Психология. Курс лекций. Тертель А.Л
М.: Проспект, 2006 - 248 с. http://www.alleng.ru/d/psy/psy067.htm
В учебном пособии раскрыты основные теоретические вопросы курса "Психология": предмет, методы, задачи, принципы, описаны структура, регуляторные процессы и состояния психики. Большое внимание уделено исследованиям личности, деятельности и мотивации человека, мышлению, речи и общению.
Пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся вопросами психологии.
ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 3 Предмет психологии 5 ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 7 Житейская психология 7 Развитие психологических знаний в античной философии. Учение о душе 8 Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения 10 Развитие психологии в Новое время 12 ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ 20 Экспериментальная психология сознания 20 Бихевиоризм и необихевиоризм 24 Гештальтпсихология 25 Психоанализ и теория бессознательного 26 Когнитивная психология 27 Основные достижения отечественной психологии начала XX века. Принцип деятельности в психологии 28 Культурно-исторический подход в психологии 29 ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 31 Метод наблюдения 31 Метод эксперимента 33 Метод опроса: интервью и анкетирование 34 Шкалирование 36 Тестирование 37 Основные требования к тесту 39 Основные разновидности тестов личности 40 ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ 46 Основные стадии развития психики в филогенезе 46 Различие между психикой человека и животного 51 Возникновение сознания как главное событие антропогенеза 53 Научение 55 Реактивное научение 55 Активное научение. Оперантное обуславливание 57 Научение через наблюдение 58 Когнитивное научение 59 Инсайт 60 ГЛАВА 6. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 61 Схема анализа деятельности 62 Социальная адаптация 64 Виды деятельности 66 Игровая деятельность 68 Роль игры в психическом развитии ребенка 69 Учебная деятельность 70 Структура учебной деятельности. Основные положения теорий учения и обучения 71 Успешность учебной деятельности 73 Навыки и умения 75 ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ 78 Потребности. Виды потребностей 78 Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 79 Психоаналитические теории мотивации 80 Гуманистические теории мотивации 81 Удовлетворение потребностей 83 Мотивы 84 Мотивационная сфера личности 86 Связь между мотивами, потребностями и эмоциями 86 ГЛАВА 8. РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ 88 Эмоции 88 Функции эмоций 88 Виды эмоциональных состояний 92 Стресс 94 Воля 95 Волевой акт и структура волевого акта 97 Воля как активность 98 Локализация контроля 98 ГЛАВА 9. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ 101 Ощущения 101 Свойства ощущений 102 Виды ощущений 103 Измерение ощущений 104 Восприятие 105 Восприятие пространства и движения 107 Память 109 Основные психологические подходы в исследованиях памяти ... 110 Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память 113 Произвольная и непроизвольная память 114 Эксплицитная и имплицитная память 115 Кратковременная, оперативная и долговременная память 116 Основные мнемические процессы 117 Внимание 119 Произвольное и непроизвольное внимание 121 Основные свойства внимания 122 Теоретические направления в исследованиях внимания 125 Воображение 127 Основные функции воображения 128 Формы воображения 129 Характеристики воображения 130 ГЛАВА 10. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 132 Общая характеристика мышления 132 Процесс мышления и решение задач 135 Основные виды мышления 136 Творческое мышление 138 Язык и речь. Связь мышления с развитием речи 139 Коммуникативная функция речи 140 Интеллектуальная функция речи 141 Концепция внутренней речи Л. С. Выготского 141 Практические приложения использования речи 142 Интеллект 146 ГЛАВА 11. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ 149 Представление о личности в отечественной психологии 149 Личность и индивидуальность 151 Основные этапы формирования личности 152 Критерии сформировавшейся личности 154 Главные направления в зарубежной теории личности 155 Бихевиоризм 155 Психоаналитическая теория личности 158 Функции «защитных механизмов» личности 160 Аналитическая теория личности 162 Гуманистическая психология 164 Когнитивная теория личности 166 Когнитивный диссонанс 168 Диспозициональная теория личности 170 Формирование Я-концепции индивида. Самооценка 174 Создание основ теории Я 174 Символический интеракционизм 175 Представления об идентичности 175 Феноменалистический подход 176 Самооценка 177 ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 180 Сангвинический темперамент 181 Флегматический темперамент 181 Холерический темперамент 181 Меланхолический темперамент 182 Характер 183 Способности 186 Доказательства врожденности способностей 187 Доказательства возможности формирования способностей 187 Изучение одаренности 189 ГЛАВА 13. ОБЩЕНИЕ 190 Вербальная и невербальная коммуникация 191 Вербальная коммуникация 191 Невербальная коммуникация 193 Обмен информацией в коммуникативном процессе 195 Виды взаимодействия при общении 197 Стили взаимодействий 198 Взаимодействие как организация совместной деятельности 199 Социальная перцепция 201 Типы восприятия людьми друг друга 203 Межличностная аттракция 207 ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 209 Основные направления практической психологии 209 Сферы практического применения психологического знания 212 ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ 220 Психологическое консультирование 220 Основные этапы работы психолога-консультанта 223 Семейная психотерапия 231 Направления в семейной психотерапии 233 Арт-терапия 236 Психотерапевтические цели арт-терапии 239 Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем 240 Методика проективного рисунка 241
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |