Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурные оси в литературе



2015-12-07 466 Обсуждений (0)
Культурные оси в литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




Количество определений культуры чрезвычайно велико, и здесь нам не хотелось бы обсуждать преимущества одного перед другим. Операциональное определение культуры, по Хофстеде таково: «Коллективное программирование психики (mind), отличающее одну группу или категорию людей от другой». В этом определении подчеркивается, что культура (1) атрибут не индивида, а группы; (2) непосредственно не наблюдаема, а проявляется в поведении; (3) разделяется некоторыми, а не всеми людьми.

Многие авторы второй половины ХХ в. рассуждали о природе базовых социальных проблем, которые порождают отличительные культурные оси. Основополагающий вклад сделал Джордж П. Мердок [73], создавший в 1940-е гг. «ареальную картотеку человеческих отношений», в которой он систематизировал большое количество данных о традиционных и дописьменных обществах, собранных полевыми антропологами. Это позволило сравнить антропологические данные об этих обществах.

Вне антропологии наибольшее распространение получило ранжирование обществ по степени их экономической и технологической эволюции, модернизации или дифференциации. Одномерное упорядочивание обществ от традиционных к современным хорошо соответствовало «эволюционизму» XIX–XX вв. с характерной для него верой в прогресс [57].

Экономическая эволюция — важное измерение, отражающееся в общественных ценностях. Однако нет оснований полагать, что оно подавляет разнообразие культур по другим аспектам. Примеры многомерных моделей содержатся в работах Аберл с соавторами [1], которые выделили девять «функциональных условий общества»; Парсонса и Шилза [77, p. 77], предложивших пять «модельных (pattern) переменных»; Клакхона и Стродбека [46, р. 12] с их пятью «ценностными ориентациями»; две «космологии» (сеть, структура (grid) и группа) М. Дуглас [23]. Эти много- или двумерные классификации представляют собой индивидуальные попытки осмыслить упорядочить сложную реальность. Ни в одной из них нет ясности относительно того, к каким уровням анализ применим, а к каким нет: к обществу, к социальным категориям, группам или индивиду. Ни одна из них не была эмпирически подтверждена исследованием современных обществ.

Первую попытку эмпирически определить оси культуры на уровне общества предпринял психолог Р. Кеттел. Факторно-аналитический подход, который он использовал для разработки личностных тестов, он применил к данным о странах [16]. Кеттел проанализировал данные о более 48 переменных из 40 стран. Эти переменные представляли собой пестрый набор географических и демографических данных: предполагаемая раса жителей; исторические и политические аспекты; социальные, юридические и религиозные индикаторы; экономические, медицинские и такие «элитарные» измерения, как количество нобелевских лауреатов. На уровне стран он искал оси того, что он назвал «синтальностью»[6], понятия, аналогичного «личности» для индивида. Факторы Р. Кеттела (он оставил 12) трудно интерпретировать. Было очевидно лишь то, что некоторые факторы отражали лежащее в их основе экономическое развитие. Подход Кеттела был подхвачен другими, но из общих факторов обнаружились только экономическое развитие, размер страны и политические симпатии к одному из двух правящих блоков тех лет. Для психологии эти выводы были тривиальны, поскольку к ним можно было прийти и без факторного анализа. Другие классификации наций, отражающие психологическую точку зрения, в рамках экокультурного подхода предлагали Георгас и Берри [28].

Прорывом в изучении национальных культур стала книга Ричарда Линна «Личность и национальный характер» [53]. В ней изложены результаты факторного анализа общенациональных медицинских и связанных с ними индикаторов, таких как уровень хронических психозов, средняя калорийность питания, уровни самоубийств и потребления сигарет в 18 развитых странах, в результате чего была выявлена ось «тревожности». Линн и Хэмпсон [54] расширили ее за счет еще двух осей — «нейротизм» и «экстраверсию», позже Линн добавил «психотизм». Эти три [добавленные] оси своими названиями соответствуют трем личностным чертам системы Г. Айзенка [26]. По этим трем шкалам Линн и Мартин опубликовали средние значения по 37 странам [55]. Линн также исследовал новую ось «соревновательности» [53] и сравнил данные мужчин и женщин из 42 стран, собранные в ходе обследований студентов с помощью бумажных опросников.

После выхода книги Хофстеде «Культурные последствия» [32] (которую мы опишем в следующем разделе) широкое применение в изучении осей национальных культур получили «бумажные» обследования на выровненных выборках. Тромпенаарс [94] разработал опросник, основанный на идеях Парсонса–Шилза [77] и Клакхона–Стродбека [46], и запустил его среди персонала своих бизнес-клиентов. Он объявил, что в этих данных обнаружились теоретически постулированные семь осей, однако последующий анализ многомерного шкалирования не этого подтвердил [88, 90]. Шварц [85] разработал список 56 ценностей, с помощью которого стали опрашиваться выборки студентов и учителей начальной школы в различных странах (к 1999 г. их было более 40 [83]). Эти данные он подверг анализу пространств наименьшей размерности (Smallest Space Analysis), как на уровне индивидов, так и на уровне стран. На уровне страны он выявил семь осей: консерватизм (conservatism), позднее названный укорененностью (embeddedness); иерархичность (hierarchy); мастерство (mastery); аффективная автономия (affective autonomy); интеллектуальная автономия (intellectual autonomy), приверженность равенству (egalitarian commitment) позднее названная эгалитаризмом (egalitarianism) и гармоничность (harmony).

Европейская исследовательская программа по изучению ценностей методом опроса общественного мнения, начатая в начале 1980-х гг. группой по изучению европейских систем ценностей, впоследствии переросла во Всемирное исследование ценностей (World Values Survey — WVS). В его рамках в 43 странах уже опрошено более 60 000 респондентов с помощью опросника, насчитывавшего более 360 пунктов, касающихся сфер экологии, экономики, образования, эмоций, семьи, гендера и сексуальности, государственного управления и политики, здоровья, счастья, досуга и друзей, морали, религии, общества и нации, а так же работы. Обобщение полученных данных см. [41]. В макроанализе Инглхарт [39, р. 81–98] сгруппировал в 47 переменных более ста ключевых вопросов, относящихся ко всем сферам, вычислил их средние значения по странам и подверг их факторному анализу. Два фактора объяснили 51 % дисперсии. Их Инглхарт назвал «ключевыми культурными осями» и обозначил оппозициями «благополучие vs. выживания» (30 % дисперсии) и «светский рациональный vs. традиционный авторитет» (21 %). Он соотнес сдвиг от традиционного к светски-рациональному авторитету с модернизацией, а переход от выживания к благополучию с тем, что в своих работах он называет постмодернизацией — с замещением материальных целей экспрессивными (психологическими). Позднее [40] в качестве объясняющего фактора он добавил религию. Возможно, анализ Инглхарта еще не завершен, и, по-видимому, база WVS еще позволит выявить дополнительные оси.

Еще одно применение парадигмы культурных осей, результаты которого в полном объеме нам пока недоступны, — это исследовательский проект «GLOBE», первоначально задуманный Робертом Дж. Хаусом в 1991 г. [37, 44] и посвященный взаимодействию между культурой общества, организационной культурой и лидерством. Хаус создал разветвленную сеть из 150 исследователей, которые опросили 9 000 менеджеров в 500 организациях из 61 страны. Цель проекта — измерить 9 осей, выделенных на основе анализа литературы, включая IBM-исследование Хофстеде, которое мы опишем ниже. Это — гипотетические оси, и полученные результаты должны были показать, в какой степени эмпирически выявленныеоси соответствуют теоретически постулированным.



2015-12-07 466 Обсуждений (0)
Культурные оси в литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурные оси в литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)