Занятие 1 (семинар). Предмет и методы дифференциальной психологии. История развития дифференциальной психологии. Обзор теорий индивидуальности
Цель: закрепить у студентов знания о предмете и методах дифференциальной психологии, истории развития дисциплины; развивать активное слушание, умение синтезировать информацию, понимание многосторонности взаимоотношений идей; отработка умений создания и рассмотрения гипотез и различных теорий. Форма проведения: выступления с докладами, ответы на вопросы и дискуссия. Вопросы по теме: 1. Предмет дифференциальной психологии. 2. Задачи дифференциальной психологии. 3. Три области дифференциальной психологии. 4. Дифференциально-психологический анализ человека. 5. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. 6. Методы дифференциально-психологических исследований. 7. История становления дифференциальной психологии. 8. Запросы практики как важнейший стимул к развитию психологии индивидуальных различий. 9. Значение работ В. Штерна для становления дифференциальной психологии. 10. Формирование дифференциальной психологии за рубежом. 11. Становление отечественной дифференциальной психологии. 12. Факторы, обусловившие выделение дифференциальной психологии в самостоятельную дисциплину. 13. Теории индивидуальности человека (Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г. и др.). 14. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. 15. Понятие индивидуального стиля деятельности. Темы докладов: 1. Современное состояние дифференциальной психологии. 2. Индивидуальность человека как предмет дифференциально-психологического исследования. 3. Экспериментальные исследования по изучению индивидуальных различий. 4. История развития тестирования ИПР. 5. Общая структура человека и взаимосвязи развития его свойств (по Б.Г.Ананьеву). 6. Индивидуальный стиль деятельности (по Е.А.Климову). Литература: 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 3. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2000. 4. Якунин В.А. История психологии. СПб.: Изд-во Михайлова, 2001. 5. Ярошевский М.Г. История психологии. М., «Мысль», 1985. 6. Психология индивидуальных различий. Тексты. СПб.: Изд-во МГУ, 1982. 7. Ильин. Е.П.Психология индивидуальных различий. СПб.: Изд-во «Питер», 2004.
Занятие 2. (практическое занятие). Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий Цель: расширить и углубить знания студентов в области психогенетических и психофизиологических основ индивидуально-психологических различий; развивать активное слушание, применение информации, вспоминание информации, создание связей между идеями, темами и фактами. Формирование практических навыков на основе ранее полученных знаний; вспоминание информации; применение знаний, оценка знаний. Формирование практических навыков проведения исследования по определению свойств нервной системы. Формы: групповое исследование, рассмотрение примеров, методы исследования. Вопросы по теме: 1. Становление психогенетики как науки о детерминантах ИПР. 2. Генетический анализ индивидуальных различий. 3. Близнецовый метод. 4. Теория И.П.Павлова. Темы докладов: 1. Развитие дифференциальной психофизиологии (Б.М.Теплов, В.Н.Небылицын, В.М.Русалов, В.С.Мерлин). 2. История развития учения о темпераментах. Литература: 1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., Пед. общество России, 2001. 2. Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 4. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000.
Занятие 3 (семинар). Конституциональные основы индивидуально-психологических различий. Возрастные индивидуально-психологические различия Цель:закрепить знания о конституциональных и возрастных индивидуально-психологических различиях человека; закреплять умение активно слушать, применять информацию, вспоминать информацию, создавать связи между идеями, темами и фактами. Формы: рассмотрение примеров, методы исследования (использование метода наблюдения) и выступления с докладами. Вопросы по теме: 1. Морфологические теории темперамента. 2. Теория Э. Кречмера. 3. Теория У. Шелдона. 4. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. 5. Возрастные изменения психических функций. 6. Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие. 7. Социальное в развитии человека и его психики. 8. Специфика соотношения генетических и средовых факторов в онтогенезе. Темы докладов: 1. Строение тела и характер (по Э. Кречмеру). 2. Психология конституциональных различий у У. Шелдона. 3. Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека. 4. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития. Литература: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 2. Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 4. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000. 5. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |