Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 8 - Групповые конфликты



2015-12-08 967 Обсуждений (0)
Лекция 8 - Групповые конфликты 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные особенности личностно-групповых конфликтов, а также их причины и специфика управления.

 

Основными особенностями конфликтов между личностью и группой являются следующие:

1. Структура такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках;

2. Причины конфликтов такого вида отличаются своеобразием. Можно выделить три основные группы причин, а именно:

2.1. Причины, связанные с нарушением ролевых ожиданий;

2.2. Причины, связанные с неадекватностью внутренней установки статусу личности. Здесь будем иметь ввиду, что внутренняя установка отражает субъективное восприятие личностью своего статуса, а статус показывает реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений;

2.3. Причины, связанные с нарушением групповых норм или общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы;

3. Формы проявления таких конфликтов достаточно разнообразны:

3.1. Применение групповых санкций;

3.2. Существенное ограничение или полное прекращение общения членов группы с конфликтующим;

3.3. Резкая критика в адрес конфликтующего;

3.4. Эйфория со стороны конфликтующего.

Следует остановиться на такой их разновидности, как конфликт между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают в случаях несоответствия компетентности руководителя принятым нормам и существующим ожиданиям, неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия.

1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия:

1.1. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;

1.2. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей;

1.3. Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев;

1.4. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта:

– актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности;

– критические высказывания в адрес конфликтующей личности;

– ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью;

1.5. Нарушение групповых норм, проявление высокомерия и презрения;

2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести:

2.1. Применение педагогических мер:

– беседа;

– разъяснение;

– формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм);

2.2. Применение административных мер:

– приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта;

– перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения;

3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия:

разъяснение конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта;

объяснение лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта;

4. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта:

первый, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их;

второй, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).

 

  Основные особенности, специфика управления и причины возникновения личностно-групповых конфликтов

Основными особенностями конфликтов между личностью и группой являются следующие:

1. Структура такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках;

2. Причины конфликтов такого вида отличаются своеобразием. Можно выделить три основные группы причин, а именно:

2.1. Причины, связанные с нарушением ролевых ожиданий;

2.2. Причины, связанные с неадекватностью внутренней установки статусу личности. Здесь будем иметь ввиду, что внутренняя установка отражает субъективное восприятие личностью своего статуса, а статус показывает реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений;

2.3. Причины, связанные с нарушением групповых норм или общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы;

3. Формы проявления таких конфликтов достаточно разнообразны:

3.1. Применение групповых санкций;

3.2. Существенное ограничение или полное прекращение общения членов группы с конфликтующим;

3.3. Резкая критика в адрес конфликтующего;

3.4. Эйфория со стороны конфликтующего.

Следует остановиться на такой их разновидности, как конфликт между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают в случаях несоответствия компетентности руководителя принятым нормам и существующим ожиданиям, неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия.

1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия:

1.1. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;

1.2. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей;

1.3. Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев;

1.4. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта:

– актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности;

– критические высказывания в адрес конфликтующей личности;

– ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью;

1.5. Нарушение групповых норм, проявление высокомерия и презрения;

2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести:

2.1. Применение педагогических мер:

– беседа;

– разъяснение;

– формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм);

2.2. Применение административных мер:

– приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта;

– перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения;

3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия:

разъяснение конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта;

объяснение лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта;

4. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта:

первый, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их;

второй, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).

Переходим к рассмотрению конфликта между группами.

Особенности межгрупповых конфликтов: их причины возникновения и специфика управления.

 

В межгрупповом конфликте в качестве субъектов выступают группы (малые, средние или микрогруппы), преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы. Таким образом, основой данного конфликта является столкновение противоположно направленных групповых мотивов, интересов, ценностей и целей. Выделим особенности межгрупповых интересов:

1. Субъективное содержание образа конфликтной ситуации носит характер групповых взглядов, мнений и оценок. Для него характерно наличие трех явлений:

1.1. Деиндивидуализация взаимного восприятия сводится к размыванию индивидуальных характеристик членов конфликтующих групп и подходу к ним в соответствии с принадлежностью к своей или враждебной общности;

1.2. Неадекватное групповое сравнение представляет использование двойных стандартов для оценки групп, когда своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются;

1.3. Групповая атрибуция или объяснение группового поведения разными причинами. Так, позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами, а негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняется внешними причинами;

2. Межгрупповые конфликты отличаются формами проявления и протекания. Такими формами могут быть собрания, совещания, митинги, забастовки, дискуссии, переговоры.

3. В межгрупповых конфликтах проявляются дополнительные функции, такие как сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; раскол группы, отстаивающей незаконные интересы; утверждение статуса личности в группе.

Переходим к изучению способов управления межгрупповыми конфликтами. Для этого используем те же этапы, что и в случае изучения конфликтов между личностью и группой, рассмотренные нами ранее.

1. На этапе прогнозированияконфликта необходимо:

1.1. Постоянное взаимодействие с внешними организациями с целью анализа общественного мнения;

1.2. Организация работы с лидерами противоборствующих групп;

1.3. Выявление ранних симптомов межгрупповых конфликтов в скрытой фазе.

2. На этапе предупреждения конфликта управление им сводится к следующим действиям:

2.1. Разработка мер по нейтрализации конфликта на основе анализа его причин и факторов;

2.2. Продолжение работы с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках;

2.3. Применение педагогических и административных мер;

3. На этапе регулирования конфликта необходимо:

3.1. Признание реальности конфликта лидерами конфликтующих групп;

3.2. Легитимизация конфликта, т.е. установление норм и правил конфликтного группового взаимодействия;

3.3. Институциация конфликта, т.е. создание рабочих групп по разрешению конфликта;

3.4. Применение технологий регулирования конфликта (информационных, коммуникативных, социально-психологических, организационных).

4. На этапе разрешения конфликта необходимо организовать переговоры между конфликтующими сторонами и направить их на согласование интересов и позиций.

В Результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

  • В изучении групповых конфликтов выделяются три основные подхода – мотивационный, ситуационный и когнитивный, различающихся интерпретацией основных источников возникновения конфликтов.
  • Существуют конфликты между группами и конфликты между личностью и группой. Они обладают специфическими особенностями, но в управлении ими имеется определенная общность.

· Лекция 9 - Глобальные, региональные и социальные конфликты

  Понятие, особенности и управление глобальными конфликтами.

Глобальный конфликт по масштабу является общепланетарным и затрагивает интересы всего человечества.

  • Глобальные конфликты – это конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации.

Рассмотрим связь глобальных конфликтов и глобальных проблем современности. Их соотношение представлено в таблице 1.

Табл. 1



2015-12-08 967 Обсуждений (0)
Лекция 8 - Групповые конфликты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 8 - Групповые конфликты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (967)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)