Лекция 8 - Групповые конфликты
Основные особенности личностно-групповых конфликтов, а также их причины и специфика управления.
Основными особенностями конфликтов между личностью и группой являются следующие: 1. Структура такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках; 2. Причины конфликтов такого вида отличаются своеобразием. Можно выделить три основные группы причин, а именно: 2.1. Причины, связанные с нарушением ролевых ожиданий; 2.2. Причины, связанные с неадекватностью внутренней установки статусу личности. Здесь будем иметь ввиду, что внутренняя установка отражает субъективное восприятие личностью своего статуса, а статус показывает реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений; 2.3. Причины, связанные с нарушением групповых норм или общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы; 3. Формы проявления таких конфликтов достаточно разнообразны: 3.1. Применение групповых санкций; 3.2. Существенное ограничение или полное прекращение общения членов группы с конфликтующим; 3.3. Резкая критика в адрес конфликтующего; 3.4. Эйфория со стороны конфликтующего. Следует остановиться на такой их разновидности, как конфликт между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают в случаях несоответствия компетентности руководителя принятым нормам и существующим ожиданиям, неприятия нравственного облика и характера руководителя. Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия. 1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия: 1.1. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; 1.2. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей; 1.3. Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев; 1.4. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта: – актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности; – критические высказывания в адрес конфликтующей личности; – ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью; 1.5. Нарушение групповых норм, проявление высокомерия и презрения; 2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести: 2.1. Применение педагогических мер: – беседа; – разъяснение; – формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм); 2.2. Применение административных мер: – приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта; – перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения; 3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия: – разъяснение конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта; – объяснение лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта; 4. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта: – первый, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их; – второй, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).
Основными особенностями конфликтов между личностью и группой являются следующие: 1. Структура такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках; 2. Причины конфликтов такого вида отличаются своеобразием. Можно выделить три основные группы причин, а именно: 2.1. Причины, связанные с нарушением ролевых ожиданий; 2.2. Причины, связанные с неадекватностью внутренней установки статусу личности. Здесь будем иметь ввиду, что внутренняя установка отражает субъективное восприятие личностью своего статуса, а статус показывает реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений; 2.3. Причины, связанные с нарушением групповых норм или общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы; 3. Формы проявления таких конфликтов достаточно разнообразны: 3.1. Применение групповых санкций; 3.2. Существенное ограничение или полное прекращение общения членов группы с конфликтующим; 3.3. Резкая критика в адрес конфликтующего; 3.4. Эйфория со стороны конфликтующего. Следует остановиться на такой их разновидности, как конфликт между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают в случаях несоответствия компетентности руководителя принятым нормам и существующим ожиданиям, неприятия нравственного облика и характера руководителя. Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия. 1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия: 1.1. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; 1.2. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей; 1.3. Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев; 1.4. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта: – актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности; – критические высказывания в адрес конфликтующей личности; – ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью; 1.5. Нарушение групповых норм, проявление высокомерия и презрения; 2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести: 2.1. Применение педагогических мер: – беседа; – разъяснение; – формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм); 2.2. Применение административных мер: – приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта; – перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения; 3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия: – разъяснение конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта; – объяснение лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта; 4. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта: – первый, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их; – второй, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод). Переходим к рассмотрению конфликта между группами. Особенности межгрупповых конфликтов: их причины возникновения и специфика управления.
В межгрупповом конфликте в качестве субъектов выступают группы (малые, средние или микрогруппы), преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы. Таким образом, основой данного конфликта является столкновение противоположно направленных групповых мотивов, интересов, ценностей и целей. Выделим особенности межгрупповых интересов: 1. Субъективное содержание образа конфликтной ситуации носит характер групповых взглядов, мнений и оценок. Для него характерно наличие трех явлений: 1.1. Деиндивидуализация взаимного восприятия сводится к размыванию индивидуальных характеристик членов конфликтующих групп и подходу к ним в соответствии с принадлежностью к своей или враждебной общности; 1.2. Неадекватное групповое сравнение представляет использование двойных стандартов для оценки групп, когда своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются; 1.3. Групповая атрибуция или объяснение группового поведения разными причинами. Так, позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами, а негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняется внешними причинами; 2. Межгрупповые конфликты отличаются формами проявления и протекания. Такими формами могут быть собрания, совещания, митинги, забастовки, дискуссии, переговоры. 3. В межгрупповых конфликтах проявляются дополнительные функции, такие как сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; раскол группы, отстаивающей незаконные интересы; утверждение статуса личности в группе. Переходим к изучению способов управления межгрупповыми конфликтами. Для этого используем те же этапы, что и в случае изучения конфликтов между личностью и группой, рассмотренные нами ранее. 1. На этапе прогнозированияконфликта необходимо: 1.1. Постоянное взаимодействие с внешними организациями с целью анализа общественного мнения; 1.2. Организация работы с лидерами противоборствующих групп; 1.3. Выявление ранних симптомов межгрупповых конфликтов в скрытой фазе. 2. На этапе предупреждения конфликта управление им сводится к следующим действиям: 2.1. Разработка мер по нейтрализации конфликта на основе анализа его причин и факторов; 2.2. Продолжение работы с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках; 2.3. Применение педагогических и административных мер; 3. На этапе регулирования конфликта необходимо: 3.1. Признание реальности конфликта лидерами конфликтующих групп; 3.2. Легитимизация конфликта, т.е. установление норм и правил конфликтного группового взаимодействия; 3.3. Институциация конфликта, т.е. создание рабочих групп по разрешению конфликта; 3.4. Применение технологий регулирования конфликта (информационных, коммуникативных, социально-психологических, организационных). 4. На этапе разрешения конфликта необходимо организовать переговоры между конфликтующими сторонами и направить их на согласование интересов и позиций. В Результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:
· Лекция 9 - Глобальные, региональные и социальные конфликты
Глобальный конфликт по масштабу является общепланетарным и затрагивает интересы всего человечества.
Рассмотрим связь глобальных конфликтов и глобальных проблем современности. Их соотношение представлено в таблице 1. Табл. 1
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (967)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |