Проблема создания АРМ психолога
Формирование компьютерных психодиагностических систем (монография В. Б. Рябова, 1982; А. Ф. Веселкова, 1987 и др.). Речь идет именно о рабочем месте психодиагноста, а не психолога вообще. В настоящее время АРМ-П включает в себя стандартный набор диагностических методик, предназначенных для исследования психомоторных свойств, особенностей психики (познавательных и эмоционально-волевых) процессов, социально-психологических черт личности. Существующие АРМ-П скорее необходимо рассматривать как автоматизированное рабочее место психодиагноста. Система АРМ-П с точки зрения содержания включает в себя три подсистемы: 1) программа, реализующая проведение тестирования, хранения, обработку и интерпретацию результатов; 2) система управления базой данных; 3) программы статистической обработки. Выбор прикладных статистических программ: Использование статистических программ в компьютерной обработке ускоряет обработку материала и предоставляет в распоряжение исследователя такие методы анализа, которые в ручной обработке не могут быть реализованы. Для того чтобы избежать лишних сложностей и временных затрат, целесообразно выбрать программу с возможно более дружественным интерфейсом, то есть достаточно развитую функцию подсказок (в том числе с расчетом на неподготовленного пользователя). Один из наиболее распространенных способов компьютерной обработки − использование электронных таблиц. Использование компьютерных методик отнюдь не снижает требований к квалификации психолога. Как минимум, он должен обладать такими знаниями и навыками, как: - знание основных принципов нормоориентированного тестирования; - знание типов тестов, областей их применения, их выбор в соответствии с целями исследования; - знание основ психометрики; - знание и неукоснительное соблюдение этических норм психологического тестирования; - навык работы с компьютерной техникой.
ТЕМА 4. ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Краткое содержание лекции:проблема классификации психодиагностических методик. Возможности классификации психодиагностических методик. Операциональное и предметное основания классификации. Классификация в зависимости от вида психодиагностической процедуры, специфики обследуемых, типа стимульного материала и сбора данных. Классификация по основному методическому принципу: психофизиологические измерения, объективные тесты, наблюдение и самонаблюдение, стандартизированные самоотчеты: тест-опросники, оценочные процедуры, проективные техники, диалоговые методики. Классификация, в основании которой заложен диагностируемый психический феномен. Требования, предъявляемые к квалификации психолога-практика в зависимости от сложности психодиагностических методик.
Вопросы лекции: Вопрос 1.Проблема классификации психодиагностических методик. Исторический экскурс, первые попытки. Вопрос 2.Возможности классификации психодиагностических методик. Вопрос 3.Операциональное основание классификации психодиагностических методик.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн.2. С . 122-153. Общая психодиагностика I Под ред. А.А. БодалеВа, В.В. Столина, М.,1987.83-90. 2. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. М.,1997 С.90-100. 3. Купер К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т.М.Марютиной - М, 2000. С. 448-470. 4. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика личности. Киев. 1989 С. 95-114. 5. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагности способностей.//Психол. журнал. 1991.№2. С. 94-104. 6. Бурлачу к Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике, СГ 2001. С. 97-99.
Вопрос 1. Проблема классификации психодиагностических методик. Исторический экскурс, первые попытки.
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психо диагностики. Классификации методов по Й.Шванцаре Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям: 1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.); 2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные); 3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов; 4. по психической активности испытуемых: ◦ интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; ◦ экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); ◦ проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы; ◦ исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1579)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |