Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем заявляют участники конфликта друг другу в ходе конфликтного взаимодействия
Переходим к изучению классификации конфликтов, их основных причин и динамики протекания.
2.1. По признаку сферы проявления конфликты могут быть: – экономическими; – идеологическими; – политическими; – социально-бытовыми; – семейно-бытовыми; 2.2. По признаку степени длительности и напряженности конфликты могут быть: – бурными быстро текущими; – острыми длительными; – слабовыраженными вялотекущими; – слабовыраженными быстротекущими. 2.3. По признаку субъектов конфликтного взаимодействия различают следующие виды конфликтов: – внутриличностные; – межличностные; – конфликты типа «личность – группа»; – межгрупповые. 2.4. По признаку социальных последствий все конфликты разделяются на две подгруппы: – конструктивные (функциональные, т.е. способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений); – деструктивные (дисфункциональные, т.е. препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений). 2.5. По признаку предмета конфликты разделяются на: – реалистические (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата); – нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью). 2.6. По признаку источника возникновения различают конфликты двух видов: – объективно обусловленные (т.е. возникающие в сложной противоречивой ситуации взаимодействия людей); – субъективно обусловленные (т.е. связанные с личностными особенностями конфликтующих сторон или с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения их стремлений, желаний, интересов). 2.7. По признаку сталкивающихся ценностей или интересов конфликты могут быть типа: – «плюс – плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив); – «минус – минус» (выбор из двух нежелательных альтернатив); – «плюс – минус» (столкновение благоприятного и нежелательного выборов). 2.8. По признаку возникновения все конфликты можно разделить на: – стихийные; – запланированные, которые объединяют спровоцированные и инициативные. 2.9. По признаку эмоциональности конфликты могут быть: – высокоэмоциональные; – умеренно эмоциональные; – безэмоциональные. 2.10. По признаку управления конфликты разделяются на: – управляемые; – слабо управляемые; – неуправляемые (стихийные). 2.11. По признаку затухания конфликты бывают: – спонтанно прекращающиеся; – прекращающиеся под влиянием средств противоборствующих сторон; – прекращающиеся при вмешательстве внешних сил. Таким образом, классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях, а следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения, определяют динамику протекания. Все причины конфликтов условно можно разделить на две группы – общие и частные. 1. Общие причины проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся следующие: 1.1. Социально-политические и экономические – т.е. связанные с глобальными противоречиями в политике и экономике (противоречия между бедными и богатыми, между консерваторами и радикалами); 1.2. Социально-демографические причины связаны с различиями в установках и мотивах людей разного возраста, пола, этнических групп. (противоречия между отцами и детьми, между мужчинами и женщинами, между коренным и некоренным населением); 1.3. Социально-психологические причины, т.е. такие, которые отражают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе (противоречия между лидером окружением, между изгоем и группой); 1.4. Индивидуально-психологические причины отражают несходство индивидуальных психологических характеристик личности (противоречия между способными и неспособными людьми, между темпераментными и заторможенными личностями). 2. Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный и личный характер: 2.1. Производственные причины связаны с профессиональной деятельностью людей. Наиболее распространенными среди них являются: – Распределение ресурсов, когда их размер ограничен, а необходимость разделения ведет к обидам и недовольству; – Взаимозависимость задач, когда деятельность одного работника или руководителя зависит от деятельности другого работника или группы; – Противоположность функционирования, выражающаяся в формулировке противоречивых задач у различных подразделений на производстве; – Нечеткость функциональных обязанностей сотрудников приводит к ситуации, когда одному подчиненному дают противоречивые указания несколько начальников; – Порочные круги управления выражаются в том, что функции, власть и ответственность в организации вообще не распределены; – Различия в целях, взглядах и представлениях обычно проявляются по мере роста организации, проявления в ее составе специализированных подразделений; – Различия в способах достижения целей могут привести к конфликтам, если руководители подразделений не выработают соглашения о приемлемых и неприемлемых методах работы (элемент корпоративной этики); – Неудовлетворительные коммуникации сводятся к искажению информации, а в отдельных случаях и использованию ложной информации (дезинформации). 2.2. Личные причины обычно связаны с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми условиями, семейными отношениями и бытовыми проблемами конкретного человека, как участника конфликта.
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.Конфликтные ситуации возникают не сами по себе, они создаются одним или несколькими субъектами конфликта и являются предпосылками конфликтов. Характер конфликтных ситуаций в производственной сфере и основные их проявления сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |