчлененная форма мыслится как сумма отдельных монолитных форм, каждая из которых имеет индивидуальную цветовую характеристику. Фор­ма с высокой степенью расчленения, составленная из огромного множества мель­чайших монолитных форм, имеющих собственный цвет, выглядит обобщенной по колориту, как бы стремится к монохромии. В формах средней расчлененности, которые занимают промежуточное положение между монолитными и расчленен­ными и представляют наиболее распространенный тип форм, получает развитие полихромия средней и высокой степени активности.

Названная закономерность действует в материально-пространственном окруже­нии до вмешательства человека, которому свойственно соблюдать некий баланс пластических и колористических средств: богатая пластика как бы снимает ак­тивное цветовое вмешательство и делает его актуальным при скупой пластиче­ской разработке. Рассматривая форму в определенных пространственных, при-родно-климатических и социально-культурных условиях, создающих целостный контекст, можно убедиться, что ее полихромия, подчиняясь изложенной выше за­кономерности, затем начинает испытывать воздействие этого контекста и находит в соответствии с ним свое конкретное выражение.



2015-12-07 1427 Обсуждений (0)
ДЕЙСТВИЕ ПОЛИХРОМИИ В ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЕЙСТВИЕ ПОЛИХРОМИИ В ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)