Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЯВЛЕНИЕ ХРОМАТИЧЕСКОЙ СТЕРЕОСКОПИИ



2015-12-07 2270 Обсуждений (0)
ЯВЛЕНИЕ ХРОМАТИЧЕСКОЙ СТЕРЕОСКОПИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Известно, что несколько цветовых образцов, фактически находящихся в одной фронтальной плоскости, воспринимаются лежащими в разных плоскостях — бли­же или дальше реальной. Это происходит благодаря эффекту хроматической сте­реоскопии, известному еще в классическом цветоведении под названием "высту-пание—отступание" цветов. Он во многом обуславливает процесс формообразо­вания с помощью цвета.

При рассмотрении цветового круга, помещенного на черное основание, становит­ся очевидным, что желтая часть круга значительно выступает вперед, красная вы­ступает меньше, синяя отступает в глубину, лишь едва отрываясь от черного фона. Красный и зеленый цвета занимают, приблизительно, равное среднее положение; оранжевый выступает больше красного, но меньше желтого; фиолето­вый западает за красный, но кажется ближе синего. Таким образом воспринима­ется цветовой круг, помещенный на черный фон. Подавляющее большинство лю­дей, обладающих нормальным цветовым зрением, именно таким образом пред­ставляют себе пространственную локализацию цветов.

На явление "выступание—отступание" цветов указывал еще Гёте. Позднее другие ученые ссылались на него и исследовали причины возникновения указанного эф­фекта.

Общеизвестна концепция В. Кандинского относительно распределения цветов в пространстве по отношению к зрителю: желтый цвет распространяется в стороны и тем самым приближается к зрителю; синий сокращается, уходит от зрителя;

красный стабилен. Оранжевый — это красный, приближенный к наблюдателю .посредством желтого, а фиолетовый — красный, удаленный от зрителя синим.

Американский ученый Ф. Биррен, выясняя причины явления хроматической стереоскопии, приходит к выводу, что ее возникновение коренится в физио­логических особенностях зрительного анализатора. Приспосабливаясь к фоку-сированию изображения красного цвета на сетчатку, линзы глаза увеличивают свою кривизну. Возможно поэтому такие цвета кажутся расположенными бли­же и занимающими большее пространство. Чтобы изображение синего цвета попало на сетчатку, линзы становятся более плоскими, и эти цвета кажутся отдаленными и занимающими меньшее пространство [З]. Механические изме­нения зрительного аппарата Ф. Биррен связывает с психологией зрительного восприятия цветов.

Швейцарский педагог И. Иттен справедливо отмечает, что для оценки впечатле­ния глубины цвет фона столь же важен, как и цвет, являющийся объектом вос­приятия. По его мнению, шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолето­вый, синий и зеленый, помещенные на черный фон, по впечатлению своих ступе­ней глубины соответствуют пропорциям золотого сечения [б].

Ощущение цвета возникает в результате электромагнитного излучения различ­ных частот на зрительный аппарат человека. Таким образом цвет выступает как воспринятое человеком отражение одной из сторон объективной реальности. Помимо параметров излучения и работы зрительного аппарата на возникнове­ние у человека цветового ощущения влияют опыт наблюдателя, зрительная па­мять и другие элементы восприятия. На восприятие полихромии объекта также оказывает влияние отношение человека к этому объекту, т.е. немаловажную роль здесь играет психология восприятия. В процессе восприятия различают ощущения непосредственные, возникающие в результате воздействия объекта на зрительный анализатор, и опосредствованные. Эффект опосредствованных ощущений возникает в нашем сознании на основе зрительного опыта. Этот опыт настраивает зрителя на получение определенных пластических ощущений от конкретных цветовых сочетаний. Устойчивые ассоциации, возникающие от окружающей природной среды, неизбежны. "Синие дали" — это устоявшееся понятие характеризует синий цвет как стремящийся в глубину. Привлекающие внимание цвета солнца и огня воспринимаются приближающимися. На основа­нии природных ассоциаций цвета с меньшей насыщенностью и светлотой вос­принимаются отдаленными, а цвета с противоположными свойствами выходят из глубины.

Учитывая психофизиологические особенности восприятия цвета и зрительный опыт, постараемся систематизировать причины возникновения явления хромати­ческой стереоскопии. Рассмотрим подробнее, каким образом каждая из причин влияет на этот эффект.

1. На цветовом круге мы обнаружили принципиальную значимость явления хроматической стереоскопии от характера цветового тона. Ряд желтый—крас­ный—синий, например, на черном фоне выглядит уходящим в глубину.

2. Светлота (субъективная яркость) цвета — свойство зрительного восприя­тия, согласно которому некоторая поверхность кажется испускающей больше или меньше света — основной фактор, вызывающий хроматическую стереоскопию. Если холодные и теплые цвета имеют одинаковую светлоту, то теплые цвета вы­ходят вперед относительно холодных. Если возникает светлотный контраст, то его действие накладывается на сложившееся расположение цветов в пространстве. Если синий и красный одинаковой светлоты находятся на черном основании, то синий уходит в глубину, а красный выходит вперед. Если этот красный светлеет, то он выходит вперед сильнее, а если высветлить сильнее синий, то он может даже выйти вперед, а красный отступит назад. Светлота — единственный фактор, влияющий на пространственное расположение ахроматических цветов.

3. Насыщенные цвета выходят вперед по отношению к равным с ними по светлоте ненасыщенным цветам.

4. Тепло-холодный контраст заставляет выступать вперед на нейтральном се­ром фоне теплые цвета — желтый, оранжевый, красный; холодные цвета — си­ний и фиолетовый — отступают назад; зеленый — нейтральный в отношении к теплому и холодному, воспринимается ближе относительно холодных, но дальше относительно теплых цветов.

5. Все видимые цвета можно разделить на поверхностные и пространствен­ные. Поверхностный цвет (желтый, красный и др.) более плотен, прочнее спле­тен, материален. Передавая кривизну поверхности, которой цвет принадлежит, он довольно определенно локализуется в пространстве. Пространственный цвет (си­ний, сине-зеленый и др.) воздушен, имеет рыхлое строение, нематериален. Рас­стояние от него до наблюдателя определить гораздо труднее. Пространственный цвет может восприниматься как неопределенный объект, окрашенный цветным освещением, тогда локализация цвета становится возможной. Поверхностные цвета приближаются, пространственные — удаляются. Красный цвет, приближен­ный к зрителю заметной фактурой, еще больше отрывается в пространстве от си­него. Однако если придать эту же фактуру синему, а красный оставить гладким, можно достичь обратного впечатления.

6. Количественные отношения цветов по площади могут стать важным элемен­том в их распределении по глубине. Так, если на большое количество красного поместить небольшое количество желтого, то красное будет для желтого основа­нием, и желтое, безусловно, выйдет вперед; если же количество желтого увели­чить, то может произойти так, что красный, сконцентрировавшись, превратится в рамку, удерживающую желтый, и выйдет вперед относительно этого желтого.

7. Особенность зрительного восприятия, благодаря которой одни элементы вос­принимаются фигурой, а другие — фоном, также необходимо иметь в виду, посколь­ку цвет, соответствующий фигуре, всегда воспринимается выступающим, а соответ­ствующий фону — отступающим, независимо от всех рассмотренных выше факторов. Чаще фигурами воспринимаются элементы меньшей площади, остальное цветовое поле служит для них фоном. Цвет, образующий фигуру, воспринимается более плот­ным; в случае если он оказывается фоном, то зрительно теряет свою плотность.

Таким образом, помимо опыта зрительного восприятия, различного рода ассоциа­ций и цветовых предпочтений, во многом определяющих эффект хроматической стереоскопии, конкретное ощущение этого феномена обуславливается также и перечисленными причинами.

Явление хроматической стереоскопии допускает количественную оценку, которая придает определенность исследованиям этого феномена и может быть использо­вана в управлении формообразованием с помощью цвета. Трудность количествен­ной оценки хроматической стереоскопии состоит в том, что её объективное су­ществование проявляется во множестве индивидуальных ощущений, порой значи­тельно расходящихся между собой вследствие существования чисто субъективных "шумов", например, тонкость цветоразличения, цветовые предпочтения, настрое­ние, наличие устойчивых ассоциаций, связанных с определенным цветом или со­четанием цветов, индивидуальные особенности восприятия и т.д., что хорошо ил­люстрируется серией опытов с последующей их обработкой статистическим мето­дом [50].



2015-12-07 2270 Обсуждений (0)
ЯВЛЕНИЕ ХРОМАТИЧЕСКОЙ СТЕРЕОСКОПИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЯВЛЕНИЕ ХРОМАТИЧЕСКОЙ СТЕРЕОСКОПИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)