Примеры решения задач
Задача 1. Симплексный метод. Торговое предприятие реализует 2 группы товаров: А и В. Нормы затрат ресурсов на каждый тип товаров, лимиты ресурсов, а также доход на единицу каждой продукции заданы в таблице. Определить плановый объем продаж и структуру товарооборота так, чтобы доход торгового предприятия был максимален.
РЕШЕНИЕ: I Построим экономико-математическую модель задачи: 1) Переменные – ресурсы, ед. 1. х1 – товары группы А, ед. 2. х2 – товары групп В, ед. 2) Ограничения: 1. По использованию рабочего времени, Чел.-ч.: 0,2х1+3х2 24 2. По имеющейся площади торговых залов, кв.м..: 0,5х1+0,1х2 5 3. По имеющейся площади складских помещений, кв. м.: 3х1+х2 32 4. По накладным расходам, руб.: 5х1+4х2 75 3) Критерий оптимальности – максимальный доход торгового предприятия. Целевая функция: Z=4х1+3х2 → max 4) Условие неотрицательности: хj 0, j=1,2 II Приведем задачу к каноническому виду: Решим ее симплексным методом аналитически. Составляем симплексную таблицу. Перечислим по столбцам содержание таблицы: Базис – содержит перечень базисных переменных; С – значения коэффициентов базисных переменных в целевой функции; План – значения базисных переменных x1 – x6 – коэффициенты переменных в системе ограничений. На первоначальном этапе в базис входят все фиктивные переменные. Тогда, учитывая, что x1 = x2 =0, из системы ограничений находим значения базисных переменных, заносим их в столбец План. Заполняем столбцы С и x1, x2 , x3 , x4 , x5 , x6. В последней строке выпишем значения - на первом этапе это значения коэффициентов целевой функции, взятые с противоположным знаком. Очевидно, что если базис состоит только из фиктивных переменных, то значение целевой функции равно нулю. Будем последовательно улучшать опорный план, на каждом шаге вводя в базис новую переменную, и выводя из него одну базисную переменную. Процесс решения задачи закончится тогда, когда среди чисел не останется отрицательных. Поскольку в первой таблице , то вводиться в базис будет переменная x1. Столбец, соответствующий переменной x1, будем называть разрешающим, обозначим его номер . Рассчитаем значения столбца по формуле: , где - номер строки, - значение базисной переменной, соответствующей -той строке, - значение в ячейке таблицы, находящейся на пересечении -той строки с разрешающим столбцом. Выбираем среди чисел столбца минимальное положительное число. Строку, в которой это число находится, условимся называть разрешающей, а элемент, стоящий на пересечении разрешающего столбца и разрешающей строки – разрешающим элементом. Обозначим номер разрешающей строки . В нашем случае разрешающей строкой является строка, соответствующая переменной x4, следовательно, эта переменная выходит из базиса. Переход к новой симплексной таблице осуществляется по следующему алгоритму: 1. элементы разрешающей строки делятся на разрешающий элемент: , . 2. все остальные элементы таблицы (кроме столбцов С и ), пересчитываем по формуле: , . Здесь подразумевается, что столбец с номером 0 – это столбец значений базисных переменных. Получим новую таблицу. Значение целевой функции рассчитывается как сумма произведений значений базисных переменных на их коэффициенты, т.е. сумма произведений соответствующих элементов столбцов БП и С. Продолжая аналогично, получим решение задачи.
Итак, для получения максимального дохода торгового предприятия равной 55,09 руб., необходимо реализовать: товара группы А – 8,18 ед., группы В – 7,45. Дополнительные переменные х3, х4, х5, х6 показывают разницу между запасами ресурсов каждого вида и их потреблением. При оптимальном плане реализации продукции х4 = х6 = 0, т.е. остатки ресурсов площади торговых залов и накладных расходов равны нулю, а остатки рабочего времени продавцов и площади складских помещений равны соответственно 0,57чел.-ч. и 1,29 кв.м.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1619)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |