Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО –ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Учебная программа для специальности: 1 – 26 02 02 « МЕНЕДЖМЕНТ» Факультет международных экономических отношений и менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента Курс 2 Зачет 4 семестр Семестр 4 Форма получения высшего образования - заочная Лекций 10 Практические занятия \семинарские 4 Всего аудиторных часов по дисциплине 14 Всего часов по дисциплине – 34.25 Составила Т.Г. Пискунова, к.э.н, доцент
2012 г. программа «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов» составлена на основе базовой программы «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов»,регистрационный номер УД-172-12/баз, утвержденной 04.10.2012г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве типовой программы на заседании кафедры экономики и менеджмента
30.08..2012г., протокол № 1 Заведующий кафедрой ______________ Г.В.Подгорный
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет МИТСО»
2012г., протокол № Председатель ______________ С..Н. Князев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Становление рыночных отношений в Республике Беларусь требует от студентов профессиональных знаний в области теории и методологии планирования и прогнозирования социально-экономических процессов; получение целостного, систематического представления об организационных и прикладных основах управления посредствам планирования и прогнозирования, умения использовать полученные знания на практике. Целью курса является формирование у студентов теоретических и практических навыков решения конкретных задач в области прогнозирования и планирования экономического и социального развития страны. Основные задачи: - творческое осмысление полученных знаний об особенностях функционирования национальной экономики, объективной необходимости и возможности прогнозирования и планирования социально-экономических процессов; - формирование необходимой теоретико-методологической базы в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов; - овладение методами системного анализа в управленческих ситуациях на макро-, мезо- и микроуровне регулирования экономикой; В результате освоения курса «Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов» слушатель должен знать: - ключевые понятия и основные положения планирования и прогнозирования социально-экономических процессов; - систему государственных регуляторов управления, планирования и прогнозирования; - формы планирования и прогнозирования; -объекты и субъекты функционирования экономики, институциональное устройство экономического механизма; - основные цели и задачи обеспечения планомерности развития экономики на всех уровнях управления; - приоритетные направления социально-экономического развития республики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В результате изучения курса студент должен уметь; - провести расчеты по некоторым методикам(по расчету ВВП и инфляции); - прогнозировать развитие производственных отраслей ,производственной инфраструктуры, непроизводственной сферы, регионов, природных ресурсов и окружающей среды; - организовывать разработку и реализацию инновационной политики предприятия на длительную перспективу. Методы и средства изучения дисциплины. Овладеть новыми знаниями и навыками в области планирования и прогнозирования студентам помогут методы и средства, рекомендуемые в данной учебной (базовой) программе. К ним относятся: лекционный материал, самостоятельная работа студентов над отдельными разделами и темами учебного материала, практические и семинарские занятия. К основным средствам относятся :контрольные вопросы и задания, ситуации, тесты, примеры, и задачи в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов. Структура учебной (базовой) программы построена с учетом необходимой логической последовательности изложения материала по прогнозированию социально-экономических процессов. Весь материал рассмотрен с точки зрения комплексного, системного подхода, взаимосвязи и взаимозависимости процессов прогнозирования. Дисциплину « Прогнозирование и планирование» рекомендуется изучать на втором курсе в ходе лекций и практических (семинарских) занятий, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Данная дисциплина органически связана с дисциплинами «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Экономико-математические методы и модели» и др. Она дает возможность студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», получить теоретические и практические навыки решения конкретных задач прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в малых, средних и крупных предприятиях. Лекций-8 часов, практических (семинарских)-10. Форма контроля знаний зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. Программирование в системе государственного регулирования экономики. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь.
Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Основные методологические принципы планирования. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования.
Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов. Понятие, виды и методы прогнозирования. Экспертные (интуитивные) методы прогнозирования. Прогнозирование случайной величины по выборке значений. Прогнозирование с использованием регрессионной зависимости. Прогнозирование временных рядов.
Тема 4. Методы планирования социально – экономических процессов. Балансовый метод в планировании. Нормативный метод планирования. Программно-целевой метод. Планирование с использованием оптимизационных моделей.
Тема 5. Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики. Понятие и типы экономического роста. Макроэкономические показатели и система национальных счетов. Цели макроэкономической политики, планирование и прогнозирование макроэкономических показателей. Планирование и прогнозирование межотраслевых связей и пропорций. Оценка и прогнозирование эффективности экономики.
Тема 6. Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики. Планирование и прогнозирование промышленности и АПК. Планирование и прогнозирование НТП и инвестиций. Планирование развития инфраструктуры. Планирование развития предпринимательства.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |