Компьютерной психодиагностики
«Лень – основной двигатель прогресса», то есть весь научный и технический прогресс как простое желание жить легче. Внедрение компьютеров. Исторический аспект: В начале 1960-х годов компьютер еще не был способен на какие-либо самостоятельные операции и выступал лишь в роли вспомогательного инструмента. Компьютерная психодиагностика за рубежом появилась в 60-е годы: автоматизированы все трудоемкие процедуры обработки диагностической информации. На следующем этапе: разработан значительный арсенал стандартизированных методик. Компьютер все чаще выступает в роли экспериментатора. Третий этап развития − с 1970–х годов, меняется процедура обследования – общение испытуемого с ЭВМ приобретает форму диалога. Первые собственно компьютерные тесты, то есть тесты, специально созданные для компьютера. Отечественная психодиагностика оформляется только к середине 1980-х годов (см. тему 2). Ее развитие связано не столько с развитием информационных технологий, сколько с идеологическими вопросами развития нашего общества. Интенсивное развитие компьютерной психодиагностики в России начинается с 90-х годов прошлого тысячелетия.
Вопрос 2 Понятие компьютеризированных И компьютерных тестов. Все выполняемые на компьютере тесты делятся: на компьютеризованные (приспособленные для выполнения на ПК) и компьютерные (разработанные изначально для выполнения на компьютере). Достоинства современных компьютеризированных методик: -постоянство условий тестирования за счет неизменности реализуемой программы; -обеспечение точности и однозначности регистрации множества возможных реакций испытуемого; -возможность восстановить и проследить последовательность действий испытуемого; -достаточно легкое формирование банков психодиагностических данных, установления эмпирически обоснованных тестовых норм; -создание возможностей для автоматизированного конструирования тестов; -обеспечение возможности расширения практики группового тестирования и тиражирования методик; -расширение возможностей применения мощного математико-статистического аппарата анализа данных; -облегчение сохранения конфиденциальности результатов тестирования; -упрощается хранения диагностических данных; -создание благоприятных условий для применения экспресс-методик; -появление возможности актуализации «игровой» мотивации у испытуемых, повышение достоверности результатов; -обеспечение испытуемого при необходимости быстрой интерпретирующей обратной связью по результатам тестирования; -возможность предъявлять испытуемому динамические объекты средствами компьютерной графики (динамическая стимульная среда); Наряду с очевидными преимуществами, которые дает использование компьютера, есть и принципиальные сложности, продиктованные самой процедурой. Слабая сторона − это принципиальная невозможность переложения ряда методик в компьютерный режим. Для тех же, чей перевод возможен, это ведет к существенному изменению их диагностических качеств, прежде всего валидности и надежности. В компьютерной психодиагностике мы нередко сталкиваемся с заключениями, состоящими из общих, стереотипных высказываний.
Вопрос 3 Компьютеризация как одно из Основных направлений современной Психодиагностики. Круг лиц, имеющих на практике отношение к психодиагностике можно разделить на три социальные группы (исследование мотивации «за» и «против» проведено под руководством О. К. Тихомирова и Л. Н. Собчик): 1) заказчики (представители администрации); 2) психодиагносты; 3) обследуемые. Мотивы представителей администрации, часто препятствующие компьютеризации, они связаны: насколько целесообразно экономически дорогостоящее компьютерное оборудование, особенно в небольших организациях; до настоящего времени не разработаны юридические обоснования использования компьютерной техники для диагностики персонала; у администратора определенную роль могут играть осознанные или неосознаваемые защитные мотивы, включающие нежелание тестироваться самому. Позитивное отношение к компьютерной психодиагностике у заказчиков может быть связано с привлекательностью, легкостью, удобством форм диагностики; престижной мотивацией; кроме того, ссылаясь на данные компьютера и авторитет психолога, руководитель может замаскировать ими собственные управленческие решения. Мотивы психодиагноста: а) определяющие негативное отношение: нежелание менять привычный способ работы; в случае, когда компьютеру передается интерпретация типовых данных, составленная другими психологами, учитывается элемент творчества психолога-практика в составлении психологического диагноза, который может находиться на недостаточном уровне (особенно остро данная проблема стоит для опытных психодиагностов). б) определяющие позитивное отношение: - избавление от рутинной работы; познание и освоение новой интересной деятельности освоения компьютера; возможность переложить ответственность за результаты обследования на компьютерную программу; точность и безошибочность регистрации результатов, а также точный обсчет данных; повышение уровня стандартизации диагностической процедуры. Мотивы обследуемых: а) позитивная мотивация: конфиденциальность автоматизированного тестирования позволяет испытуемому быть более откровенным и естественным во время эксперимента; специфические мотивы (познавательные, коммуникативные и игровые); чувство удовлетворения от того, что испытуемые попутно узнают что-то новое о работе на компьютере; более легкая работа с компьютером, чем с опросниками и бланками; б) отрицательные мотивы: недоверие к компьютеру, страх разоблачения; чувство быстрого утомления от монитора; страх, что не справятся с управлением или не поймут инструкцию и т. д.
Вопрос 4
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |