ДЕЙСТВИЕ ПОЛИХРОМИИ В ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЕ
Проанализируем с помощью метода моделей действие полихромии в объемно-пространственных формах трех видов: плоскостной, объемной и пространственной. Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по двум координатам при подчиненной величине третьей координаты. Наиболее типичное выражение плоскостной формы — квадрат, где измерения по двум координатам равны, а третье измерение предельно мало (фактически отсутствует). В реальном окружении это точка объекта — экран, рекламный щит, фасад здания, рельеф. Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемы формы — куб, шар, в которых измерения по всем трем координатам равны. Это — телевизор, автомобиль, компактное здание. Пространственная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам и включает как плоскостные, так и объемные формы вместе с пространством, заключенным между ними. Типичные пространственные формы — каркасы куба или других объемных форм, а также различные сочетания плоскостных, объемных и линейных форм. Развитие трех координат пространственной формы обуславливает множественность точек ее восприятия, причем они могут находиться как вне, так и (при достаточных размерах, например, в архитектуре) внутри самой формы. Эта форма, таким образом, имеет множество точек ее восприятия, с которых зрителю раскрываются ее самые характерные черты. Интерьер здания или открытое пространство города — характерные проявления пространственных форм. Согласуясь с другими свойствами объемно-пространственной формы, цвет способствует ее большей выразительности. Полихромия, развитая в объемно-пространственной форме, может обладать известной самостоятельностью относительно некоторых свойств этой формы, может вступать с ней в противоречие, в результате чего возникает ощущение новой формы. Степень самостоятельности полихромии формы относительно ее структуры и характера, выраженных ее геометрическим видом, массой и другими свойствами, создает величину зрительного изменения первоначальной формы. Увеличение степени самостоятельности полихромии относительно структуры и характера взятой формы приводит зрителя к ощущению принципиально новой объемно-пространственной формы. Каковы возможности полихромии в плоскостной форме? Белая фронтальная плоскость квадратного очертания воспринимается нами как цельная однородная плоскостная форма. Если мы придадим частям этой формы желтый, оранжевый, синий и зеленый цвета, то плоскость утратит цельность и однородность и в силу пространственного действия цветов станет восприниматься нами как расчлененная поверхность. Поместив ее на черный фон мы убедимся, что все части этой поверхности выступают относительно фона: расположенной ближе других нам кажется желтая часть, за ней — оранжевая, зеленая и, наконец, синяя, которая едва отрывается от черного фона. Используя метод выражения полихромной формы через монохромную, мы сможем представить данную полихромную поверхность как белый рельеф. Высота рельефа будет определяться соотношением свойств цветовых элементов. Изменение цветовых элементов, хотя бы по одному из свойств, приводит к расчленению плоскости. Например, четыре равных одинаково синих квадрата образуют цельную поверхность. Если мы изменим эти элементы, скажем, по светлоте, и получим четыре градации синего цвета, то плоскость, составленная из этих элементов, будет восприниматься уже как расчлененная поверхность. Эту поверхность можно будет условно выразить монохромным рельефом, самый высокий элемент которого будет соответствовать наиболее светлому синему элементу, а самый низкий — наиболее темному. Аналогичное действие можно обнаружить, рассматривая плоскость, образованную из элементов, изменяющихся только по цветовому тону или только по насыщенности. Обычно каждый из цветовых элементов, составляющих полихромную плоскость, потенциально может быть изменен одновременно по двум—трем характеристикам. Кроме того, эти элементы могут меняться по величине, фактуре, конфигурации и т.д. Широкий диапазон изменений элементов в различных направлениях дает бесконечное множество вариантов полихромии плоскостной формы, вызывающей разнообразнейшие фор-мообразующие эффекты. Установлены причины, обуславливающие различные степени расчленения плоскости цветовыми сочетаниями: а) высокая степень расчленения может быть достигнута только при помощи цветов, сильно контрастирующих один с другим по светлоте; различие по цветовому тону и по насыщенности не увеличивает расчлененности сколько-нибудь заметно; б) малая степень расчленения достигается с помощью различия по цветовому тону и насыщенности, однако, расчленение становится надежным при условии хотя бы небольшого различия по светлоте. Иначе проявляется действие полихромии в объемной форме. Белый куб воспринимается как цельная однородная объемная форма. Если представить ее как сумму восьми кубов желтого, оранжевого, синего и зеленого цветов, то первоначальная форма утратит свою цельность и однородность и в силу явления хроматической стереоскопии, проявляющейся одновременно по трем координатам (объем воспринимается при его обзоре со всех сторон), полихромный куб станет восприниматься нами как новый, более сложный объем. Поместив его на черный фон, мы убедимся, что желтый и оранжевый элементы представляются большего размера, чем зеленый и, особенно, синий. Конкретным соотношением состояний цветов элементов будет определяться окончательный характер полихромного куба. Пользуясь методом выражения полихромной формы через монохромную, мы сможем представить данный полихромный куб как белый объем типа куба с рельефными гранями. Возможные случаи действия полихромии в объемной форме — кубе или параллелепипеде — таковы: а) полихромия развивается в плоскости грани и воспринимается как рельеф; б) полихромия развивается в двух смежных гранях, переходя ребро между ними; ее пространственное действие обнаруживается одновременно в двух перпендикулярных направлениях, и элемент формы, несущей эту полихромию, может восприниматься самостоятельным объемом, утопленным в основную форму; в) полихромия развивается на стыке трех смежных граней, ее пространственное действие проявляется одновременно в трех перпендикулярных направлениях; элемент формы, отмеченный этой полихромией, воспринимается самостоятельным объемным элементом, находящимся на одной из вершин параллелепипеда. ,Для зрительного восприятия многоцветной объемной формы большое значение имеет цвет фона, на котором она находится. Мы не можем оценивать изолированно цвета объемной формы и цвета фона. Они воспринимаются как единое целое и оказывают влияние друг на друга. Цвет фона может изменять восприятие полихромии объемной формы. Помещая эту форму в различные цветовые условия, можно разнообразить результаты формообразующего действия одной и той же полихромии. В пространственной форме одни элементы могут служить фоном для других, при перемене точек зрения ситуации меняются, что значительно обогащает полихромию пространственной формы, сообщает ей множество новых "прочтений", создает разнообразие формообразующих эффектов. Четыре белых параллелепипеда, симметрично размещенных на белом квадратном основании, образуют вместе с ним пространственную форму. Мы воспринимаем ее в результате движения вокруг ее отдельных элементов и вокруг всей формы в целом. Если придать параллелепипедам желтый цвет и поместить их на основания синего и красного цветов, то первоначальная форма в силу действия цветов одновременно в плоскостной и объемной формах будет восприниматься как новая пространственная форма. Пользуясь методом выражения полихромной формы через монохромную, можно представить ее как белую форму с рельефным основанием и объемами несколько больших размеров. Как было отмечено, самостоятельность полихромии по отношению к структуре формы в значительной мере определяет но-визну ощущения новой формы. В представленной выше полихромной пространственной форме некоторая самостоятельность полихромии относительно структуры формы приводит к возникновению новой формы, зафиксированной белой моделью. В другом случае действие цвета в той же пространственной форме направлено для организации в ней нового центра путем преодоления ее симметрии. Наконец, полихромия той же пространственной формы может быть совершенно независимой от ее структуры. Цветом самостоятельно организуются две крупные зоны: красная и желтая, в результате возникает ощущение новой сложной пространственной формы. Это мно-гоцветие мы называем суперграфикой. При восприятии полихромной объемно-пространственной формы глаз человека различает и оценивает, с одной стороны, форму, в которой цвет выступает как органически присущее ей свойство, распространяющееся в глубину на всю массу формы; с другой — форму, у которой цвет проявляется на поверхности лишь как окраска. В первом случае цвет является средством, формирующим в нашем сознании впечатление новой формы, во втором — средством обработки поверхности существующей формы. Это происходит потому, что любой зрительный акт включает узнавание и оценку. Осмысленность неотделима от восприятия и присутствует в любом его элементарном акте, который опосредован физиологическими процессами и прошлым опытом зрителя. Так, если мы убеждены, что действие цвета проникает в глубину формы, то эффект формообразования проявляется наиболее очевидно; если же мы видим, что формы окрашена, то можем воспринять отдельно форму, находящуюся под окраской, и отдельно цвет окраски. В этом случае формообразующее действие полихромии может быть значительно ослаблено. Разумеется, было бы неверным отрицать использование поверхностного цвета в целях формообразования, ведь именно поверхностный цвет (окраска, живопись) находит в архитектуре и дизайне весьма широкое применение. Заметим, что в целях гарантированного формообразующего действия цветной окраски архитектурно-пространственных форм к ее цветам желательно предъявлять требование глубинности (ощущение цветового материала). Известно, что при увеличении дистанции наблюдения возникает тенденция иллюзорного перехода поверхностного цвета в глубинный в связи с уменьшением фактурности поверхности формы. Естественное восприятие объемно-пространственной формы — это не автоматическая фиксация ощущения новой формы с изменением ее цвета. Здесь могут быть своего рода несоответствия. Например, установлено, что одна и та же форма, меняющая цвет в зависимости от условий освещения, может визуально не изменяться, т.к. важнейшей задачей цветового зрения является правильное узнавание окраски предметов, а не просто излучений разного спектрального состава. Это делает необходимым участие в цветовом зрении механизма константности восприятия, т.е. способности зрительного анализатора идентифицировать предметы по их отражательным свойствам в изменяющихся условиях освещения. Таким образом, чтобы "преодолеть" действие механизма константности при восприятии полихромной формы в целях прочтения формообразующего эффекта цвета, к полихромии этой формы предъявляются требования определенной активности. Как было отмечено выше, активность полихромии обуславливается величиной контраста ее цветовых элементов. Полихромия обладает двумя предельными состояниями по активности. При незначительных контрастах цветов полихромия стремится к монохромности, ее активность близка к нулю. При значительных контрастах цветов полихромия достигает максимума своей активности. Полихромия двух дополнительных цветов (например, желтый и фиолетовый), взятых на плоскости в равных количествах, значительно меняет свою активность при изменении этих цветов по светлоте и насыщенности. Число ясно различимых ступеней активности примем равным 5. Активность полихромии будем оценивать числом ступеней по пятибальной системе. Установим понятие порога формообразующего действия полихромии в объемно-пространственной форме. Таким порогом мы будем считать наименее контрастную полихромию, в результате развития которой в объемно-пространственной форме возникает ощущение новой формы. Заметим, что величины порогов формообразующего действия полихромии для плоскостной, объемной и пространственной форм неодинаковы и могут быть определены лишь эмпирически для каждой конкретной формы. Наблюдения показали, что цветовые нюансы и незначительные цветовые контрасты способны расчленить плоскостную форму и создать иллюзию рельефа, вследствие чего порог формообразующего действия полихромии в плоскостной форме равен одной—двум ступеням. Объемная форма в силу своего монолитного характера гораздо труднее поддается, формообразующему воздействию полихромии, поэтому для создания ощущения новой объемной формы с помощью цвета необходима полихромия трех—пяти ступеней активности. Лишь сильные цветовые контрасты в полихромии объемной формы способны к реальному формообразующему действию и, наконец, в пространственной форме порог формообразующего действия полихромии может быть несколько ниже, чем в объемной, но выше, чем в плоскостной форме: три—четыре ступени. Это объясняется тем, что пространственная форма, хотя и содержит в себе объемы, более расчленена, чем объемная. Итак, для заметного формообразующего действия полихромии в объемно-пространственной форме эта полихромия должна отвечать двум основным требованиям: ее цвета должны восприниматься глубинными, и она должна быть активнее порога формообразующего действия полихромии в данной форме. Цветовая среда, создаваемая архитектором-дизайнером, во многом зависит от свойств материально-пространственного окружения, которое является своеобразным каркасом, обуславливающим структуру и динамику этой среды. Материально-пространственное окружение может быть относительно монолитным или пространственным, и это обстоятельство предполагает монохромность или полихром-ность создаваемой цветовой среды. Это связано с рассматриваемыми выше фундаментальными закономерностями взаимодействия цвета и геометрического вида объемно-пространственной формы. Монолитные формы скорее предполагают мо-нохромию или полихромию низкой активности, формы средней расчлененности — наиболее активную полихромию, а формы значительно расчлененные, как бы растворяющиеся в пространстве, снова предполагают низкую активность полихромии, приближающуюся к монохромии. Это — подтверждение аксиомы "цвет — свойство формы". Целостная монолитная форма обладает цветовым единством. Расчлененная форма мыслится как сумма отдельных монолитных форм, каждая из которых имеет индивидуальную цветовую характеристику. Форма с высокой степенью расчленения, составленная из огромного множества мельчайших монолитных форм, имеющих собственный цвет, выглядит обобщенной по колориту, как бы стремится к монохромии. В формах средней расчлененности, которые занимают промежуточное положение между монолитными и расчлененными и представляют наиболее распространенный тип форм, получает развитие полихромия средней и высокой степени активности. Названная закономерность действует в материально-пространственном окружении до вмешательства человека, которому свойственно соблюдать некий баланс пластических и колористических средств: богатая пластика как бы снимает активное цветовое вмешательство и делает его актуальным при скупой пластической разработке. Рассматривая форму в определенных пространственных, при-родно-климатических и социально-культурных условиях, создающих целостный контекст, можно убедиться, что ее полихромия, подчиняясь изложенной выше закономерности, затем начинает испытывать воздействие этого контекста и находит в соответствии с ним свое конкретное выражение.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |